Уровни индивидуальности
Характеристика категорий грунтов
I категория. Мягкие грунты (супеси, лесс, легкие суглинки). Рыхление грунта производится штыковыми лопатами.
II категория. Грунты средней плотности (плотные суглинки, глины, мелкий гравий, мелкие мергалы). Рыхление грунта производится штыковыми лопатами с частным применением кирки.
III категория. Грунт места закладки выше средней твердости (суглинок тяжелый с примесью щебня, крупная галька). Мерзлые грунты I категории (зимний период). Рыхление грунта производится кирками и ломами.
IV категория. Грунт места закладки твердый, (глина с валунами, сланцы). Мерзлые грунты II категории (зимний период). Разрыхление грунта производится ломами, клиньями и молотами.
Контрольные вопросы:
1) Какие условия производства необходимо учитывать при выборе формы оплаты труда?
2) Что положено в основу сдельной формы заработной платы?
3) Какие бывают виды повременной формы заработной платы?
4) Что положено в основу Сборника расценок на услуги и работы по землеустройству в Алматы ГорНПЦзем?
5) На какие виды работ произведены расчеты в Сборнике расценок на услуги и работы по землеустройству в Алматы ГорНПЦзем?
6) С учетом чего составлены виды работ и услуг по Прейскуранту?
7) В случае выполнения работ по сокращенной программе к Прейскуранту следует применять понижающий коэффициент, назовите их.
Уровень индивидуальности | Характеристика индивидуальности |
3. Социально-психологические свойства | • Социальные роли в малых группах (семья, подразделение организации) • Социальные роли в больших группах (организация, народ) |
2. Психические свойства | • Особенности темперамента • Черты личности |
1. Свойства организма | • Биохимические • Общесоматические • Нейродинамические |
Индивидуальность объясняет, почему сотрудники в организации действуют так или иначе и почему проявляют положительное либо отрицательное отношение к своей работе или к организации не только в силу свойств организма, но и в силу психических и социально-психологических свойств человека.
Понятие «личность» относится к числу самых неопределенных и спорных в психологии. Личность — это индивидуальная форма существования и развития социальных отношений.
Личностью не рождаются, а становятся; она есть результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентации, выработанных человечеством.
Особенности личности представлены в виде трех блоков: внутреннего строения личности, особенностей взаимодействия с предметным миром и взаимодействия с другими людьми.
Внутреннее строение личности описывается через такие характеристики, как иерархичность, целостность, связанные системой ценностных ориентации.
Другая сторона личности раскрывает особенности ее взаимодействия с миром вещей через характеристики ее активности и самостоятельности.
Особенности личности в части ее взаимоотношений с другими людьми характеризуются через содействие развитию отдельных людей, всех своих современников и последующие поколения людей.
Тема 5. Поведение человека в организации
Наиболее развитой формой целенаправленной активности человека является деятельность, которая представляет собой вид активности его, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира и самого себя.
В структуре деятельности выделяют такие элементы, как цель, задачи, мотив, способы выполнения, результат.
Цель— это предполагаемый результат деятельности, желаемый ее продукт.
Задачи — конкретные промежуточные подцели, из достижения которых должен сложиться общий результат деятельности.
Мотив — это совокупность внутренних побуждений к активности, основанных преимущественно на осознаваемых или неосознаваемых потребностях, интересах, ценностных ориентациях, желаниях.
Способы выполнения деятельности (средства) — это пути и методы, а также инструменты достижения цели, которыми пользуется человек.
Результат — это определенный итог деятельности, который может соответствовать, а может и не соответствовать поставленной цели.
Под поведением понимается совокупность совершаемых человеком поступков. Оно реализуется на биологическом, психологическом и социальном уровнях.
Поступок как единица поведения отличается от действия тем, что выражает отношение субъекта к другим субъектам и к моральным нормам общества. Поступок следует понимать как социально оцениваемый акт поведения, совершение которого подчинено мотивам и целям субъекта.
Субъект (личность) раскрывается в организации через свой потенциал, уровень притязаний, установки, реализацию социальной роли. Социальная роль — это способ поведения, который задается обществом или конкретной организацией и зависит от личности, ее статуса в межличностных отношениях, норм и стимулирующего подкрепления. Статус и нормы определяются требованиями, которые предъявляет организация.
В структуре социальной роли выделяют следующие элементы:
• установка личности;
• уровень притязаний личности;
• восприятие ситуации;
• личностный потенциал;
• требования социальной роли;
• стимулирующее подкрепление;
• удовлетворенность трудом.
Под установкой личности понимают постоянную тенденции ощущать или вести себя определенным образом по отношению к чему-либо или к кому-либо.
Уровень притязаний личности отражает чувство собственной значимости и является одной из главных черт, которые характеризуют человека.
Восприятие ситуации представляет собой познавательный процесс, формирующий картину мира, которая может значительно отличаться от реальности.
Структура личностного потенциала включает следующее элементы:
• квалификационный потенциал или профессионализм рофессиональные знания и опыт);
• психофизиологический потенциал (генетические задатки, темперамент, работоспособность);
• творческий потенциал (интеллектуальные способности и типологические данные);
• коммуникативный потенциал (способность к сотрудничеству взаимодействию);
• нравственный потенциал (ценностные ориентации).
Наиболее важными составляющими личности являются
профессионализм, работоспособность и нравственный потенциал.
Человек (личность) не только исполняет определенную роль в организации, но и является членом группы, в рамках которой он действует. А под влиянием группы в поведении человека могут происходить следующие изменения:
• могут меняться такие характеристики человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок;
• в группе человек получает определенный «вес»;
• человек начинает идентифицировать себя с группой,это приводит к существенным изменениям в его мировосприятии, понимании своего места в обществе и своего предназначения;
• синергический эффект взаимодействия существенно повышает его творческий потенциал;
• в группе человек склонен более адекватно воспринимать риск, чем в ситуации, когда он действует один.
Различают ролевой и личностный аспекты взаимодействия человека и организации.
В первом случае каждый человек, входя в новую организацию, сталкивается с множеством проблем взаимодействия с организационным окружением. Следует выделить два фактора, лежаших в основе непонимания, противодействия и конфликтов между человеком и организационным окружением: представления индивида об организационном окружении и ожидания организации в отношении индивида и его роли.
Для каждой роли характерно наличие определенного статуса. Существует формальный статус, отражающий позицию роли в иерархии организации, и неформальный, который придается личности окружающими людьми.
формальный статус роли свидетельствует о властных полномочиях, которыми обладает исполнитель данной роли, о его положении в формальной иерархии распределения влияния на деятельность организации.
Неформальный статус роли либо задается персональными характеристиками исполнителя роли, либо неформально определяется значением и влиянием роли в организации.
Личностный аспект взаимодействия человека и организации в его поведении оттеняет три основных личностных начала: восприятие, критериальную основу и мотивационное расположение.
Восприятие человеком организационного окружения складывается из отбора, систематизации, анализа и интерпретации информации. Каждый из этих процессов осуществляется в соответствии с определенными правилами под влиянием индивидуальных особенностей личности.
К критериальной основе поведения человека относятся те устойчивые характеристики его личности, которые определяют выбор человеком решений по поводу своего поведения. Критериальная основа поведения любого человека складывается из его расположения к людям, событиям и процессам, исходя из своих ценностных ориентации.
Расположение к объекту определяется с помощью трех компонентов:
1) чувства человека по отношению к объекту: нравится ли
он ему или нет;
2) знания об объекте, которыми располагает человек;
намерения по поводу того, как вести себя по отношению
к объекту.
Расположение человека по отношению к явлениям, процесс сам и людям формируется на основе обучения, базирующегося на жизненном опыте.
В зависимости от того, принимает или не принимает человек существующие в организации формы и нормы поведения, ценности, может быть выделено четыре предельных типа поведения человека в организации:
1) ценности 11 нормы поведения принимаются полностью;
2) человек не приемлет ценности организации, но старается вести себя, следуя нормам и формам, принятым в данной организации;
3) человек приемлет ценности организации, но не приемле существующих в ней норм поведения;
4) человек не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации.
Контрольные вопросы и задания
1.Что исследует организационное поведение как дисциплина?
2.Из чего исходит психоаналитическое направление организационного поведения?
3.Дайте характеристику бихевиоризму как направлению в психологии.
4.Какова специфика необихевиоризма в части научения?
5.Приведите принципы гуманистической психологии.
6.Что лежит в основе экономико-психологических теорий поведения?
7.Из чего исходит нейролингвистическое программирование при моделировании эффективных стратегий поведения?
8.На чем основаны социологические представления Макса Вебера о поведении?
9.Назовите уровни индивидуальности и типы субъектов организационного поведения.
10. Какие элементы выделяют в структуре социальной роли личности в организации?