Декомпозиция информационных систем

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

ИС можно рассматривать как человеко-машинную систему с автоматизированной технологией получения результативной информации, необходимой для информационного обслуживания специалистов и оптимизации процесса управления в различных сферах человеческой деятельности.

Чтобы управлять, необходимо знать:

· как ведет себя ОУ, т.е. его состояние в заданные моменты времени;

· какова цель управления;

· какими средствами воздействия на ОУ (ресурсами) обладает управляющая система.

ИС реализует основные процедуры преобразования информации: сбор, регистрация, передача, обработка, хранение и накопление. В ИС осуществляются сбор и регистрация информации о состоянии ОУ и среды. Передача информации в ИС может осуществляться различными способами. Обработка экономической информации производится с использованием средств вычислительной техники. Закон преобразования входных данных в выходные называется законом управления. Анализ полученной информации и выработка управляющих решений позволяют вводить в соответствии с целью управления необходимые коррективы на ОУ в связи с возникающими помехами.

Хранение и накопление экономической информации вызваны многократностью ее использования, применением справочной, нормативной и других видов информации.

ИС – это сложные кибернетические системы, которые характеризуются:

· большим количеством составляющих элементов и выполняемых функций;

· многоуровневой иерархической структурой;

· наличием сложных информационных связей между элементами системы;

· многокритериальностью при наличии функциональной целостности и общей цели;

· наличием взаимодействия с внешней средой.

Трудности изучения и организации сложных систем потребовали создания специального научного инструмента, называемого системным подходом и системным анализом.

Системный подход – понятие, подчеркивающее значение комплексности, широты охвата исследований.

Системный анализ – это конкретная методология познания применительно к проблемам управления сложными системами, включающая:

· рассмотрение системы как комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих частей;

· рассмотрение системы как составной части системы более высокого уровня;

· четкое выделение целей функционирования систем и пр.

С позиций системного анализа основная цель декомпозиции – это разделение по тем или иным признакам системы на части (подсистемы), имеющие меньшую сложность. При этом должны обеспечиваться условия, как для анализа, так и для синтеза этих подсистем.

Декомпозиция – (лат., от de раз, и componere составлять) научный метод, использующий структуру задачи и позволяющий заменить решение одной большой задачи решением серии меньших задач, пусть и взаимосвязанных, но более простых.

Декомпозиция в теории управления – метод, по которому исследуемая система делится на подсистемы, задача – на подзадачи и т.д., каждая из которых решается самостоятельно.

Синтез – процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор. Термин происходит от греч. σύνθεση – совмещение, помещение вместе (σύν – с, вместе и θεση – положение, место).

Синтез – процесс, как правило целенаправленный, соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в нечто качественно новое, целое или представляющее набор.

При создании ИС декомпозиция производится таким образом, чтобы подсистемы подчинялись какой-либо классификации, например, по функциям, этапам и структуре управления. ИС в целом должна быть такой системой, чтобы все подсистемы функционировали в соответствии с общей целью. Поэтому возникает проблема выбора, как критерия функционирования всей системы, так и декомпозиции этого критерия, т.е. определения критериев функционирования отдельных подсистем (критериев субоптимальности). Для определения целей и критериев функционирования сложных систем и подсистем строят «дерево целей».

Следует отметить, что подсистемы не могут и не должны быть обособленными или функционировать сами по себе. ИС представляет собой тесную взаимосвязь всех ее подсистем, а декомпозиция осуществляется для облегчения и упрощения анализа, проектирования и внедрения системы.

 

Рис. 7. Декомпозиция целей. (http://www.consultactiv.ru/publications/show/730882/index.html)

В ИС разделение на подсистемы обычно производится таким образом, чтобы подсистемы подчинялись какой-либо классификации. Направления декомпозиции ИС по функциям управления, организационному, иногда и временному признаку позволяют выделить функциональные, обеспечивающие, структурные и этапные подсистемы, а также относящиеся к этим подсистемам задачи управления.

Под функциональными подсистемами понимаются подсистемы, реализующие отдельные функции управления. К ним можно отнести подсистемы планирования, контроля, учета, регулирования и др.

В зависимости от специфики ОУ изменяется состав выполняемых системой функций управления, следовательно, различен и состав функциональных подсистем в ИС. Функциональные подсистемы имеют большое значение в решении задач управления. Каждая функциональная подсистема характеризуется своим специфическим ОУ, внутренней замкнутой информационной системой со своими внешними входами и выходами. В разных подсистемах управления приходится решать многочисленные функциональные задачи управления.

При решении функциональных задач средствами ИТ они должны быть преобразованы в вычислительные задачи, т.е. должны иметь алгоритм, программу, и введены в ЭВМ.

Под обеспечивающими подсистемами понимаются подсистемы информационной базы, программного, технического, лингвистического, математического, организационного, правового обеспечения. Все задачи, решаемые функциональными подсистемами, выполняются на основе этого единого обеспечения. Приведенный перечень обеспечивающих подсистем можно назвать типовым, так как эти подсистемы входят в состав обеспечивающей части любой ИС.

Под структурными подсистемами понимаются подсистемы, соответствующие структурному (организационному) построению ОУ.

Под этапными подсистемами понимаются подсистемы, соответствующие различным этапам (режимам) деятельности ОУ. Такими этапами могут быть этапы начального запуска, нормального функционирования, окончания функционирования системы, послеаварийного восстановления. Подобная декомпозиция характерна для АСУТП.

Наиболее часто встречается декомпозиция ИС на функциональные и обеспечивающие подсистемы. На локальном уровне при созданию ИС рекомендуют автоматизировать обработку информации по следующим функциональным подсистемам:

· планирования;

· оперативного управления;

· материально-технического снабжения;

· технической подготовки производства;

· сбыта и реализации готовой продукции;

· финансово-бухгалтерской деятельности;

· управления качеством продукции;

· управления кадрами.

Этот перечень носит рекомендательный характер, так как в каждом конкретном случае, при выделении функциональных подсистем необходимо учитывать особенности ОУ. Каждая функциональная подсистема включает ряд комплексов задач, описываемых соответствующими математическими моделями, решение которых дает необходимую для управления информацию. Рассмотрим состав некоторых основных, функциональных подсистем из приведенного выше перечня.