Адаптивное руководство

Различные ситуационные модели помогают осознать необходимость гибкого подхода к руководству. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации. Даже такая приятная и человечная теория, как теория «Y» Мак Грегора, состоит из ряда предположений (гипотез) и не дает объективной оценки имеющимся фактам. Более того, очень легко допустить ошибку в суждениях о людях. Поэтому руководитель должен всегда быть готовым к переоценке суждений и, если необходимо, соответствующему изменению стиля руководства.

Руководитель, который выбрал определенный стиль лидерства и строго его придерживается, поскольку этот стиль хорошо зарекомендовал себя в прошлом, может оказаться неспособным осуществлять эффективное руководство в другой ситуации.

Аналогичная ситуация может возникнуть, если руководитель переведен из подразделения с высокоструктурированными задачами в подразделение с неструктурированными, творческими задачами.

Исследования показали, что эффективные руководители реагируют на ситуацию гибко, т. е. меняя стили.

Руководители, которые работают не в своей стране, должны особенно хорошо сознавать культурные ограничения какого-то одного конкретного стиля руководства. Исследования показывают огромные различия между стилями руководства, которые являются предпочтительными в разных странах. Это дает информацию к размышлению, что особенно важно в сегодняшнем мире многонациональных корпораций. Европейцы обычно находятся под влиянием традиций, и они более восприимчивы к автократичному руководству, чем американцы. С другой стороны, несмотря на то, что японская культура высоко ценит традицию и лояльность, японцы широко и эффективно используют работников в принятии решений.

Руководитель, который хочет работать как можно более эффективно, получить все, что можно, от подчиненных, не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Скорее руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации. Если бы кого-то попросили назвать какой-то один, «лучший» стиль руководства, это был бы «адаптивный», или «ориентированный на реальность». Давая описание этого ориентированного на реальность стиля, отмечают, что он «развивается по многим направлениям. Кроме того, разрабатываются правила принятия решений, которые могут служить ориентирами того, как и когда надо менять стили руководства... Если проанализировать соответствующую литературу, можно заметить, что считающийся «эффективным» стиль руководства меняется в зависимости от ситуации... ни один стиль руководства не может считаться самым эффективным... Поэтому эффективные руководители – это те, кто может вести себя по-разному в зависимости от требований реальности».

Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством, Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разобрать или обосновать какую-либо теорию. Разделяя ситуационный подход к лидерству, можно предположить, что при соответствующей подготовке руководители смогут научиться выбирать стиль, сообразный ситуации. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние, разрешая подчинённым в какой-то степени участвовать в принятии решений, а не структурировать условия осуществления работы. Со временем те же самые руководители сочтут необходимым сменить стиль, сообразуясь с изменением характера задачи, с возникающими перед подчиненными проблемами, давлением со стороны высшего руководства и многими другими факторами, характерными для организации.

Тема 6.2Формальные и неформальные группы в организации

Группа – это два и более лица, взаимодействующие друг с другом в процессе совместной деятельности. Таким образом, каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием.

 

Выделяют 2 разновидности группы:

1. Формальные.

2. Неформальные.

Формальные группы создаются в рамках организационных структур по воле руководства, такие группы законны и реализуют цели, поставленные перед ними на предприятии.

Выделяют следующие типы формальных групп:

1. Командные группы (группы руководителей) представляют собой основное руководство предприятия, т.е. высший уровень управления.

2. Рабочие или целевые группы имеют одно и тоже задание, объединены одним видом деятельности и обладают относительной самостоятельностью в планировании своего труда.

3. Комитет создаются с целью выполнения оперативной задачи или решения какой - либо проблемы, как правило носит временный характер.

Причины вступления в формальную группу:

1. Вознаграждение

2. З\п

3. Престиж принадлежности

4. Желание выполнить работу.

Неформальные группы – группы лиц, не связанных должностной иерархией и объединенных на основе дружеских отношений, общности интересов и т.п.

Они образуются, как правило, спонтанно, а люди, ступающие них, не всегда осознают зачем они это делают.

Причины вступления:

1. Принадлежность – удовлетворение потребности в чувстве принадлежности.

2. Помощь, т.е. человек может в случае необходимости обратиться в группу за поддержкой.

3. Защита, силы группы успешнее защищаются и защищают своих товарищей.

4. Общение, люди хотят знать, что происходит вокруг них, особенно если это затрагивает их работу.

5. Тесное общение и симпатия, т.е. люди присоединяются к неформальным группам просто для того, чтобы быть ближе к тем кому они симпатизируют.

Особенности неформальных групп:

1. Социальный контроль за своими членами, т.е. в группе вырабатываются какие-то определенные нормы и другие члены следят за одним из своих товарищей, с целью того, чтобы он следовал этим нормам.

2. Выработанные нормы поведения, отношений одежды и т.д.

3. Сопротивление переменам – объединение в группы против имеющихся или предлагаемых изменений.

4. Сфера влияние неформальных лидеров может выходить за административные рамки формальной организации или группы, при этом неформальный лидер выполняет две важнейшие жизнеобеспечивающие функции группы:

1) Помогает группе в достижении поставленной цели

2) Систематически поддерживает и укрепляет группу.

5. Лидеры иногда могут получать формальные должности.