Уровни индивидуальности

Характеристика категорий грунтов

I категория. Мягкие грунты (супеси, лесс, легкие суглинки). Рыхление грунта производится штыковыми лопатами.

II категория. Грунты средней плотности (плотные суглинки, глины, мелкий гравий, мелкие мергалы). Рыхление грунта производится штыковыми лопатами с частным применением кирки.

III категория. Грунт места закладки выше средней твердости (суглинок тяжелый с примесью щебня, крупная галька). Мерзлые грунты I категории (зимний период). Рыхление грунта производится кирками и ломами.

IV категория. Грунт места закладки твердый, (глина с валунами, сланцы). Мерзлые грунты II категории (зимний период). Разрыхление грунта производится ломами, клиньями и молотами.

Контрольные вопросы:

1) Какие усло­вия производства необходимо учитывать при выборе формы оплаты труда?

2) Что положено в основу сдельной формы заработной платы?

3) Какие бывают виды повременной формы заработной платы?

4) Что положено в основу Сборника расценок на услуги и работы по землеустройству в Алматы ГорНПЦзем?

5) На какие виды работ произведены расчеты в Сборнике расценок на услуги и работы по землеустройству в Алматы ГорНПЦзем?

6) С учетом чего составлены виды работ и услуг по Прейскуранту?

7) В случае выполнения работ по сокращенной программе к Прейскуранту следует применять понижающий коэффициент, назовите их.

 

Уровень индивидуальности Характеристика индивидуальности
3. Социально-психологические свойства • Социальные роли в малых группах (семья, подразделение организации) • Социальные роли в больших группах (организация, народ)
2. Психические свойства • Особенности темперамента • Черты личности
1. Свойства организма • Биохимические • Общесоматические • Нейродинамические

Индивидуальность объясняет, почему сотрудники в организации действуют так или иначе и почему проявляют положительное либо отрицательное отношение к своей работе или к организации не только в силу свойств организма, но и в силу психических и социально-психологических свойств человека.

Понятие «личность» относится к числу самых неопределен­ных и спорных в психологии. Личность — это индивидуальная форма существования и развития социальных отношений.

Личностью не рождаются, а становятся; она есть результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентации, выработанных человечеством.

Особенности личности представлены в виде трех блоков: внутреннего строения личности, особенностей взаимодействия с предметным миром и взаимодействия с другими людьми.

Внутреннее строение личности описывается через такие ха­рактеристики, как иерархичность, целостность, связанные си­стемой ценностных ориентации.

Другая сторона личности раскрывает особенности ее взаи­модействия с миром вещей через характеристики ее активности и самостоятельности.

Особенности личности в части ее взаимоотношений с дру­гими людьми характеризуются через содействие развитию отдельных людей, всех своих современников и последующие по­коления людей.

 

Тема 5. Поведение человека в организации

 

Наиболее развитой формой целенаправленной активности человека является деятельность, которая представляет собой вид активности его, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира и самого себя.

В структуре деятельности выделяют такие элементы, как цель, задачи, мотив, способы выполнения, результат.

Цель— это предполагаемый результат деятельности, желаемый ее продукт.

Задачи — конкретные промежуточные подцели, из достижения которых должен сложиться общий результат деятельности.

Мотив — это совокупность внутренних побуждений к активности, основанных преимущественно на осознаваемых или неосознаваемых потребностях, интересах, ценностных ориентациях, желаниях.

Способы выполнения деятельности (средства) — это пути и методы, а также инструменты достижения цели, которыми пользуется человек.

Результат — это определенный итог деятельности, который может соответствовать, а может и не соответствовать постав­ленной цели.

Под поведением понимается совокупность совершаемых человеком поступков. Оно реализуется на биологическом, психологическом и социальном уровнях.

Поступок как единица поведения отличается от действия тем, что выражает отношение субъекта к другим субъектам и к моральным нормам общества. Поступок следует понимать как социально оцениваемый акт поведения, совершение которого подчинено мотивам и целям субъекта.

Субъект (личность) раскрывается в организации через свой потенциал, уровень притязаний, установки, реализацию социальной роли. Социальная роль — это способ поведения, который задается обществом или конкретной организацией и за­висит от личности, ее статуса в межличностных отношениях, норм и стимулирующего подкрепления. Статус и нормы опре­деляются требованиями, которые предъявляет организация.

В структуре социальной роли выделяют следующие элементы:

• установка личности;

• уровень притязаний личности;

• восприятие ситуации;

• личностный потенциал;

• требования социальной роли;

• стимулирующее подкрепление;

• удовлетворенность трудом.

Под установкой личности понимают постоянную тенденции ощущать или вести себя определенным образом по отношению к чему-либо или к кому-либо.

Уровень притязаний личности отражает чувство собственной значимости и является одной из главных черт, которые характеризуют человека.

Восприятие ситуации представляет собой познавательный процесс, формирующий картину мира, которая может значи­тельно отличаться от реальности.

Структура личностного потенциала включает следующее элементы:

• квалификационный потенциал или профессионализм рофессиональные знания и опыт);

• психофизиологический потенциал (генетические задатки, темперамент, работоспособность);

• творческий потенциал (интеллектуальные способности и типологические данные);

• коммуникативный потенциал (способность к сотрудничеству взаимодействию);

• нравственный потенциал (ценностные ориентации).

Наиболее важными составляющими личности являются

профессионализм, работоспособность и нравственный потенциал.

Человек (личность) не только исполняет определенную роль в организации, но и является членом группы, в рамках которой он действует. А под влиянием группы в поведении человека могут происходить следующие изменения:

• могут меняться такие характеристики человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок;

• в группе человек получает определенный «вес»;

• человек начинает идентифицировать себя с группой,это приводит к существенным изменениям в его мировосприятии, понимании своего места в обществе и своего предназначения;

• синергический эффект взаимодействия существенно повышает его творческий потенциал;

• в группе человек склонен более адекватно воспринимать риск, чем в ситуации, когда он действует один.

Различают ролевой и личностный аспекты взаимодействия человека и организации.

В первом случае каждый человек, входя в новую организацию, сталкивается с множеством проблем взаимодействия с организационным окружением. Следует выделить два фактора, лежаших в основе непонимания, противодействия и конфликтов между человеком и организационным окружением: представ­ления индивида об организационном окружении и ожидания организации в отношении индивида и его роли.

Для каждой роли характерно наличие определенного стату­са. Существует формальный статус, отражающий позицию роли в иерархии организации, и неформальный, который придается личности окружающими людьми.

формальный статус роли свидетельствует о властных полномочиях, которыми обладает исполнитель данной роли, о его положении в формальной иерархии распределения влияния на деятельность организации.

Неформальный статус роли либо задается персональными характеристиками исполнителя роли, либо неформально опре­деляется значением и влиянием роли в организации.

Личностный аспект взаимодействия человека и организации в его поведении оттеняет три основных личностных на­чала: восприятие, критериальную основу и мотивационное расположение.

Восприятие человеком организационного окружения скла­дывается из отбора, систематизации, анализа и интерпретации информации. Каждый из этих процессов осуществляется в со­ответствии с определенными правилами под влиянием индиви­дуальных особенностей личности.

К критериальной основе поведения человека относятся те устойчивые характеристики его личности, которые определя­ют выбор человеком решений по поводу своего поведения. Критериальная основа поведения любого человека складыва­ется из его расположения к людям, событиям и процессам, исходя из своих ценностных ориентации.

Расположение к объекту определяется с помощью трех ком­понентов:

1) чувства человека по отношению к объекту: нравится ли
он ему или нет;

2) знания об объекте, которыми располагает человек;

намерения по поводу того, как вести себя по отношению
к объекту.

Расположение человека по отношению к явлениям, процесс сам и людям формируется на основе обучения, базирующегося на жизненном опыте.

В зависимости от того, принимает или не принимает чело­век существующие в организации формы и нормы поведения, ценности, может быть выделено четыре предельных типа по­ведения человека в организации:

1) ценности 11 нормы поведения принимаются полностью;

2) человек не приемлет ценности организации, но старается вести себя, следуя нормам и формам, принятым в данной организации;

3) человек приемлет ценности организации, но не приемле существующих в ней норм поведения;

4) человек не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации.

Контрольные вопросы и задания

1.Что исследует организационное поведение как дисциплина?

2.Из чего исходит психоаналитическое направление организационного поведения?

3.Дайте характеристику бихевиоризму как направлению в психологии.

4.Какова специфика необихевиоризма в части научения?

5.Приведите принципы гуманистической психологии.

6.Что лежит в основе экономико-психологических теорий поведения?

7.Из чего исходит нейролингвистическое программирование при моделировании эффективных стратегий поведения?

8.На чем основаны социологические представления Макса Вебера о поведении?

9.Назовите уровни индивидуальности и типы субъектов организационного поведения.

10. Какие элементы выделяют в структуре социальной роли личности в организации?