Микрокоммуникация. Трансактный анализ в аспекте социально-коммуникативной деятельности.

3 эго-состояния: ребенок, взрослый и родитель. Цель – поддержания эго-состояния – это комфорт.

Вступая в контакт с окружающей средой, человек всегда находится в одном из этих эго состояний

Эго-состояние Ребёнка (Ре) содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности. Состояние ребенка – «хотение». Это спонтанное проявление человеческой свободы, или назойливое упрямое желание своей воли.

Ребенок: 1)естественный ребенок, 2)адаптированный ребенок (он-либо Позитивныйадаптивный ребенок – подавивший свои желания и приспособившийся к требованиям общества и ожиданиям родителей; либо Негативныйадаптированный ребенок – бунтующий и протестующий )

Эго-состояние Взрослого (В) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая. Состояние взрослого – «могу». Это умение договариваться, принимать решения на основе информированности, строить «горизонтальные» отношения.

Эго-состояние Родителя (Р) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне — переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка. Состояние Родителя – «надо», или «не надо» в качестве критического самоотношения.

Родитель: 1)контролирующий(«надо», главные действия – заставлять и наказывать), 2)опекающий («забота» как потакание и потворствование опекаемому ).

Трансакция — это единица общения, которая состоит из стимула и реакции.

Виды трансакции:

Параллельные (англ. reciprocal/complementary) — это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть». В данном случае взаимодействие происходит между Взрослыми эго-состояниями собеседников.

Пересекающиеся (англ. crossed) — направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», жена с раздражением отвечает: «Я всегда у тебя во всём виновата!!!». Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю.

Скрытые (англ. duplex/covert) трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции, являются почвой для развития психологических игр.

Цель транзактного анализа – обретение самостоятельности.

Транзактный анализ Эрика Берна – пример структурирования микрокоммуникации на индивидуальном уровне.