СОДЕРЖАНИЕ
ДОШКОЛЬНОЕ
ВОСПИТАНИЕ
АНОМАЛЬНЫХ
ДЕТЕЙ
Книга для учителя и воспитателя
Под редакцией
Л. П. Носковой
МОСКВА
«ПРОСВЕЩЕНИЕ»
ББК 74.3
Д71
Авторы:
Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина, Е.М. Мастюкова, Л.А. Головчиц, Т.И. Обухова, А.А. Коржова, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская
Рецензенты:
кандидат педагогических наук, доцент кафедры сурдопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена Н.И. Белова (Санкт-Петербург); старший преподаватель кафедры специальных методик дефектологического факультета МГПИ им. А.М. Горького И. А. Костандян (Минск)
Дошкольноевоспитание аномальных детей: Кн. для учителя Д71 и воспитателя / Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.П. Носковой.— М.: Просвещение, 1993.—224 с—ISBN 5-09-004456-2.
В книге раскрываются основные направления коррекционно- воспитательной работы с глухими, слабослышащими и умственно отсталыми детьми в условиях специальных дошкольных учреждений, а также методические пути формирования разных видов детской деятельности.
Книга адресована учителям, воспитателям специальных дошкольных учреждений. Может быть интересна студентам дефектологических факультетов педвузов.
Д | 4310010000—576 | 208—93, III — IV кварт. 1993 г. ББК 74.3 |
103(03) — 93 |
Учебное издание
НОСКОВА Людмила Петровна, СОКОЛОВА Наталья Дмитриевна, ГАВРИЛУШКИНА Ольга Петровна и др.
ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
Зав. редакцией Т.С. Залялова. Редактор Г.В. Колесникова. Младшие редакторы Е.А. Андреенкова, М. Ю. Долгова. Художественный редактор Л.Ф. Малышева. Технический редактор Н.Н. Бажанова. Корректоры Н.В. Бурдинина, Л.С. Вайтман
ИБ № 14594
Сдано в набор 30.03.93. Подписано к печати 27.08.93. Формат 60X901/16Бум. офсетная № 1. Гарнит. литературная. Печать офсетная. Усл. печ л. 14+0,25 форз. Усл. кр.-отт. 14,69. Уч.-изд. л. 15,59+0.42 форз. Тираж 6000 экз. Заказ 2049.
Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Министерства печати и информации Российской Федерации. 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.
ТОО ПФ «Полиграфист». 160001, г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3.
ISBN5-09-004456-2 ©Носкова Л.П. и др., 1993
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие (Л. П. Носкова)................................................................................4
Воспитание детей с нарушениями слуха..............................................................5
Влияние нарушений слуха на психическое развитие ребенка (Т. И. Обухова —
Характеристика деятельности учителя-дефектолога в дошкольном учреждениидля детей с нарушением слуха (Л. П. Носкова)............................20
Развитие речи детей с нарушениями слуха (Л. П. Носкова).............................29
Развитие слухового восприятия и обучение произношению (Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская).....................................................................................................56
Физическое воспитание детей с нарушениями слуха (А. А. Коржова)……... 77
Игра в жизни детей с нарушениями слуха (Л. А. Головчиц).............................92
Конструирование и изобразительная деятельность детей с нарушениями слуха (Л. А. Головчиц, А. А. Катаева, Г. И. Обухова)......................................105
Воспитание умственно отсталых дошкольников.............................................118
Умственная отсталость у дошкольников (клиническая характеристика)
(Е. М. Мастюкова)......................................................................................—
Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников (И.Д. Соколова)……………………………………………………………………………...135
Изобразительная деятельность умственно отсталых дошкольников
(О. П. Гаврилушкина)........................................................................................147
Конструирование (О. П. Гаврилушкина).........................................................164
Трудовое воспитание умственно отсталых дошкольников (Н.Д. Соколова)……………………………………………………………………....180
Развитие речи умственно отсталых дошкольников
(О.П. Гаврилушкина)…………………………………………………………..190
Музыкальное воспитание умственно отсталых дошкольников (О.П. Гаврилушкина) ....................................................................................................203
Индивидуальная коорекционно-воспитательная работа
(Н.Д. Соколова)……………………………………………………………..…..216
Рекомендуемая литература………………………………………….................223