Законодательство.
Причины возникновения монополистических объединении, их формы. Монополия в условиях рыночной и командной систем. Антимонопольное
Типы рыночных структур
Вопрос 4
3. Разнообразные типы рынков можно классифицировать по различным критериям
- По экономическому назначению объектов рыночных отношений.
- рынок товаров и услуг,
- рынок труда,
- теневой рынок,
- рынок недвижимости
- По географическому положению
- местные,
- национальные (ВДНХ),
- мировые (нефти)
- По отраслям.
- рынок автомобилей,
- рынок нефти,
- зерна
- По характеру продаж.
- оптовый рынок,
- розничная торговля
- По степени ограничения конкуренции
Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция | |||
монополистическая | олигополия | монополия | ||
Количество фирм | ||||
Тим продукта | ||||
Доступность инфор | ||||
Барьеры входа | ||||
Контроль над Р |
Рынок совершенной конкуренции – рынок, на котором действует большое количество мелких фирм, реализующих мелкую продукцию. Доля каждого продавца на рынке мала и он не может существенно влиять на цену.
Рынок монополистической конкуренции – рынок характеризующийся большим количеством мелких фирм , производящих дифференцированную продукцию. (товар удовлетворяет одну и ту же потребность , но имеет качественные отличия.)
Рынок олигополии – рынок нескольких крупных продавцов каждый из которых имеет большое влияние на количество и цену товара. Продавцы стремятся объединиться.
Монопсония – рынок, на котором присутствует один покупатель.
Рынок монополии – рынок, на котором действует только один продавец. Учитывая спрос на товар, устанавливают цену.
Естественная монополия– это такое предприятие, которое удовлетворяет рыночный спрос с меньшими издержками чем если бы его обеспечивали несколько конкурирующих между собой предприятий.
Необходимость монополистических объединений порождена стремлением сохранять и увеличивать прибыли при резко обострившейся конкуренции предприятий-гигантов; такая конкуренция опасна: длительная, дорогостоящая, разорительная может привести к гибели фирмы.
Формы монополистических объединений: картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат.
Монополия в условиях рыночной экономики базируется на собственной экономической мощи, потеря которой приводит к банкротству.
Монополия в командной экономике:
1. Базируется на административной мощи, нередко прикрывающей ее слабость в экономике. С помощью министерских дотаций существуют убыточные и малорентабельные (с малой доходностью) монополии (за счет средств высокорентабельных производств).
2. Имеет всеобъемлющий характер (трехзвенная система монополизма):
1-е звено - монополизм государства (на все формы собственности, на ресурсы и продукцию, на рабочие места, на доходы и т. д.).
2-е звено - ведомственный монополизм, основанный на отчуждении прав у непосредственных производителей товаров и передачи их управляющим структурам.
3-е звено - монополизм крупнейших предприятий соответствующих отраслей.
Антимонопольное законодательство призвано устранить (смягчить) отрицательные последствия монополизма с подощью следующих мер:
- установление пределов контроля рынка одной фирмой (в процентах; например; каждая фирма в отрасли по закону не имеет права выпускать более, чем 35% продукцию данной отрасли);
- запрещение применения принудительных условий в договорах со смежниками, с покупателями;
- запрещение соглашений по ценам фирм данной отрасли;
- запрещение соглашений между фирмами, по разделу рынков,
- запрещение создания препятствий в доступе на рынке,
- и т. д.
В случае неисполнения предусмотренных законом мер, фирмы-нарушители подвергаются штрафам, изъятиями прибыли и т. п. (вплоть до ликвидации фирмы). Сущность антимонопольных мер (демонополизации) заключается не в уничтожении крупного производства, а в поддержке конкуренции.
Чистая монополия. Барьеры вхождения в отрасль.
• Монополия - это исключительное право на обладание чем-либо (от греческих слов «монос» - один, «палео» - продаю => единственный продавец).
Экономическая монополия - это господствующее положение на рынке, реализуемое в • форме получения сверхприбыли.
Для чистой монополии характерно: наличие одного продавца
наличие уникального (нет близких заменителей) товара вход в отрасль для других фирм блокирован значительный контроль над ценой со стороны монополиста
• Барьеры вхождения в отрасль:
1 Естественные (т. е. обусловленные спецификой отрасли), в том числе:
1.1 Барьеры, связанные с особыми природными условиями, уникальными природными ресурсами (редкими, свободно не воспроизводимыми), что позволяет единственному продавцу диктовать цены на рынке и извлекать сверхприбыль. Примеры: уникальные лечебнице на Мертвом море, плодородные земли под виноградники в провинции Шампань (:=> производство истинного «Шампанского»).
1.2 Барьеры, связанные с тем, что в некоторых отраслях нерационально наличие более, чем одной фирмы (это явление характерно для так называемых «локальных» монополий в небольшом городе нерационально строить несколько параллельных линий электропередач, водопровода, телефонных сетей и т. п.). В указанных отраслях присутствует «эффект экономии на масштабах производства»: издержки на единицу продукции в долгосрочном периоде снижаются при расширении производства. В данной ситуации разделение выпуска продукции между двумя и большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут малы, а следовательно, будут выше издержки на единицу продукции, что снизит прибыль фирм.
• Естественные монополии не подлежат демонополизации, хотя возможно некоторое
их регулирование со стороны государства.
2 Искусственные, специально созданные фирмой, в том числе:
2.1 Юридические барьеры (патенты, лицензии, авторские права) - это не экономические барьеры => возникает закрытая (правовая) монополия, законодательно зашищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.
Примеры: фирмы Ксерокс Поляроид, Дженерал моторе, Дженерал электрик;
государственная монополия на выпуск денег, военной техники и т. д.
2.2 Криминальные барьеры - это не экономические барьеры => возникает закрытая монополия, защищаемая, незаконными методами (физическое насилие, шантаж и т.п .)
Искусственные монополии обычно регулируются государством.