Общение и коммуникация. Коммуникация как предмет научного рассмотрения.
Задача №4
Задача №2
Задача №1
Ресурсная база банка сформирована за счет следующих источников:
1. Обязательства по «горячим Д.» | 100% | |||
2. Краткосрочные обязательства | 20% | |||
3. Условно-предсказуемые ресурсы | 20% | |||
4. Долгосрочные пассивы | 5% |
Рассчитать объем резервов.
Определить объем высвобожденных средств, в случае если все нормы резервирования будут снижены в 2 раза.
Эк.эффект.= Доходность А.* (
Имеется информация о следующих поступлениях и выбытиях средств, предстоящих до конца месяца:
10.02. выдача К. 10% 15 млн. начальное
13. 02. Выплата % по деп. 3 млн сальдо
14. 02
15. 02. Поступление ср-в на р/сч. 40 млн. 20 млн.
20. 02. Поступление ср-в в рамках з/п проекта200 млн.
21.02. Закрытие деп. Юр.л. 20 млн.
22. 02. Уплата % и возврат К. 15049 тыс.
27.02. Уплата налогов клиентам = 2,5 млн.
Дата | 10.02. | 13.02. | 14.02. | 15.02. | 20.02 | 21.02. | 22.02. | 27.02. |
Поступило | +40 | +40 | +15,5 | +15,05 | ||||
Выплаты | -15 | -3 | -20 | -20 | -2,5 | |||
Сальдо | +5 | +2 | +42 | +22 | +37,05 | +34,56 |
Подходы к управлению ликвидностью можно комбинировать:
Согласно сбалансированному методу управления ликвидностью часть ожидаемого спроса на ликвидные средства накапливается в виде быстрореализуемых ц/б и депозитов в др. банках, в то время как иные потребности в ликвидных средствах обеспечиваются предварительными соглашениями об открытии кредитной линий с банковскими корреспондентами или другими поставщиками средств. Неожиданно возникающие потребности в ликвидных средствах обычно покрываются краткосрочными займами. Размер долгосрочных потребностей в ликвидных средствах может быть спрогнозирован, а средства для их удовлетворения могут храниться в виде краткосрочных и среднесрочных займов и ц/б, которые при возникновении потребности в ликвидных средствах могут быть быстро превращены в наличность.
Показатель ден. позиции
Отношение краткосрочных инвестиций к обязательствам изменения при колебаниях % ставок
Доля основной деп.
Структурное отношение вкладов
П-ль брокерских деп.
Доля заложенных ц/б
Тема: Управление прибылью банка
Управление прибылью всей КО, относятся к числу стратегических вопросов. Эффективность финансовых результатов работы структурных подразделений, прибыльность банковских продуктов – вопросы оперативного управления.
Общими для рассмотрения на всех уровнях является классификационные группы доходов и расходов.
Доходы:
· От ссудных операций
o % по Кредитам
o От операций с векселями
· От ц/б
o %-ые доходы
o Прибыль от реализации (курсовая разница)
o Доходы от переоценки
· И т.д. по видам операций
· Прочие Д.
o Комиссионные Д.
o Доходя от оказания консультационных услуг
o И др. операции не являются основной деятельностью.
В рамках структуры доходов м.б. выбран источник, который позволяет зарабатывать больше в существующей конкурентной позиции.
Расходы:
· Операционные
o %-е
o Переоценка, уплата комиссий
o Прочие (штрафы, пени, неустойки)
· Расходы на оплату труда
· Административные расходы
Не процентные расходы называется бремя. за счет разницы доходов и %-х расходов все не %-е расходы банка д.б. компенсированы.
Для определения доходности операций, как правило, используется прибыль рентабельности:
Для комиссионных операций объем прибыли может заменять оборот
Система управления прибылью в общем виде м.б. представлена в виде соотношения:
Чистая прибыль 16
Опер.в. 215
Совокуп. А. 1250
Акц.кап. 111
ROE=14,4%
Альтернативный сценарий:
А. –П. = 1615
= 243
Чист. П. 24
ROE=17,1%
Тема: Корпоративное управление в КО
Корпоративное управление – это управление системой отношений между лицами, заинтересованными в деятельности КО, имеющими возможность оказывать влияние на нее.
Сложность корпоративного управления обусловлена наличием конфликтов интересов между заинтересованными лицами.
Для банка это:
1. Менеджеры
2. Собственники
3. Сотрудники
4. Аффинированные лица
5. Аудиторы
6. Вкладчики
7. Контрагенты
8. ЦБ (регулирующие органы)
Недостатки в корпоративном управлении могут привести к возникновению конфликтов и потере репутации.
Преимущества корпоративного управления:
1. Повышение предсказуемости работы для всех заинтересованных лиц.
2. Повышение эффективности.
3. Повышение прозрачности, позволяющее выйти на внешние рынки привлечения ресурсов.
Методы корпоративного управления:
· Распределение полномочий, формирование ими контроля.
Одна из форм контроля и обеспечения баланса интересов – совет директоров. С.Д. включает в себя представителей менеджеров, собственников и независимых директоров. К компетенции С.Д., как правило, относятся разработка стратегии, формирование требований к системе управления рисками, определение вознаграждений менеджеров, получение сведений от аудиторов и система внутреннего контроля.
Разделение полномочий в КО подразумевает распределение прав принятия важнейших решений между:
o Собранием учредителей
o Совет директоров
o Коллегиальный исполнительный орган (президент)
· Информационная прозрачность – раскрытие информации дает возможность подключить внешние механизмы корпоративного управления:
o Фондовый рынок
o Потребителей и контрагентов
· Контракт с рук-м – в контракте с рук-м должны найти отражение меры по стимулированию желательного поведения
· Особые условия совершения крупных операций с заинтересованностью, взаимосвязанных сделок.
Крупные сделки могут затронуть благосостояние собственников очень серьезно. Ответственность за их свершение предлагается разделить.
Сделки с заинтересованностью – это сделки с аффилированными лицами. Они должны совершаться на рынке услуг.
· Требования к прозрачности орг. структур.
Управление банковскими рисками
Основные виды банковских рисков охарактеризованы в Указании операционного характера № 70-Т от 23 июня 2004 г. «О типичных банковских рисках».
К типичным банковским рискам относят:
- Кредитный риск
Особое внимание уделяется концентрации кредитного риска. Также рассматривают риск неперевода денежных средств и страновой риск.
- Рыночный риск: фондовый, валютный, %- ый риск.
- Риск ликвидности
- Операционный риск
- Правовой риск
- Репутационный риск
- Стратегический риск
Риск предлагается понимать как вероятность понесения потерь вследствие наступления неблагоприятных событий.
Для управления рисками используются следующие основные группы методов:
1) методы уклонения от рисков:
- отказ от ненадежных партнеров
- отказ от рискованных проектов
- страхование рисков
- поиск гарантов
2) методы локализации
- создание специальных структурных подразделений
- создание специальных аффелированных структур
- заключение договоров о совместной деятельности
3) методы диверсификации
- диверсификация видов деятельности и зон хозяйствования
- диверсификация инвестиций
- распределение риска во времени
4) методы компенсации рисков
- создание резервов
- прогнозирование внешней среды и стратегического планирования
- обучение персонала
Рыночный риск- риск понесения убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночной стоимости активов и обязательств:
- валютный риск-риск неблагоприятной переоценки .Риск понесения убытков в связи с несбалансированностью активов и пассивов номинированных в разных валютах. Инструмент управления лимит открытой валютной позиции.
Методы управления процентным риском. Оценка процентного риска.
GAP- анализ. Заключается в определении величины несоответствия объема активов и пассивов, стоимость которых меняется в результате воздействия одних и тех же факторов.
GAP=АЧП – ПЧП
АЧП - активы чувствительные к процентной ставке
ПЧП – пассивы чувствительные к процентной ставке
АЧП - величина активов банка, доходность которых меняется при колебании процентной ставки.
ПЧП – величина пассивов банка, стоимость которых меняется при колебании процентной ставки.
Если GAP>0 % - плохо
% - хорошо
Процентный риск может возникать также в результате существенного отличия средних сроков привлечения и размещения средств.
Для оценки средних сроков используется показатель дюрации.
CF- денежный поток в отчетном периоде (i)
Задача.
Кредит на сумму 500 тыс.
Срок 3 года
Ставка 20 %
Проценты в конце срока
Сумма в конце срока.
D=
GAP дюрации = Da – u Dп
обязательства
u=
активы
Задача.
Актив | Ставка | Сумма |
Касса | - | |
Кредиты, 3 года | ||
Облигации. 2 года | ||
Векселя, 1 год |
Пассив | Ставка | Сумма |
Срочные депозиты,2 года | ||
Срочные депозиты, 3 года | ||
Капитал | - | |
Баланс |
D1кредиты=
D2=
Dеп3=
Dеп2=
DA=
Dп=
GAPD=2, 35-
Для определения возможных потерь связанных с GAP дюрации предлагается использовать подход:
Изменения рыночной стоимости активов и пассивов
PV= MD*PV
MD- модифицированная дюрация
MD=-D
MD= -2, 59
PV= - 0,022*1100= -24, 2
PV' = 1075, 8
PVD 2= -0, 019*510= -0, 96
MD= -1, 96= - 0,019
PVD 3 =- 0, 25 *950 = - 23, 75
MD = -2, 76 = - 0, 025
PV обл. = 5,1
PV векс. = -1
Актив Пассив
Касса 60 срочные депозиты,2 года 500,4
Кредиты, 3 года 1075,8 срочные депозиты, 3 года 926
Облигации, 2 года 294,9 капитал 103,3
Векселя, 1 год 99
Баланс 1529,7 Баланс 1529,7
Управление операционным риском
Управление риском впервые возникло с автоматизацией банковской деятельности. Термин операционный риск введен в 2003 г. Базельским комитетом по банковскому надзору.
Источники операционного риска:
- внутреннее мошенничество
- внешнее мошенничество
- клиенты, продукты, ведение бизнеса
- сбои в автоматизированных системах
- проблемы с управлением и безопасностью труда
Операционный риск- это риск потерь в результате неадекватности или ошибок (сбоев) внутренних процессов, людей, систем или в результате внешних событий.
Последствия (операционные убытки):
- стоимости активов
- Денежные выплаты в виде компенсаций
- Затраты на восстановление хозяйственной деятельности
- Потеря репутации
- Прочие убытки
Подходы к оценке операционного риска:
1) исторический подход. Учет величины систематических потерь за достаточный период времени позволит прогнозировать вероятные потери в будущем.
2) Экспертный подход. Подразумевает выявление мнения экспертов:
· Построение карты рисков
- Экспертная оценка вероятности и масштабов потерь по каждому риску в отдельности
Изменение операционного риска производится в относительных величинах.База расчета- доходы банка.
OP =0, 15 n
Дi –доход за i год
ОР= 0,15
В дальнейшем рассчитываемая величина включается в общую величину риска. Она учитывается в показатели достаточности капитала.
Таким образом, формируется централизованный резерв на покрытие операционного риска.
КБ вправе обосновать величину операционного риска в разрезе отдельных видов операций и использовать полученные результаты для определения величины операционного риска.
Управление финансовым положением банка.
Для характеристики экономического положения банка ЦБ использует систему показателей, включающих в себя:
- Финансовые показатели
- Капитал
- Активы
- Доходность
- Ликвидность
- Оценку соблюдения обязательных нормативов
- Характеристику системы управления банком:
- качество управления
- прозрачность структуры собственности
В соответствии с 2005-У предлагается выделять 5 групп банков в соответствии с оценками, полученными по вышеуказанным параметрам.
Оценка качества управления банком осуществляется по следующим критериям:
- ПУ4 - показатель системы управления рисками
- ПУ5 – состояние внутреннего контроля
- ПУ6 – показатель управления стратегическим риском
: Прозрачность структуры собственности характеризуется
- ПУ1 - показатель достаточности объема раскрываемой информации по структуре собственности
- ПУ2 – показатель доступности информации о лицах, оказываемых существенное влияние на принимаемые банком решения.
- ПУ3 – показатель значительности влияния на управление банком резидентов оффшорных зон.
Например
Показатель прибыльности капитала () определяется как процентное (в процентах годовых) отношение финансового результата за минусом чистых доходов от разовых операций и начисленных налогов к средней величине капитала по следующей формуле:
,
где:
Н - начисленные налоги.
Показатель "Начисленные (уплаченные) налоги" формы 0409807 "Отчет о прибылях и убытках (публикуемая форма)", установленной приложением 1 к Указанию Банка России N 1376-У (далее - форма 0409807) (любой показатель формы 0409807 определяется в соответствии с "Разработочной таблицей для составления отчета о прибылях и убытках (публикуемая форма)" пункта 3 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409807 "Отчет о прибылях и убытках (публикуемая форма)";
- средняя величина капитала.
Рассчитывается по формуле средней хронологической (по данным отчетности по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным, за все месяцы, начиная с отчетности по состоянию на 1 января и заканчивая отчетностью на дату, на которую рассчитывается числитель) для показателя К.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека, выработку единой стратегии взаимодействия.
Коммуникация — это conditio sine qua non (неисключимое, непременное условие) жизни человека и порядка в обществе. Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию. От лат. «communicatio» — сообщение, передача и от «communicare» — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать. Коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств. Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия. Коммуникация – некое исторически-конкретное протекающее, зависимое от контекста событие, специфическая операция, характеризующая исключительно социальные системы, в ходе которой происходит перераспределение знания и незнания, а не связь или передача информации или перенос «семантических» содержаний от одной обладающей ими психической системы к другой. Коммуникация — это средство, с помощью которого люди конструируют и поддерживают свои отношения.
Элементарная схема коммуникации: коммуникатор, отправитель→сообщение, передаваемый объект→ реципиент, адресат.
коммуникация – это разновидность взаимодействия между субъектами, опосредованного некоторым объектом.
Процесс коммуникации рассматривается многими науками: антропология, социальная антропология, психология, социальная психология, социология, культурология, этнология, информация, лингвистика, социолингвистика.