Использование отдельных информационных технологий в профессиональной деятельности сотрудников ФСИН России

СОДЕРЖАНИЕ

Тема № 4

ЛЕКЦИЯ

Обеспечения деятельности УИС

Первичные документы по учету ОС

Номер формы Наименование документа
ОС-1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)
ОС-1а Акт о приеме-передаче здания (сооружения)
ОС-1б Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)
ОС-2 Накладная на внутреннее перемещение основных средств
ОС-3 Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств
ОС-4 Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)
ОС-4а Акт о списании автотранспортных средств
ОС-4б Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)
ОС-6 Инвентарная карточка учета объекта основных средств
ОС-6а Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств
ОС-6б Инвентарная книга учета объектов основных средств
ОС-14 Акт о приеме (поступлении) оборудования
ОС-15 Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж
ОС-16 Акт о выявленных дефектах оборудования

 

 

 

по дисциплине «Информационные технологии в правовой деятельности»


1. Использование отдельных информационных технологий в профессиональной деятельности сотрудников ФСИН России ……………………………………….. 2

2. Электронное правительство в России …………………………………………. 10

3. Компьютерная преступность и тенденции ее развития в России. Классификация и общая характеристика компьютерных преступлений ……………………………19

За последние десять лет уголовно-исполнительная система России подверглась значительным изменениям, направленным на реформирование принципов, методов, нормативно-правовой базы, концепции осуществления исполнения наказаний, внедрение новых информационных и коммуникационных технологий в пенитенциарную практику.

Вместе с тем, в настоящий момент назревает необходимость в анализе современных информационных технологий и их применении в исправительном процессе учреждений УИС. Из существующего разнообразия методов и средств, которые используют информационные технологии, не все применимы в условиях российских исправительных учреждений. Это связано как с субъективными, так и с объективными причинами. Из субъективных отметим следующие причины: недостаточная техническая оснащенность, несовершенство нормативно-правовой базы, особенности исполнения наказания, связанного с лишением свободы и многое другое. К объективным причинам относятся особенности работы с отдельными категориями осужденных, зачастую не позволяющих применять технические средства для их ресоциализации.

К сожалению, на сегодняшний день не все регионы РФ могут обеспечить ИУ современной компьютерной техникой в требуемом объеме как для организации обучения и досуга осужденных, так и для сотрудников.

По результатам анкетирования сотрудников групп социальной защиты осужденных, проведенным УСПВРО ФСИН России в 2008-09 гг., около 10% соответствующих подразделений в исправительных учреждениях России не обеспечены компьютерной техникой или она морально и/или физически устарела. За последние годы в рамках ведомственной целевой программы «Информационное и телекоммуникационное обеспечение деятельности ФСИН России на 2005—2007 гг.» были разработаны спецификации оборудования для организации локальных вычислительных сетей в территориальных органах УИС, спецификация оборудования для внедрения автоматизированных учетов, для создания автоматизированной системы информационного обеспечения деятельности территориальных органов УИС.

Также ежегодно директором ФСИН России утверждаются годовые планы с учетом задач, поставленных в ведомственной целевой программе, и предложений управлений и служб центрального аппарата ФСИН России. В настоящее время в соответствии с Приоритетным национальным проектом «Образование» Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральное агентство по образованию проводят работы по оснащению и подключению к сети Интернет колоний России. В соответствии с программой осужденные 303 вечерних образовательных школ при исправительных учреждениях получат доступ в Интернет.

В настоящее время выпущены или разрабатываются правовые акты, направленные на развитие сферы информационных технологий в государственных учреждениях. Среди них: Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти на период до 2010 г., принятая распоряжением Правительства РФ от 27 сентября 2004 г., проект Концепции развития рынка информационных технологий в Российской Федерации, одобренный Правительством России 18 октября 2004 г., проекты Национальной стратегии информационного развития России, Концепции региональной информатизации до 2010 года, Концепция развития правового регулирования в сфере информационных технологий и другие. Эти документы, несомненно, способствуют применению информационных технологий в пенитенциарнойпрактике.

Согласно приказу Минюста России от 31 декабря 2003 г. № 331 «Об утверждении Положения о материально-техническом обеспечении учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации», установлены нормы оснащения компьютерной техникой учреждений УИС, которое осуществляется на основе анализа данных о наличии компьютерной техники, состоящей на балансе потребителя.

Согласно этим нормам территориальные органы УИС оборудуются компьютерной техникой из расчёта 50% от общей численности среднего и старшего начальствующего состава, а оперативные службы - 100%. Таким образом, нормы по обеспечению и оборудованию компьютерных классов для организации обучения и досуга осужденных не определены, что означает недостаточность финансирования этого направления. Несмотря на это, имеется успешный опыт по организации компьютерных классов (подключенных к Интернет), что очевидно на примере Шаховской воспитательной колонии (Орловская область), которая реализует дистанционное обучение осужденных по нескольким специальностям.

В современной российской системе исполнения наказаний наблюдается тенденция приведения стандартов и норм обращения с осужденными к соответствию стандартам, описанным в Европейских пенитенциарных правилах, принятых 12.02.1987 в г. Страсбурге. В разделе Европейских пенитенциарных правил, посвященном контактам с внешним миром, указывается, что заключенным разрешается максимально часто общаться по почте, по телефону или с помощью иных средств общения со своими семьями, другими лицами и представителями внешних организаций. Таким образом, осужденный не должен чувствовать себя исключенным из общества, а осознавать, что он является его полноправным членом.

Кроме ожидаемого положительного эффекта от внедрения информационных и коммуникационных технологий в условиях исправительных учреждений, несомненно, возникнет ряд трудностей и проблем, например:

- нормативно-правовое регулирование применения технических средств в условиях ИУ;

- ограничение доступа к просмотру только строго регламентированных Интернет страничек (предотвращение выхода осужденных на порносайты, «взламывания» баз данных и т.п.);

- фильтрация содержимого исходящих запросов и ответов на них;

- необходимость введения новой должности администратора компьютерного зала или дополнение уже существующих должностных инструкций новыми обязанностями;

- обучение осужденных основам пользования персональным компьютером и сетью Интернет;

- организационные проблемы, связанные с освобождением осужденных, не закончивших обучение по образовательным программам;

- финансирование обучения осужденных;

Решением ряда возникающих трудностей могут выступить следующие мероприятия:

- подготовка (переподготовка, повышения квалификации) сотрудников учреждений по программам «Информационные технологии» и другим, позволяющих повысить уровень их компьютерной грамотности;

- применение мер по повышению безопасности несанкционированного доступа осужденных к запрещенным сайтам, служебным программам, сетевым ресурсам посредством программ фильтрации Интернет и сетевого трафика, средств политики безопасности операционной системы, путем закрытия определенных портов на компьютерах;

- заключение договоров на предоставление образовательных услуг с учреждениями, имеющими лицензию на право предоставление данных услуг, учитывая особенности отбывания обучаемыми наказания в виде лишения илиограничения свободы и возможности пролонгирования договоров после освобождения.

Следует отметить, что руководством Федеральной службы исполнения наказаний РФ уже принимаются меры по нормативному регулированию порядка подключения ИУ к сети Интернет, разрабатываются рекомендации по соблюдению оперативно-режимных требований в условиях функционирования сети, Инструкция о порядке защиты информации и исключению несанкционированного доступа осужденных к информационным ресурсам.

 

В условиях мирового финансового кризиса модернизация Российскойсистемы исполнения наказаний невозможна без повышения интенсивности, перехода к современному, высокотехнологичному, в том числе за счет внедрения инновационных технологий. В перспективе за счет этого в системе ФСИН России, как и в других государственных органах, должно работать меньшее количество сотрудников, притом, что фонды оплаты труда во всех их аспектах должны сохраняться, чтобы доходы людей выросли существенным образом. Как указывается в выступлении министра юстиции РФ А.В. Коновалова, необходимо «…чтобы те люди, которые будут способны выполнять эти обязанности по-новому, с современными подходами, с новыми требованиями к эффективности их работы получали достойную зарплату».

Одним из приоритетных направлений служебной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний в условиях реформирования, перехода на новую систему исправительных учреждений является выполнение задач по обеспечению надежной охраны объектов, недопущению побегов подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений и осужденных из-под охраны. При этом директором ФСИН России А.А. Реймером ставится задача «…максимально использовать уже имеющиеся средства охраны и надзора, а также интегрированные системы безопасности, продолжать работу по внедрению инновационных технологий».

Одним из наиболее перспективных направлений повышения надежности охраны подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений и осужденных при конвоировании является использование возможностей Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) в уголовно-исполнительной системе.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 г. № 638 «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации» и Федеральной целевой программой «Глобальная навигационная система» в настоящее время проводится работа по выполнению «Плана поэтапного внедрения навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в деятельность УИС на 2008 – 2020 годы».

Внедрение навигационной спутниковой системы организованно в три этапа:

1) Изучение возможностей ГЛОНАСС, разработка нормативно-правовой базы использования навигационной системы в УИС, определение источников финансирования (2008-2009 годы).

2) Мероприятия по опытной эксплуатации и модернизации навигационной аппаратуры (2010-2012 годы).

3) Оснащение аппаратурой ГЛОНАСС подразделений ФСИН России (2013-2020 годы) и введение ее в действие.

Спутниковая система навигации это комплексная электронно-техническая система, состоящая из совокупности наземного и космического оборудования, предназначенная для определения местоположения (географических координат и высоты), а также параметров движения (скорости, направления движения и т.д.) для наземных, водных и воздушных объектов. Основные элементы спутниковой системы навигации:

- орбитальная группировка, состоящая из нескольких (от 2 до 30) спутников, излучающих специальные радиосигналы;

- наземная система управления и контроля, включающая блоки измерения текущего положения спутников и передачи на них полученной информации для корректировки информации об орбитах;

- приёмное клиентское оборудование (спутниковые навигаторы), используемое для определения координат;

- информационная радиосистема для передачи пользователям поправок, позволяющих значительно повысить точность определения координат (опционально).

ГЛОНАСС – российская спутниковая система навигации. Разработана по заказу Министерства обороны, может использоваться как в военных, так и в гражданских целях. Система принята в эксплуатацию в 1993 году, но из-за недостаточного финансирования все еще не работает в полном режиме.

Основой системы будут являться 24 спутника, движущиеся над поверхностью Земли в 3-х орбитальных плоскостях с наклонением 64,8°, и высотой 19100 км. При доведении количества действующих спутников до 18 на территории России обеспечивается практически 100%-ная непрерывная навигация. На остальной части Земного шара при этом перерывы в навигации могут достигать полутора часов. Практически непрерывная навигация по всей территории Земного шара обеспечивается при полной орбитальной группировке из 24-х спутников с точностью до 30 метров.

В уголовно-исполнительной системе ГЛОНАСС планируется к внедрению на автомобильном и железнодорожном спецтранспорте в целях обеспечения надёжной охраны подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений и осужденных при конвоировании, для повышения дисциплины среди сотрудников, несущих службу в карауле, законности при выполнении служебных задач, соблюдения защиты прав и законных интересов сотрудников и спецконтингента, немедленного реагирования на поступление сигнала «Тревога».

Спутниковая навигационная система позволит отслеживать реальное местоположение спецтранспорта, соблюдение установленного маршрута движения, скоростного режима, длительность стоянок, отсутствие незапланированных остановок в пути следования и других чрезвычайных происшествий, учитывать пробег спецавтомобилей и расход топлива.

Спецавтомобили (опытные образцы) оборудуются специальной антенной, которая закреплена на крыше кабины и навигационным контроллером с сим-картой, который установлен для удобства обслуживания возле кресла начальника караула. С целью недопущения несанкционированного доступа внутрь, устройство находится в металлической коробке, запирается на ключ и пломбируется.

Использование в навигационном контролере сим-карты даст возможность осуществлять связь с начальником караула находящимся в кабине спецавтомобиля с помощью сотового телефона, и таким образом контролировать несение службы на маршруте движения.

В кабине спецавтомобиля устанавливается кнопка «Тревога» с помощью, которой через навигационный контроллер передается сигнал тревоги посредством SMS-сообщения на сотовый телефон оперативного дежурного.

В дежурной части будет находиться компьютер с соответствующим программным обеспечением. На экран монитора выводится электронная карта местности, на которой отображается местоположение объекта. Карта может отображаться в 4 видах: обыкновенная карта, вид со спутника, смешанная и карта Федеральных дорог. По мере поступления сообщений от объекта, они автоматически появляются на карте в виде знака с красной стрелкой, которая указывает направление движения объекта в данный момент времени. При наведении курсора на объект, на карте выводится подробная информация: имя объекта, время, местоположение, скорость. При необходимости система позволяет осуществить принудительный запрос о месторасположения объекта.

Для обработки данных, полученных от объектов, реализуется возможность выполнять различного рода отчёты. Они позволяют контролировать движение спецавтомобилей в любой промежуток времени. Эти данные хранятся в памяти компьютера. Отчёты могут показывать такую информацию, как:

- начало и конец маршрута движения;

- количество обработанных сообщений;

- пройденный путь в км;

- общее время в движении в часах и минутах;

- общее время стоянки в часах и минутах;

- среднюю скорость в км/ч.

Так же можно будет проследить на карте все стоянки за сутки, а также конкретную стоянку спецавтомобиля по маршруту движения.

Планируются дальнейшие работы по совершенствованию системы: применение микрофонов в камерах спецавтомобилей, видеокамер слежения за поведением конвоируемых лиц, приборов, выдающих тревожное сообщение при нападении или отклонении от маршрута, открытии или закрытии дверей, способных по команде заглушить двигатель, заблокировать двери и т.д.

Использование глобальной системы слежения в практической деятельности способствует:

- недопущению нарушений законности при несении службы;

- профилактике неслужебных связей со спецконтингентом;

- обеспечению безопасности личного состава и спецконтингента по всему маршруту конвоирования.

При установке оборудования единой системы слежения, существует возможность централизованного мониторинга подвижных объектов по всей территории Российской Федерации.

Кроме того, использование возможностей ГЛОНАСС будет направленно на обеспечение исполнения наказаний без лишения свободы (контроль при домашнем аресте), позволит контролировать сотрудников, осуществляющих надзор и охрану в учреждениях в УИС, поможет в розыске лиц, уклоняющихся от наказания.

Во ФСИН России уже реализованы несколько пилотных проектов, которые выявили определенные проблемы использования возможностей ГЛОНАСС в уголовно-исполнительной системе. В настоящее время ведется работа над их решением.