Инновации и нововведения: понятие и виды
Тема 3.5 Инновации в управлении
Лекция 16
Цель: раскрыть сущность и значение инноваций в управлении.
План:
1. Инновации и нововведения: понятие и виды.
2. Инновационный процесс.
3. Структура инновационного цикла.
4. Организационные формы инновационной деятельности.
Список рекомендуемой литературы:
1. Балашов А. П. Основы менеджмента : учеб. пособие для вузов / А. П. Балашов. – М. : Вузовский учебник, 2009. – 281 с.
2. Веснин В. Р. Менеджмент : учебник для вузов / В. Р. Веснин. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : ТК Велби. - 2009. - 502 с.
Термин «инновация» был введен в научный оборот известным экономистом Й. Шумпетером. Сегодня за ним стоят два понятия:
• новшество - новый продукт, услуга, технология, усовершенствование в производственно-хозяйственной деятельности, на рынке, в общественной жизни;
• нововведение - процесс внедрения новшеств в различных сферах жизни общества и осуществления связанных с этим изменений (в последнем состоит главный смысл инновации).
Инновация - конечный результат интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Она характеризуется введением на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.
Инновации способствуют развитию технической или хозяйственной системы, достижению ею оптимального состояния. В то же время неожиданно появившееся новшество может и негативно повлиять и на этот процесс или нарушить нормальный ход текущей работы.
Потребность в инновациях возникает у фирмы под воздействием внешних (обострение конкурентной борьбы, задачи завоевания новых рынков, появление новых знаний и проч.) и внутренних факторов (неблагоприятные условия труда, рост затрат, несоответствие между тем, что есть, и тем, что должно быть, и т. п.).
Процесс нововведений становится объектом инновационного менеджмента, который непосредственно занимается:
• разработкой и оценкой соответствующих планов и программ, их финансово-ресурсным обеспечением;
• координацией и контролем хода создания и внедрения новой продукции, технологий;
• формированием и стимулированием работы творческих коллективов и целевых групп.
Новшество (инновация) создается в результате интеллектуальной деятельности.
Последняя превращает результаты исследований и открытий в качественные образцы изделий с более высокими потребительскими, технологическими, техническими, экономическими и иными свойствами, чем существующие.
Классификация инноваций:
По масштабам распространения они могут быть мировыми, национальными, отраслевыми, локальными. Последние связаны с предприятием или его отдельным подразделением и обычно не приводят к каким-то крупным прорывам, а лишь позволяют улучшить использование существующего потенциала.
По сфере применения инновации делятся на производственные, управленческие, рыночные и проч.
По видам инновации бывают научными, техническими, технологическими, экологическими, экономическими (например, освоение нового рынка сбыта, метода стимулирования и т. п.).
По разнообразию решаемых задач выделяют спектральные и узконаправленные инновации.
По характеру генерирования и внедрения различают быстрые и замедленные, нарастающие и затухающие, равномерные и скачкообразные инновации.
По степени новизны (новизна - совокупность свойств, характеризующих степень изменения объекта) инновации можно разделить на:
• радикальные (стратегические), делающие прорыв в теории и практике (например, микропроцессор);
• модифицирующие, улучшающие отдельные элементы существующих систем (обеспечивают адаптацию базовых нововведений к изменяющейся среде);
• условные (новое сочетание прежних элементов);
• комбинированные.
По характеру связи с предшествующими образцами инновации могут быть:
• открывающими новые направления в человеческой деятельности (например, космический корабль);
• заменяющими (электровоз и тепловоз вместо паровоза);
• отменяющими (сварка вместо клепки);
• возвратными, обращающимися к исходным идеям (современные парусные суда, управляемые компьютерами);
• имитирующими, в том числе ретроспективно (образцы моды).
По целям выделяют следующие виды инноваций:
• для восстановления и сохранения функций и основных свойств существующей системы;
• для приспособления системы к количественным изменениям среды;
• для коренной перестройки системы и создания ее нового варианта (с изменением всех или большинства первоначальных свойств при сохранении прежнего функционального принципа), что позволяет приспособить ее к качественным изменениям среды;
• для создания системы нового вида, функционирующей на основе прежних принципов;
• для создания системы нового вида путем коренного изменения принципа ее функционирования.
По результативности инновации делятсяна завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные (нововведение, например, не считается завершенным, если останавливается на какой-либо промежуточной стадии).
По направленности выделяют внутриорганизационные и межорганизационные инновации.
По характеру - эволюционные и революционные.
По комплексности инновации бывают точечными, простыми, системными.
Поскольку новшествами, как правило, нельзя воспользоваться без специальных знаний, важную роль в деле их реализации играют ноу-хау (англ. know how - знать как).
Выделяют следующие типы ноу-хау:
1) технологические (результаты НИОКР, опыт производства, монтажа, испытаний и проч.);
2) финансовые (условия получения и размещения денежных средств);
3) коммерческие (способы продвижения товаров, организации рекламы);
4) управленческие (методы руководства, варианты тестов и др.).
Ноу-хау снижают риск при использовании новшества, обеспечивают его более быструю отдачу и рост (до 30 процентов) стоимости фирмы.
Поскольку в описании товара они специально опускаются, ибо в большинстве случаев не охраняются патентами, получение ноу-хау возможно на основе дополнительных соглашений.
Любая инновация имеет свой жизненный цикл, который состоит из трех основных элементов:
• периода от начала разработки до выхода новшества на рынок (стадия создания); при этом само оно может устареть, а нововведение еще не начаться;
• периода от выхода на рынок до прекращения выпуска;
• периода устаревания (от снятия с производства до завершения эксплуатации у потребителей); здесь происходит исчерпание возможностей прежнего новшества и замещение его альтернативным.
Два последних периода вместе образуют стадию его использования, которая, в свою очередь, состоит из двух подстадий - производства, сбыта и послепродажного (сервисного) обслуживания.
Инновации вызывают к жизни некоторые весьма серьезные проблемы (досрочное моральное устаревание элементов производственной системы при сохранении их нормального физического состояния; необходимость осуществления нововведений в смежных областях, нарушающих общую стабильность в них и вызывающих экономические потери).
Инновациям препятствуют: недостаток средств, патентные ограничения; сопротивление персонала, высокие налоги, отбирающие у организации необходимые финансовые средства; требования антимонопольного законодательства.
В то же время инновациям благоприятствуют: поддержка руководством новаторства; постоянный обмен информацией; стимулирование научной деятельности; высокий творческий потенциал сотрудников; пригодность для осуществления инноваций существующих технологий и оборудования; хорошее знание и эффективное использование рыночных возможностей.