Виды эффективности менеджмента

Понятие, сущность и содержание эффективности менеджмента

Тема 3.6 Эффективность управления

Лекция 17

Цель: раскрыть сущность эффективности менеджмента, охарактеризовать признаки, факторы и виды эффективности.

План:

1. Понятие, сущность и содержание эффективности менеджмента.

2. Виды эффективности менеджмента.

3. Признаки и факторы эффективности менеджмента

4. Роль трудовых ресурсов, знаний, материальных ресурсов, информации, времени и пространства в обеспечении эффективности управления организации.

5. Категории результативности менеджмента П. Друкера

6. Основные характеристики качества менеджмента.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Балашов А. П. Основы менеджмента : учеб. пособие для вузов / А. П. Балашов. – М. : Вузовский учебник, 2009. – 281 с.

2. Веснин В. Р. Менеджмент : учебник для вузов / В. Р. Веснин. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : ТК Велби. - 2009. - 502 с.

3. Основы теории управления : учебник для вузов / под ред. В. Н. Парахина, Л .И. Ушвицкого. – М. : Финансы и статистика. - 2004. – 560 с.

4. Рой О. М. Теория управления : учеб. пособие / О. М. Рой. – СПб. : Питер, 2008. – 256 с.

 

Организации создаются и существуют для реализации определенных целей, поэтому управление может считаться эффективным, а организация добившейся успеха, если поставленные цели достигнуты. Следовательно суть эффективности управления состоит в обеспечении достижения поставленных целей в возможно короткий срок при наименьших затратах ресурсов (экономических, финансовых, трудовых, социальных, духовных и т.п.).

Оценка эффективности управления имеет первоочередное значение для многих аспектов менеджмента, поскольку с ее помощью определяется правильность, обоснованность, действенность работы руководителя.

Эффективность управления представляет собой относительную характеристику результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели имеют как коли­чественные, так и качественные характеристики.

Эффективность управления, как социально-экономическая категория, - это результативность данной деятельности, степень рационального использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Функциональная роль эффективности управления - отражать уровень и динамику его развития, качественную и количественную стороны данного процесса.

Общую формулу эффективности управленческого труда можно представить следующим образом:

В оценке управления наибольшую сложность представляет понимание его результата. Можно оценить ресурсы, легко измерить время, трудно выделить результат. Управленческий труд относится к наиболее сложным видам человеческой деятельности, и его оценка не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованной оценки отдельных видов выполняемой работы, поэтому для измерения его эффективности часто применяются косвенные методы.

Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление, но такая упрощенная оценка не всегда корректна, так как:

· управленческий труд, в том числе по выработке и принятию решений, преимущественно творческий, трудно поддающийся нормированию и учету из-за различных психофизиологических возможностей людей;

· фактические результаты, как и затраты на реализацию конкретного решения, далеко не всегда можно учесть количественно из-за отсутствия соответствующей документации;

· реализация решения сопряжена с определенными социаль­но-психологическими результатами, количественное выражение которых еще более затруднительно, чем экономических;

· результаты реализации решений проявляются опосредован­о через деятельность коллектива организации в целом, в кото­рой сложно выделить долю затрат управленческого труда. В ито­ге отождествляются результаты труда разработчиков решений и исполнителей, на которых направлено управленческое воздей­ствие;

· из-за существующих трудностей нередко отсутствует теку­щий контроль за реализацией решений, в результате деятельность оценивается за прошедший период, устанавливается ори­ентация на будущее с учетом факторов, оказавших влияние в прошлом, хотя в будущем они могут и не проявиться;

· затрудняет оценку эффективности решений и временной фактор, поскольку их реализация может быть как оперативной (сиюминутной), так и развернутой во времени (в течение дней, недель, месяцев и даже лет). Динамизм хозяйственной жизни мо­жет привносить нюансы, в совокупности искажающие величину ожидаемой результативности решений;

· затруднено и количественное выражение характеристик ка­чества решений как основной предпосылки их эффективности, а также действий и взаимодействия отдельных работников.

Уровень эффективности управленческой дея­тельности во многом определяется уровнем рациональной организации управляемой системы и процесса управления. Эффек­тивность проявляется в различных показателях как объекта уп­равления, так и собственно управленческой деятельности.

Основными понятиями эффективности управления являют­ся:

·эффективность труда работников аппарата управления;

·эф­фективность процесса управления (функций, коммуникаций, выработки и реализации управленческого решения);

·эффектив­ность системы управления (с учетом иерархии управления);

·эффективность механизма управления (структурно-функциональ­ного, финансового, производственного, маркетингового и др.).

Оценка эффективности управления может осуществляться за различные календарные отрезки времени (месяц, квартал, год). Динамика этих показателей, а также сопоставление с аналогич­ными данными однородных организаций, работающих в подоб­ных природно-географических и экономических условиях, поз­воляют сделать вывод об эффективности работы аппарата управ­ления.

Современная наука выделяет три группы основных принципов, определяющих эффективность управления:

· приоритеты человеческого фактора - мотивированная деятельность, профессионализм;

· принципы критических факторов- учет фактора времени, развитие информационных технологий, корпоративность, как форма эффективного сотрудничества и партнерства;

· основные принципы ориентирования- управленческая деятельность включает в себя разработку цели, миссии и стратегии менеджмента, обеспечение качества, создание условий творчества (система «думай сам») и др.

 

Различают внешнюю и внутреннюю эффективность.

Внешняя эффективность управления определяет результативность менеджмента, характеризует степень достижения организацией ее цели, отражает уровень соответствия организационной системы требованиям и ограничениям внешней среды, а также эффективность в части использования внешних возможностей.

Внутренняя эффективность управления - это экономичность, т.е. способность наилучшим (оптимальным) образом распределять и использовать имеющиеся ресурсы для достижения организационной системой целей, диктуемых общественными потребностями. Она показывает, каким образом удовлетворение указанных потребностей сказывается на динамике собственных целей организационной системы и отдельных групп ее участников, отражая при этом эффективность в части использования организационной системой всех компонентов внутренней среды, в том числе производственных, финансовых, инвестиционных, кадровых возможностей и пр. Этот показатель характеризует также эффективность стиля руководства, типа управления, делового этикета и этики, организационной и корпоративной культуры.

В достижении высокой эффективности управления большую роль играют характеристики системы, механизма и процесса (технологии) управления. Однако, эффективность управления всегда изменчива и определяется не только внутренними факторами, но и внешними- состоянием экономики, конкуренцией, социально политической обстановки и др. При этом внешняя и внутренняя эффективность управления должны быть сбалансированы.

Эффективность можно различать как потенциальную и реальную. Потенциальная эффективность оценивается предварительно, реальная определяется полученными на практике результатами.

Эффективность управления бывает тактической и стратегической. Тактическая эффективность отражает получение эффекта в ближайшем времени, стратегическая в будущем.

В экономической теории различают два вида эффективности: экономическую и социальную.

Экономическая эффективность характеризуется отношением полученного результата к затратам.

Социальная эффективность выражает степень удовлетворения спроса населения (потребителей, заказчиков) на товары, услуги.

Один из известных подходов к оценке эф­фективности управления состоит в использовании понятий «эф­фективность в широком смысле» и «эффективность в узком смысле».

В широком смысле эффективность управления отожде­ствляется с эффективностью функционирования системы в це­лом.

В узком смысле эффективность отражает результативность собственно управленческой деятельности. В одном и другом смыслах для характеристики эффективности применяются обоб­щающие показатели и система частных показателей экономичес­кой и социальной эффективности.

Для оценки экономической эффективности управления в широком смысле используются обобщающие показатели. До не­давнего времени для характеристики экономической эффектив­ности системы управления:

· на государственном уровне среди дру­гих использовался обобщающий показатель - национальный до­ход (обобщающий показатель экономического развития страны: вновь созданная в материальном производстве стоимость, складывается из: заработной платы рабочих и жалования служащих; дополнительных выплат; рентных доходов владельцев собственности; чистого процента по потребительским кредитам; прибылей корпораций; доходов собственников; от ВНП отличается на сумму амортизационных отчислений и косвенных налогов на предпринимателей);

· на уровне отрасли - показатель производительности труда (показатель эффективности использования ресурсов труда (трудового фактора), измеряется: либо количеством продукции в натуральном или денежном выражении, произведенным одним работником за определенное, фиксированное время (час, день, месяц, год); либо количеством времени, затрачиваемым на производство единицы товарной продукции);