Планирование деятельности банка.
Внешняя среда финансового управления.
Основные элементы внешней среды – это правовая и налоговая среда.
Правовая среда:
· Форма ведения бизнеса;
· Признаваемый государством финансовый инструмент (ценные бумаги, производственные ценные бумаги, первичные ценные бумаги, депозиты, кредиты, бюджетное финансирование)
Информационная база финансового управления. Внутренняя информация необходимая для финансового управления может быть получена из данных:
1. Бухгалтерского учета и отчетности (2332-У)
0409125-ликвидность
0409135-об обязательных нормативов банка
0409128-об уровне процентных ставок по кредитам
0409129-об уровне процентных ставок по депозитам
0409134-расчет собственных средств
2. Статистической отчетности - является источником внешней информации
3. Прочие несистематические источники: данные о финансовых рынках, о конкурентах, маркетинговые исследования
Планирование
Организация
Мотивация
Контроль
Планирование в узком смысле представляет собой декомпозицию целей, до конкретных заданий и задач. Итогом такого планирования является план, в котором указанны работы, исполнители, ресурсы и сроки реализации.
В широком смысле планирование включает в себя определение целевых ориентиров развития. Основываясь на прогнозирование, могут быть разработаны характеристики объекта управления, достижение которых станет целью работы.
Например: 15% 100 млрд.руб. на рынке вкладов физ. лиц к 2015 году.
Стратегическое планирование включает в себя:
I. Стратегический анализ
II. Выбор стратегии
III. Реализация стратегии
Стратегический анализ – это определение важнейших параметров внешней и внутренней среды, которые будут оказывать влияние на объект управления.
Инструмент стратегического анализа – SWOT анализ (сильные, слабые стороны, возможности, угрозы)
S | W | |
O | как за счет сильных сторон использовать возможности | Слабости, которые могут помешать возможностям |
T | Сильные стороны защитить от угроз | Защитные стратегии; |
I. Выбор стратегии.
По результатам проведенного анализа может быть проведена конкурентная (стратегическая) позиция. В настоящее время, а так же целевая установка на будущее.
II. Инструменты стратегического позиционирования:
Продуктовая матрица BСG
III. Реализация стратегии.
Подразумевает создание системы управления, которая будет способствовать достижению цели.
Формируются требования к организационной структуре, операционным показателям, а так же к проектам, реализуемым в организации и системе контроля деятельности объекта управления.
Существуют типовые стратегии, которые могут быть выбраны банком в определенных условиях:
1. Стратегия лидера – при наличии большого объема ресурсов (конкурентных преимуществ) целью стратегического планирования может стать завоевание лидирующих позиций на определенных сегментах рынка. Лидеров отличает:
· Активная инновационная деятельность;
· Влияние на равновесные показатели;
· Опережающий или рыночный рост
· Большой объем долгосрочных вложений в развитие бизнеса;
2. Стратегия «догоняющего» – более скромное конкурентное положение, а так же ограниченный объем ресурсов способствует выбору банками осторожной стратегии догоняющих.
Отличительные черты:
· Внедрение банковских продуктов, успешных в банках-лидерах.
· Масштабы ведения бизнеса не подразумевают влияния на рынок.
· Клиентов привлекают на более выгодные условия по сравнению с банками-лидерами.
3. Стратегия специалиста – небольшие банки, обладающие ограниченным объемом ресурсов, выбирают для осуществления деятельности определенные ниши. Специализация может осуществляться по видам предоставляемых услуг, категориям клиентов, географическим зонам.