Государственное управление: сущность, специфика, функции

Тема 4.1 Государственное управление и государственная служба

Лекция 18

Цель: раскрыть сущность государственного управления.

План:

1. Государственное управление: сущность, специфика, функции.

2. Понятие, принципы и особенности государственного менеджмента.

3. Государственная служба: понятие, принципы, функции.

4. Управление в государственной службе и коммерческой организации: общее и особенное.

Список рекомендуемой литературы:

1. Балашов А. П. Основы менеджмента : учеб. Пособие для вузов / А. П. Балашов. – М. : Вузовский учебник, 2009. – 281 с.

2. Веснин В. Р. Менеджмент : учебник для вузов / В. Р. Веснин. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : ТК Велби. - 2009. - 502 с.

3. Теория управления : учебник для вузов / под ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – 3-е изд. доп. и перераб. - М. : РАГС, 2008. - 557 с.

Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно лишь за счет эффективной и рациональной организации управления этим обществом.

Государственное управление - это практическое, организую­щее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей с целью ее упорядочения, сохранения или преобразования.

Государственное управление имеет ряд аспек­тов:

• общественно-политический, который определяет общие за­кономерности и важнейшие идейно-политические парамет­ры системы государственного управления;

• организационно-структурный, отражающий характеристики и особенности организационной структуры государственно­го управления;

• структурно-функциональный, составляющий механизм реа­лизации функции управления;

• формы, методы и процессы государственно-управленческой деятельности.

Государственное управление занимает особое место среди всех видов управления. Высшие органы государственной власти в лице главы государства и его аппарата, правительства, парламента и судебных органов и их аппараты в совокупности играют роль уп­равляющей системы, составные компоненты которой связаны между собой сложными функциональными отношениями. Они принимают решения общенационального значения, обязательные для исполнения как всеми без исключения звеньями государствен­ного аппарата, так и гражданами.

В соответствии Конституции РФ (ст. 10) государствен­ная власть осуществляется на основе ее разделения на законода­тельную, исполнительную и судебную.

Система государственного управления включает деятельность государства в целом и охватывает самый широкий спектр функ­ций - от обеспечения национального суверенитета и нацио­нальных интересов до поддержания экономических, социальных, политических и правовых условий развития экономики. Иначе говоря, это властное, политическое управление делами всего об­щества, которое имеет в своей основе правовую обусловленность (легитимность), а в реализации - силу государственного аппара­та, обладающего средствами принуждения.

Под политическим управлением следует понимать разработку и принятие высшим руководством страны долгосрочных и стра­тегических решений, определяющих основные направления и приоритеты социально-экономического и политического развития общества и создания условий для их реализации.

Государство обес­печивает функционирование и развитие основных сфер жизнеде­ятельности, создает и поддерживает инфраструктуру, на которой она базируется.

Государство реализует свое политическое воздей­ствие посредством законодательства, устанавливая общие, типо­вые правила (нормы) поведения всех людей во всех сферах обще­ственной жизни и обеспечивает их соблюдение не только силой власти, но и другими механизмами регулирования (экономичес­кого, ценностного, нормативного, нравственного), постоянно расширяя сферу их применения.

Государственное управление – конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти.

К характеристике государственного управления необходимо добавить, что:

Государственное управление – деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, то есть проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий (распорядительство).

Государственное управление – прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления.

Государственное управление - исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона»; она вторична по отношению к законодательной деятельности.

Такова обобщенная характеристика государственного управления, к которой можно добавить и некоторые иные специфические его признаки, в числе которых:

· вертикальность (субординарность, иерархичность) системы исполнительно‑распорядительных органов;

· реализация принадлежащих этим субъектам юридически-властных полномочий в административном, то есть во внесудебном порядке;

· предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением);

· включение в механизм (систему) государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата (например, администрации государственных предприятий).

Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности государственного управления выступает социальность - наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей. Государственное управление призвано создавать и закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально‑актуального ведения любых видов человеческой деятельности.

К функциям государственного управления относятся конкретные виды властных, целеорганизующих и регулирующих воздействий государства и его органов на общественные процессы. Функции объективны, так как исходят из сущности государства и выражают его управленческое и социальное воздействие.

Различают функции государственного управления по: предмету (что), содержанию (зачем), способу хранения или преобразования управленческих компонентов (как).

По критерию содержания, характера и объема воздействия функции государственного управления можно разделить на общие и специфические.

Общие функции отражают основные, объективно необходимые взаимосвязи: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль.

Специфические функции отражают особенное содержание отдельных воздействий государства: финансирование, налогообложение, лицензирование, регулирование труда и заработной платы, кредитование. Особую подгруппу специфических функций управления составляют внутренние управленческие функции государственных органов: обучение законности, подготовка и повышение квалификации.

Организационная структура государственного управления заключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь человеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию государственных управляющих воздействий.

Государственное управление является повседневным и оперативным видом деятельности, осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления в объеме и порядке, определенном законом. В процессе государственного управления эти специальные субъекты реализуют по предметам ведения и в объеме своей компетенции внутренние и внешние функции государства не только в рамках исполнительной власти, но и в законодательной, судебной и прокурорской сфере деятельности.