Социализация и ресоциализация в процессе социальной коммуникации. Социальные мифы как агенты социализации. Теория социальных мифов Жоржа Сореля. Пример действия социального мифа.

Микрокоммуникация на групповом уровне. Референция. Динамика принятия решения при изменении типа референции.

Референция (от лат. referens — относящий, сопоставляющий) – подражание, но не отдельному человеку, а социальной группе, с которой индивид желает себя идентифицировать.

Отрицательная референция – человек сознательно избегает признаков отвергаемой им группы.

В психологии референция – отношение собственного и чужого мнения при принятии решений и самооценке человека.

Внутренняя референция – ориентирование на собственное мнение, видение и позицию.

Внешняя референция – ориентирование на мнение других, окружающих.

Смешанная референция — это сочетание и того, и другого.

Руководство коллективом – коммуникационная управленческая деятельность субъекта на групповом уровне.

Менеджмент, организация, лидерство.

Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Ресоциализация (лат. re (повторное, возобновляемое действие) + лат. socialis (общественный) — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого.

Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовать в социальной жизни.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание.

Социальные мифы как агенты социализации.

Теория социальных мифов Жоржа Сореля.

Создаваемые человеком построения могут производить большой эффект, придавая вид реальности тем надеждам, которые воодушевляют людей на поступки в настоящий период времени.

Идеал (Социальный миф) — совокупность образов будущего, в максимальной степени отвечающих чаяниям людей и вызывающих глубокие и интенсивные чувства.

Идеология по природе своей субъект–объектна, она направлена на воспитание или убеждение той или иной социальной группы (массы).

Идеал же есть творчество духа, он укоренен в самой природе человечества, поэтому нет необходимости убеждать отдельных индивидов в его прелести; они впитывают доверие к нему, живя одной жизнью с подобными себе людьми.

Социальные мифы как агенты социализации.

Усложнение и ускорение социальных процессов, с одной стороны, а с другой – углубление рационализации всех сфер жизни в ХХ веке, привели к парадоксу:

все более усложняющуюся рациональную картину мира можно отразить в массовом сознании только путем предельного упрощения социальных концепций

– вроде концепций «конца истории», «столкновения цивилизаций», «золотого миллиарда» и т.п.

Вместе с тем, такого рода концепции сами становятся элементами социальных мифов, средствами воздействия на массовое сознание, духовно-нравственные ориентации и политический процесс.