Негибкость производства в краткосрочном периоде

В долгосрочном периоде все факторы производства переменны, потому что плановый горизонт достаточно велик, чтобы изменить размеры предприятия. Эта дополнительная гибкость обычно приводит к тому, что производство осуществляется с более низкими средними издержками, чем в кратко­срочном периоде.

Сравним ситуацию, в которой как капитал, так и труд изменяются, с ситуацией, в которой величина капитала постоянна в краткосрочном периоде.

 


 

 

В долгосрочном периоде фирма может менять все факторы производства и все издержки становятся переменными

Поэтому основным вопросом становится проблема расширения производства (масштаба фирмы): если это позволит снизить издержки, то такое расширение неизбежно

Числовая таблица показывает долгосрочную функцию издержек фир­мы по отношению к ее производственной функции в долгосрочном периоде. Большее количество производимой продукции является результатом увеличения всех затрат фирмы.


 

 

Масштаб производства (уровень мощности) Валовой продукт (выпуск/единицу) Долгосрочные общие издержки (LPTC) Долгосрочные маржинальные издержки (LPMC) Долгосрочные средние издержки (.LPAС)
А 5,00 5,00
В 4,00 4,50
С 3,00 4,00
D 3,00 3,75
Е 5,00 4,00
F 6,00 4,33
 


 

Причина такого поведения долгосрочных издержек фирмы имеет отношение к эффекту масштаба.

Производственная функция фирмы в долгосрочном периоде может сначала демонстрировать уве­личивающийся эффект масштаба, затем постоянный и в конце концов умень­шающийся эффект масштаба.

 

 

Возрастающая отдача от масштаба Постоянная отдача от масштаба Убывающая отдача от масштаба

Когда фирма испытывает увеличивающийся эффект масштаба, увеличение всех ее затрат в определенное количество раз приводит к большему увеличению продукции фирмы. Если предположить, что со временем стоимость ресурсов остается постоянной, то это означает, что если выпуск фирмы увеличивается на сколько-то процентов, то ее общие издержки производства увеличиваются на меньшее количество процентов.

 


 

В долгосрочном периоде кривые средних издержек также могут иметь U-образную форму. Но формы этих кривых образуются по разными экономи­ческим причинам, чем в коротком.

 

На функцию из­держек в краткосрочном периоде влияют увели­чивающаяся и уменьшающаяся предельная производительность фактора, явление, которое начинает действовать, когда хотя бы одни из затрат остаются постоянными.

 

На функ­цию издержек в долгосрочном периоде влияют увеличивающийся и уменьшающийся эффекты масштаба, явление, которое начинает действовать, когда все затраты фирмы могут изменяться

 


 

Соотношение между долгосрочными и краткосрочными издержками

 

Экономия от масштаба

 

Эффект масштаба (или отдача от масштаба) – это характеристика технологии, отражающая %ый прирост выпуска продукции при пропорциональном росте затрат всех производственных ресурсов.

Экономия от масштаба - характеристика издержек.

Экономия от масштаба (economy of scale): увеличение объемов производства приводит к снижению долгосрочных средних издержек

 

Бывает разных уровней: продукта, производства, всей фирмы

 


 

Виды экономии от масштаба

Техническая:

• более крупные фирмы могут использовать более специфическое, сложное и производительное оборудование

• проистекает из специализации и разделения труда. При увеличении выпуска какого-либо товара рабочие могут специализироваться в более узкой области и добиваться более высокой производительности труда при выполнении одного зада­ния. Классическим примером является конвейерное производство автомобилей

• правило двух третей - издержки на строительство промышленного предприятия составляют две трети его мощности. В определенных пределах рост мощности происходит при меньшем пропорциональном увеличении затрат на оборудование.

•экономия на энергозатратах - с увеличением мощности оборудования, удельные энергозатраты падают.

• эффект резервных мощностей. Завод, использу­ющий только один специализированный станок, может держать еще один станок в резерве в качестве страховки против случайных, время от времени происходящих ос­тановок, для поддержания непрерывности производства. Еще более крупный завод, где действует множество станков, может позволить себе установить еще один, резерв­ный станок, и он будет обеспечивать почти туже самую степень страховки выпуска, но затраты на его содержание при этом окажутся значительно ниже по сравнению с со­вокупными затратами на поддержание уровня мощности производства.


Управленческая:

• можно нанимать больше более специализированных менеджеров,

• экономия на накладных расходах (overhead). На крупном заводе накладные расходы распределяется на больший объем выпуска, что позволяет снижать средние издержки.

• экономия на обслуживающем персонале. Бригада, которая обслуживает крупный производственный агрегат или станок, по чис­лу рабочих часто не больше или ненамного больше, чем необходимо для обслужива­ния производственной единицы меньшей мощности, так что затраты труда на единицу продукции резко падают с увеличением масштаба производства.

 

Маркетинговая:

• чем больше сырья приходится покупать, тем больше скидки (ког­да фирма увеличивает масштаб производства, она может получить возможность оказывать влияние на своих поставщиков на рынке и, таким образом, получать скидку при оптовой покупке сырья и комплектующих деталей.)

• имеют ресурсы для более дорогостоящего продвижения — на ТВ, Если фирма расширяет масштабы своего производства, для нее может оказаться необязательным пропорционально расширять свой рекламный бюджет; мо­жет оказаться, что ей вообще не придется его увеличивать.

 

Финансовая: более крупные фирмы могут занимать по более низким ставкам, вызывают больше доверия у банков и способны выходить на биржу, привлекая финансовые Средства

 

Потери от масштаба

Технические:

• когда специализация работников увеличивается, они теряют мотивацию к работе;

• в более крупных фирмах более сильны профсоюзы;

• технические проблемы в одном месте линии могут остановить все производство

 

Управленческие: в более крупных фирмах эффективная коммуникация разных уровней становится проблемой

 

Маркетинговые: если масштабы производ­ства становятся настолько велики, что начинают существенно влиять на ры­ночный спрос на факторы производства, то это может привести к увеличению цен на данные факторы производства. Обычным примером такой ситуации является расширение основного работодателя в определенном районе при срав­нительно постоянном предложении труда. Если для фирмы больший масштаб производства существенно увеличит спрос на труд, это может привести к уве­личению размеров заработной платы в данной области.

 

 

Транспортные: большие фирмы несут более серьезные транспортные расходы снижается скорость движения потоков матери­алов, транспортные маршруты становятся сложнее.

 

 


 

Экономия от разнообразия

Экономия от разнообразия (economyofscope) возникает, когда смешение нескольких продуктов в производстве вызывает снижение издержек

То есть: производство 100 тысяч единиц продукта X стоит по 100 рублей каждый. А при производстве 100 тысяч X и 50 тысяч Y — 80 рублей

 

Примеры:

• процессы производства продуктов частично совпадают: две разные модели машин на одном заводе

• возникают побочный продукты производства

Оценить эффект можно следующим образом:

S=

 

Минимальный эффективный масштаб

Минимальный эффективный масштаб MES — объем производства, при котором долгосрочные средние издержки достигают минимума

Причем не всегда они начинают после этого возрастать: иногда они остаются на постоянном уровне

Высокий уровень концентрации может возникать благодаря эффекту масштаба, который позволяет относительно крупным производителям выпускать и сбывать това­ры с более низкими средними издержками, чем у относительно небольших производи­телей.

 

N= Q/q-min – необходимое число фирм в отрасли


 

Пример

Корпорация производит микропроцессоры для сотовых телефонов и других электронных устройств. Жесткая конкуренция вынуждает компанию постоянно снижать цены, что приводит к уменьшению прибыли. Компания собирается запустить новое производство мощностью 1.5 миллиона процессоров в год. Оценки ее издержек дали следующие цифры (издержки в тысячах долларов, объем в тысячах единиц продукции):

TC=3000+1000Q+0.003Q2

Задание: (1) рассчитать минимальный эффективный масштаб, (2) вычислить потенциальное число конкурентов на рынке, если годовой спрос оценивается в 30 млн микропроцессоров

 

Расчет

• Минимальный эффективный масштаб достигается, когда средние издержкиATC находятся в минимуме, то есть равны предельным издержкам MC:

MC=ATC

• Чтобы рассчитать потенциальную емкость рынка, нужно разделить его объем на минимальный эффективный масштаб:

n=MaxQ/MES

 


 

Производство на нескольких предприятиях

Иногда разделение производства на несколько предприятий выгоднее, чем производство всего объема продукции на одном

 

Пример: компания “Рубин” производит телевизоры на одном заводе и рассматривает возможность разделения производства. Для единого производства параметры выглядят так (в долларах):

P=940 −0.02Q

MR=940 −0.04Q

TC=250000+40Q+0.01Q2

MC=40+0.02Q

 

Расчет

Функция прибыли выглядит следующим образом:

 

π=TR−TC=P*Q−TC

 

Прибыль максимальна, если

 

MR=MC ⇒Q=...

 

Тогда цена P равна ..., прибыльπ = ...

 


 

Найдем новый эффективный объем для нескольких заводов:

 

MR=MC ⇒Qmax=...

 

Тогда оптимальное число предприятий будет равно:

 

Nopt=Qmax /Q0 =...

 

Тогда прибыль будет равна:

 

π=TR −TC=PQ−4·TC=...

 


 

Кривая обучения

В обычной жизни мы учимся самым разнообразным вещам просто делая их: играя в шахматы, пользуясь компьютером, проводя время за рулем и так далее

 

То же самое в бизнесе: чем больше менеджер и вся компания занимаются каким-то делом, тем лучше и эффективнее это у них выходит

 

Это означает, что опыт ведет к снижению издержек

 

Оценить эффект можно так:

Эффект обучения = (1 −ATC1 /ATC2)×100%

 

Пример

Постоянные издержки компании — 250 тысяч долларов, а кривая переменных описывается следующим уравнением:

AVC=10+0.01Q

 

Задания: (1) рассчитать общие издержки, если планируемый объем производства равен 4000 единиц товара, (2) Рассчитать эффект обучения, если по итогам года издержки составили 522500 долларов при объеме производства в 5000 единиц

 


 

Анализ“Издержки-объемы-прибыль”

 

Анализ“Издержки-объемы-прибыль” (CVP) применяется в краткосрочном периоде для оценки соотношения между тремя показателями

Он позволяет найти точку безубыточности — объем производства, при котором прибыль фирмы равна нулю

 

Допущения:

• предельные издержки MC постоянны

• цена определяется рынком

 


 


 

Расчет точки безубыточности

Точка безубыточности — пересечения графика доходов с

графиком издержек

TR=PQ

TC=FC+AVC×Q

Следовательно:

PQ=FC+AVC ·Q

Q(P−AVC)=FC

QБУ==

πc - прибыль на единицу продукции


 

Например, если Р = $5, AVC = $3, a TFC = $20 ООО,

то Q = 20 000/(5 - 3) = 20 000/2 = 10 000.

 

Полученный результат можно проверить следующим образом:

 

Валовой доход (10 000 х $5) $50 000

Общие переменные издержки (10 000 х $3) $30 000

Общие постоянные издержки $20 000

Общие издержки $50 000

Прибыль $0

 


 

Если объем произведенной продукции превышает 10 тыс. единиц, то в ре­зультате будет получена прибыль. Если количество упадет ниже 10 тыс., то компания потерпит убытки. В таблице показаны доход, издержки и прибыль в результате изменений количества, а на рисинке эти результаты приведены в графическом виде.

ПЕРЕМЕННЫЕ
Цена за единицу товара $5,00
Удельные переменные издержки $3,00
Общие постоянные издержки $20000
РЕЗУЛЬТАТЫ
Безубыточное количество
Безубыточный доход $50000
Количество единиц товара, тыс. Постоянные издержки, $ тыс. Переменные издержки, $ тыс. Общие издержки, $ тыс. Доход, $ тыс. Прибыль, $тыс.
-20
-10