Тема 1.2 Эволюция управленческой мысли

Понятие, содержание, цели и функции теории управления. Объект и предмет ее исследования

Управление как социальный феномен известен с древних времен и является предметом изучения целого ряда наук (менеджмента, социологии, политологии, философии, кибернетики, психологии, экономики). Таким образом, теория управления как самостоятельная отрасль знания формируется и развивается как междисциплинарная система.

Теория управления сегодня - это наука, целью которой является добиться от окружающего нас мира, точнее, отдельных его частей, именуемых объектами, желаемых нами поведения и свойств.

Теория управления - наука, изучающая управленческие процессы в социально-экономических системах, принципы, содержание и формы управленческих отношений. В центре ее внимания и изучения механизмы социальных технологий эффективного управления.

Объект теории управления (область реальной действительности, которая познается субъектом) - управленческие отношения, т.е. такие социальные отношения, которые складываются между организациями, учреждениями и отдельными индивидами (представителями организаций и учреждений) в процессе управленческой деятельности и устанавливают определенную структуру соподчинения между ними.

В качестве предмета теории управления (какая-либо особенность в объекте) могут выступать:

· сущность управленческих отношений как системы взаимодействия людей по поводу организации их совместной жизни;

· механизм управления различными социально-экономическими системами и их регулирование;

· технологии и методики процесса управления;

· структурные элементы системы управления;

· принципы и методы управления и т.д.

Содержанием теории управления является исследование социальных механизмов и общих способов управленческого воздействия на общество и его отдельные сферы - производственную и непроизводственную, материальную и духовную, гуманитарную и негуманитарную.

Цели теории управления:

· изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;

· определение основных тенденций развития управленческих процессов;

· построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем;

· формулирование научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.

Функции теории управления:

· Познавательная - связана с изучением сущности управленческих отношений;

· Описательная - сбор, систематизация, каталогизация сведений о научной и практической стороне управления;

· Объяснительная - объясняет, почему и в каких условиях в управлении были использованы те или иные познавательные средства;

· Прогностическая - опираясь на анализ прошлого и настоящего в управлении, определяет перспективные пути изменения в управленческой деятельности в обозримом будущем;

· Контрольная - осуществляет контроль за организацией управленческого процесса, в том числе с точки зрения того, насколько в нем правильно используются познавательные средства и насколько полно и целостно изучен тот или иной объект управления;

· Оценочная - оценка того, в какой мере соответствует или не соответствует существующая система управления основным тенденциям развития общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам людей;

· Образовательно-воспитательная - распространяет знания об управлении, его основных функциях, целях, механизмах;

· Прикладная - разрабатывает научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления обществом и его элементами.

Вопросы теории управления реализуются различными социальными органами и организациями - государственными, партийными, предпринимательскими, финансовыми, профсоюзными, попечительскими и т.д.

Теория управления чрезвычайно важна для жизни и развития общества. Она выступает как идеологический стержень всего того, что делают и чем живут люди. И поэтому ее следует должным образом изучать и знать с тем, чтобы вырабатывать более технологичные приемы руководства социальной деятельностью населения, регионом, страной.

Лекции 2,3

Цель: изучить становление и развитие управленческой мысли.

План:

1. Периодизация развития управленческой мысли: донаучный и научный периоды.

2. Школа научного управления.

3. Школа административного управления.

4. Школа человеческих отношений и поведенческих наук.

5. Школа науки управления или количественный подход.

6. Новая управленческая парадигма.

Список рекомендуемой литературы:

1. Балашов А. П. Основы менеджмента : учеб. Пособие для вузов / А. П. Балашов. – М. : Вузовский учебник, 2009. – 281 с.

2. Бурганова Л. А. Теория управления : учеб. пособие для вузов / Л. А. Бурганова. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 139 с.

3. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник для вузов / В.Р. Веснин. - 3-е изд, перераб. и доп. - М.: ТК Велби. - 2006. - 504 с.

4. Виханский О.С. Менеджмент: учебник для вузов/ О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М: Экономистъ, 2005. - 670 с.

5. Мескон М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. – М. : Дело, 2005. - 720 с.

6. Основы теории управления: учебник для вузов / под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. – М.: Финансы и статистика. - 2004. – 560 с.

7. Управление организацией : учебник для вузов / под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2002. - 669 с.