Введение. Роль и место информационных технологий в правовой сфере

СОДЕРЖАНИЕ

ЛЕКЦИЯ

Обеспечения деятельности УИС

 

по дисциплине «Информационные технологии в правовой деятельности»

Тема № 2. «Офисные компьютерные технологии в правовой деятельности»


Введение. Роль и место информационных технологий в правовой сфере …….. 3

1. Информационные технологии автоматизации офиса ………………………… 5

2. Технологии обработки текстовой информации ………………………………. 10

3. Технология обработки табличной информации ………………………………. 12

4. Технологии обработки графической информации ……………………………. 14

5. Информационные технологий в правотворческой деятельности ……………. 16

6. Автоматизированные информационные системы судов и органов юстиции . 17

7. Автоматизированные информационные системы органов прокуратуры РФ ... 23

8. Автоматизированные информационные системы Министерства
внутренних дел РФ …………………………………………………………………. 25

9. Автоматизированные информационные системы федеральных органов налоговой полиции ……………………………………………………………………………… 33

10. Информационное обеспечение принятия решений в юридической
деятельности ………………………………………………………………………… 35

Заключение ………………………………………………………………………….. 36

Список источников и литературы …………………………………………………. 36

Исторически автоматизация началась на производстве и затем распространилась на офис, имея вначале целью лишь автоматизацию рутинной секретарской работы. По мере развития средств коммуникации автоматизация офисных технологий заинтересовала специалистов и управленцев, которые увидели в ней возможность повысить производительность своего труда.

В основе многочисленных связей между человеком и обществом лежат информационные процессы. Так, все политические, экономические, правовые и многие другие взаимоотношения имеют в своей основе информационный характер.

Например, в основе судебного процесса лежит взаимодействие между данными, представленными фактами и свидетельствами, с одной стороны, и методами, закрепленными в законодательной базе и других нормативных актах, с другой стороны. В результате этого процесса образуется информация, которая закреп­ляется в судебном решении. Судебное решение, задокументированное в установленном порядке, становится данными, которые будут востребованы на следующем этапе — при исполнении судебного решения.

Продолжая анализ, мы можем убедиться, что и другие общественные процессы, например законодательный, имеют информационный характер. В России информатизация правовой сферы жизни общества поднята до уровня государственной политики. Государство при участии негосударственных структур проводит целенаправленный комплекс мер по внедрению в деятельность органов власти и управления новейших информационных технологий, компьютерных систем и сетей, автоматизированных рабочих мест, экспертных и консультационных систем (на базе идей искусственного интеллекта). Государственная политика информатизации правовой сферы имеет своей конечной целью создание в России общенациональной автоматизированной системы правовой информации, посредством которой должна быть обеспечена более полная правовая информированность граждан, повышение эффективности права и его применения, и тем самым усилена «правовая плотность общества». Она призвана охватить территорию всей России, все регионы и поднять на более высокий уровень деятельность органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, органов местного самоуправления. Нормативной основой информатизации правовой сферы является ряд указов Президента РФ. Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966 «Концепция правовой информатизации России» определяет основные направления информатизации:

· информатизация правотворчества;

· информатизация правоприменительной деятельности;

· информатизация правоохранительной деятельности;

· информатизация правового образования и воспитания;

· правовое обеспечение процессов информатизации.

Однако этот Указ не решил всех проблем нормативно-правового регулирования данной сферы. В нем в минимальной мере затронуты организационно-правовые вопросы. Этот пробел был восполнен Указом Президента от 4 августа 1995 г. «О президентских программах по правовой информатизации». Этим указом предусмотрена разработка программ правовой информатизации:

· органов государственной власти РФ;

· органов исполнительной власти РФ;

· органов государственной власти субъектов РФ.