Основные термины

Электронное правительство в России

Во многих странах мира в основе административных реформ, внедрения практики публичного управления и противодействия коррупции лежит концепция создания и развития электронного правительства. Несмотря на то что в России уже созданы концептуальные основы электронного правительства, в целом в данной сфере мы по-прежнему отстаем от многих государств мира.

Под термином «e-government» — электронное государство или электронное правительство — принято понимать систему государственного управления, основанную на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны с использованием современных информационных технологий и призванную существенно повысить эффективность государственного управления и снизить издержки социальных коммуникаций для каждого члена общества. Основная цель создания электронного правительства — предоставление информации и оказание определенного набора государственных услуг гражданам, предпринимателям и государственным чиновникам, при этом личное взаимодействие между государством и потребителями минимизировано.

Среди основных направлений функционирования электронного правительства можно выделить следующие виды взаимодействия:

· между государством и гражданами (Government-to-Citizen);

· между государством и бизнесом (Government-to-Business);

· между различными ветвями государственной власти (Government-to-Government);

· между государством и государственными служащими (Government-to-Employees).

Следует подчеркнуть, что электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия чиновников с гражданами в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг. Создание электронного правительства предполагает построение системы общественного управления, реализующей решение масштабных задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным. При этом акцент делается не только на технологической стороне вопроса, но и на изменении всей системы государственного управления, ее внутренней структуры и взаимоотношений с бизнесом и с гражданами.