Негибкость производства в краткосрочном периоде
В долгосрочном периоде все факторы производства переменны, потому что плановый горизонт достаточно велик, чтобы изменить размеры предприятия. Эта дополнительная гибкость обычно приводит к тому, что производство осуществляется с более низкими средними издержками, чем в краткосрочном периоде.
Сравним ситуацию, в которой как капитал, так и труд изменяются, с ситуацией, в которой величина капитала постоянна в краткосрочном периоде.
В долгосрочном периоде фирма может менять все факторы производства и все издержки становятся переменными
Поэтому основным вопросом становится проблема расширения производства (масштаба фирмы): если это позволит снизить издержки, то такое расширение неизбежно
Числовая таблица показывает долгосрочную функцию издержек фирмы по отношению к ее производственной функции в долгосрочном периоде. Большее количество производимой продукции является результатом увеличения всех затрат фирмы.
Масштаб производства (уровень мощности) | Валовой продукт (выпуск/единицу) | Долгосрочные общие издержки (LPTC) | Долгосрочные маржинальные издержки (LPMC) | Долгосрочные средние издержки (.LPAС) |
А | 5,00 | 5,00 | ||
В | 4,00 | 4,50 | ||
С | 3,00 | 4,00 | ||
D | 3,00 | 3,75 | ||
Е | 5,00 | 4,00 | ||
F | 6,00 | 4,33 |
Причина такого поведения долгосрочных издержек фирмы имеет отношение к эффекту масштаба.
Производственная функция фирмы в долгосрочном периоде может сначала демонстрировать увеличивающийся эффект масштаба, затем постоянный и в конце концов уменьшающийся эффект масштаба.
Возрастающая отдача от масштаба | Постоянная отдача от масштаба | Убывающая отдача от масштаба |
Когда фирма испытывает увеличивающийся эффект масштаба, увеличение всех ее затрат в определенное количество раз приводит к большему увеличению продукции фирмы. Если предположить, что со временем стоимость ресурсов остается постоянной, то это означает, что если выпуск фирмы увеличивается на сколько-то процентов, то ее общие издержки производства увеличиваются на меньшее количество процентов.
В долгосрочном периоде кривые средних издержек также могут иметь U-образную форму. Но формы этих кривых образуются по разными экономическим причинам, чем в коротком.
На функцию издержек в краткосрочном периоде влияют увеличивающаяся и уменьшающаяся предельная производительность фактора, явление, которое начинает действовать, когда хотя бы одни из затрат остаются постоянными.
На функцию издержек в долгосрочном периоде влияют увеличивающийся и уменьшающийся эффекты масштаба, явление, которое начинает действовать, когда все затраты фирмы могут изменяться
Соотношение между долгосрочными и краткосрочными издержками
Экономия от масштаба
Эффект масштаба (или отдача от масштаба) – это характеристика технологии, отражающая %ый прирост выпуска продукции при пропорциональном росте затрат всех производственных ресурсов.
Экономия от масштаба - характеристика издержек.
Экономия от масштаба (economy of scale): увеличение объемов производства приводит к снижению долгосрочных средних издержек
Бывает разных уровней: продукта, производства, всей фирмы
Виды экономии от масштаба
Техническая:
• более крупные фирмы могут использовать более специфическое, сложное и производительное оборудование
• проистекает из специализации и разделения труда. При увеличении выпуска какого-либо товара рабочие могут специализироваться в более узкой области и добиваться более высокой производительности труда при выполнении одного задания. Классическим примером является конвейерное производство автомобилей
• правило двух третей - издержки на строительство промышленного предприятия составляют две трети его мощности. В определенных пределах рост мощности происходит при меньшем пропорциональном увеличении затрат на оборудование.
•экономия на энергозатратах - с увеличением мощности оборудования, удельные энергозатраты падают.
• эффект резервных мощностей. Завод, использующий только один специализированный станок, может держать еще один станок в резерве в качестве страховки против случайных, время от времени происходящих остановок, для поддержания непрерывности производства. Еще более крупный завод, где действует множество станков, может позволить себе установить еще один, резервный станок, и он будет обеспечивать почти туже самую степень страховки выпуска, но затраты на его содержание при этом окажутся значительно ниже по сравнению с совокупными затратами на поддержание уровня мощности производства.
Управленческая:
• можно нанимать больше более специализированных менеджеров,
• экономия на накладных расходах (overhead). На крупном заводе накладные расходы распределяется на больший объем выпуска, что позволяет снижать средние издержки.
• экономия на обслуживающем персонале. Бригада, которая обслуживает крупный производственный агрегат или станок, по числу рабочих часто не больше или ненамного больше, чем необходимо для обслуживания производственной единицы меньшей мощности, так что затраты труда на единицу продукции резко падают с увеличением масштаба производства.
Маркетинговая:
• чем больше сырья приходится покупать, тем больше скидки (когда фирма увеличивает масштаб производства, она может получить возможность оказывать влияние на своих поставщиков на рынке и, таким образом, получать скидку при оптовой покупке сырья и комплектующих деталей.)
• имеют ресурсы для более дорогостоящего продвижения — на ТВ, Если фирма расширяет масштабы своего производства, для нее может оказаться необязательным пропорционально расширять свой рекламный бюджет; может оказаться, что ей вообще не придется его увеличивать.
Финансовая: более крупные фирмы могут занимать по более низким ставкам, вызывают больше доверия у банков и способны выходить на биржу, привлекая финансовые Средства
Потери от масштаба
Технические:
• когда специализация работников увеличивается, они теряют мотивацию к работе;
• в более крупных фирмах более сильны профсоюзы;
• технические проблемы в одном месте линии могут остановить все производство
Управленческие: в более крупных фирмах эффективная коммуникация разных уровней становится проблемой
Маркетинговые: если масштабы производства становятся настолько велики, что начинают существенно влиять на рыночный спрос на факторы производства, то это может привести к увеличению цен на данные факторы производства. Обычным примером такой ситуации является расширение основного работодателя в определенном районе при сравнительно постоянном предложении труда. Если для фирмы больший масштаб производства существенно увеличит спрос на труд, это может привести к увеличению размеров заработной платы в данной области.
Транспортные: большие фирмы несут более серьезные транспортные расходы снижается скорость движения потоков материалов, транспортные маршруты становятся сложнее.
Экономия от разнообразия
Экономия от разнообразия (economyofscope) возникает, когда смешение нескольких продуктов в производстве вызывает снижение издержек
То есть: производство 100 тысяч единиц продукта X стоит по 100 рублей каждый. А при производстве 100 тысяч X и 50 тысяч Y — 80 рублей
Примеры:
• процессы производства продуктов частично совпадают: две разные модели машин на одном заводе
• возникают побочный продукты производства
Оценить эффект можно следующим образом:
S=
Минимальный эффективный масштаб
Минимальный эффективный масштаб MES — объем производства, при котором долгосрочные средние издержки достигают минимума
Причем не всегда они начинают после этого возрастать: иногда они остаются на постоянном уровне
Высокий уровень концентрации может возникать благодаря эффекту масштаба, который позволяет относительно крупным производителям выпускать и сбывать товары с более низкими средними издержками, чем у относительно небольших производителей.
N= Q/q-min – необходимое число фирм в отрасли
Пример
Корпорация производит микропроцессоры для сотовых телефонов и других электронных устройств. Жесткая конкуренция вынуждает компанию постоянно снижать цены, что приводит к уменьшению прибыли. Компания собирается запустить новое производство мощностью 1.5 миллиона процессоров в год. Оценки ее издержек дали следующие цифры (издержки в тысячах долларов, объем в тысячах единиц продукции):
TC=3000+1000Q+0.003Q2
Задание: (1) рассчитать минимальный эффективный масштаб, (2) вычислить потенциальное число конкурентов на рынке, если годовой спрос оценивается в 30 млн микропроцессоров
Расчет
• Минимальный эффективный масштаб достигается, когда средние издержкиATC находятся в минимуме, то есть равны предельным издержкам MC:
MC=ATC
• Чтобы рассчитать потенциальную емкость рынка, нужно разделить его объем на минимальный эффективный масштаб:
n=MaxQ/MES
Производство на нескольких предприятиях
Иногда разделение производства на несколько предприятий выгоднее, чем производство всего объема продукции на одном
Пример: компания “Рубин” производит телевизоры на одном заводе и рассматривает возможность разделения производства. Для единого производства параметры выглядят так (в долларах):
P=940 −0.02Q
MR=940 −0.04Q
TC=250000+40Q+0.01Q2
MC=40+0.02Q
Расчет
Функция прибыли выглядит следующим образом:
π=TR−TC=P*Q−TC
Прибыль максимальна, если
MR=MC ⇒Q=...
Тогда цена P равна ..., прибыльπ = ...
Найдем новый эффективный объем для нескольких заводов:
MR=MC ⇒Qmax=...
Тогда оптимальное число предприятий будет равно:
Nopt=Qmax /Q0 =...
Тогда прибыль будет равна:
π=TR −TC=PQ−4·TC=...
Кривая обучения
В обычной жизни мы учимся самым разнообразным вещам просто делая их: играя в шахматы, пользуясь компьютером, проводя время за рулем и так далее
То же самое в бизнесе: чем больше менеджер и вся компания занимаются каким-то делом, тем лучше и эффективнее это у них выходит
Это означает, что опыт ведет к снижению издержек
Оценить эффект можно так:
Эффект обучения = (1 −ATC1 /ATC2)×100%
Пример
Постоянные издержки компании — 250 тысяч долларов, а кривая переменных описывается следующим уравнением:
AVC=10+0.01Q
Задания: (1) рассчитать общие издержки, если планируемый объем производства равен 4000 единиц товара, (2) Рассчитать эффект обучения, если по итогам года издержки составили 522500 долларов при объеме производства в 5000 единиц
Анализ“Издержки-объемы-прибыль”
Анализ“Издержки-объемы-прибыль” (CVP) применяется в краткосрочном периоде для оценки соотношения между тремя показателями
Он позволяет найти точку безубыточности — объем производства, при котором прибыль фирмы равна нулю
Допущения:
• предельные издержки MC постоянны
• цена определяется рынком
Расчет точки безубыточности
Точка безубыточности — пересечения графика доходов с
графиком издержек
TR=PQ
TC=FC+AVC×Q
Следовательно:
PQ=FC+AVC ·Q
Q(P−AVC)=FC
QБУ==
πc - прибыль на единицу продукции
Например, если Р = $5, AVC = $3, a TFC = $20 ООО,
то Q = 20 000/(5 - 3) = 20 000/2 = 10 000.
Полученный результат можно проверить следующим образом:
Валовой доход (10 000 х $5) $50 000
Общие переменные издержки (10 000 х $3) $30 000
Общие постоянные издержки $20 000
Общие издержки $50 000
Прибыль $0
Если объем произведенной продукции превышает 10 тыс. единиц, то в результате будет получена прибыль. Если количество упадет ниже 10 тыс., то компания потерпит убытки. В таблице показаны доход, издержки и прибыль в результате изменений количества, а на рисинке эти результаты приведены в графическом виде.
ПЕРЕМЕННЫЕ | |||||
Цена за единицу товара | $5,00 | ||||
Удельные переменные издержки | $3,00 | ||||
Общие постоянные издержки | $20000 | ||||
РЕЗУЛЬТАТЫ | |||||
Безубыточное количество | |||||
Безубыточный доход | $50000 | ||||
Количество единиц товара, тыс. | Постоянные издержки, $ тыс. | Переменные издержки, $ тыс. | Общие издержки, $ тыс. | Доход, $ тыс. | Прибыль, $тыс. |
-20 | |||||
-10 | |||||