Тема 2 Рынок

В общее понятие «рынок» мы включаем совокупность взаимосвязанных рынков, различающихся по характеру обращающихся товаров, составу продавцов и покупателей, механизмам формирования цен, широте охвата и т.д.Функции рынкаЦенообразующая Информационная Посредническая Регулирующая СанирующаяКонкуренция– борьба за лучшие условия продаж и покупок, доступ к экономическим ресурсам. Видыконкуренции (формы структуры рынка) определяются в зависимости от:Равенства сил экономических агентов, что определяется возможностью продавцов и покупателей влиять на цены и условия продаж;Степени однородности продукта;Наличия барьеров входа на рынок и выхода с него. Виды: Совершенная(атомистическая) конкуренции Множество мелких фирм, выпускающих однородную продукцию;Ни один из участников рынка не может оказывать воздействие на цену, решения любого участника об изменении цены и объема выпуска не отражается на состоянии рынка;Вход и выход из отрасли абсолютно свободен, барьеры рынка отсутствуют;Информация о состоянии рынка доступна всем продавцам и покупателям Монополистическая конкуренция Множество фирм и покупателей;Выпускаемая продукция дифференцирована, реально или мнимо отличается рядом потребительских свойств, в то же время товары имеют хорошие заменители;Воздействие продавца на цену, возможно в ограниченных пределах, в которых сохраняется лояльность покупателя привычной марке;Вход и выход из отрасли свободен, за исключением барьеров, создаваемых приверженностью потребителя марке;Информация о состоянии рынка относительно доступна продавцам и покупателямНаиболее распространенная в реальности модель конкуренции (продовольственные товары, одежда, обувь, косметика и т.д. )Олигополия Множество покупателей и малое число фирм, которые могут воздействовать как на цену, так и на объемы продаж;Выпускаемая продукция может быть как дифференцирована (автомобили, стиральные порошки), так и однородна (металлы, бензин и т.д.);Высокие барьеры входа на рынок. (Высокие разовые финансовые затраты при входе на рынок, ограничения в доступе к ресурсам, патенты и т.д.)Широко распространена в реальности (ТЭК, авио-, судо- и автомобилестроение и т.д.)МонополияМножество покупателей и единственный производитель товара, не имеющего на рынке хороших заменителей;Барьеры входа на рынок непреодолимы для остальных участников. Причины появления монополии:Статусная монополия (законодательные ограничения, патенты)Ситуационная монополия (Уникальность природных ресурсов, высокие транспортные издержки)Естественная монополия (При существующем спросе в отрасли эффективен только один производитель)

Спрос. Детерминанты спроса.Спрос – это потребность в товаре, выраженная в денежной форме.Спросом называется связь между количеством товара и ценой по которой данное количество товара хотят купить, то есть спрос – это перечень. Количество товара, которое покупатели хотят купить по данной цене называется величиной спроса. Рыночный спрос это сумма спроса всех покупателей на данном рынке Закон спроса. Величина спроса на товар увеличивается со снижением цены этого товара, и наоборот, снижается с ростом его цены. Эффект замены Любой товар имеет заменители (субституты). Рост цен заставляет потребителя переходить к относительно более дешевым заменителям, понижение – наоборот, замещать в потреблении данным товаром другие Эффект дохода Снижение цены ведет к росту дохода данного потребителя и подключению к рыночному спросу на данный товар менее обеспеченных покупателей Эластичность спросазависит от времени приспособления потребителя к повышению цены. В длительном периоде эластичность спроса выше. На спрос воздействуют неценовые факторы,изменяющие его:Предпочтения потребителей.доходы потребителей.Цены на товары заменители и товары сопряженного спроса.Структура населения.Ожидания ценовых изменений.Налоги и субсидии. Изменение неценовых параметров ведетк изменению спроса, что на графике отражается не движением вдоль кривой, а сдвигом всей кривой спроса.

Предложение. Детерминанты предложения. Предложение — это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар. Предложением называется связь между количеством товара и ценой по которой данное количество товара хотят продать, то есть предложение – это перечень. Величина предложения –это то количество товара, которое производители хотят продать по данной цене. Рыночное предложениеэто суммарный выпуск всех продавцов на данном рынке Закон предложения.Величина предложения товара растет с ростом его цены и сокращается с с ее снижением. Рост ценына продаваемый товар ведет к тому, что: производитель готов нести повышенные издержки, чтобы поставить товар на рынок Þ он готов увеличивать дополнительно привлекаемые ресурсы, даже при растущих ценах на них (Рост цен на жилье Þ рост зарплат строительных рабочих и увеличение их численности, рост цен на строительные материалы и увеличение их выпуска). Отрасль становится привлекательной для вложений, растет число производителей и увеличивается выпуск за счет замещения выпуска менее выгодных товаров Детерминантыпредложения. На предложение воздействуют неценовые факторы, изменяющие его:Цены на ресурсы.Применяемые технологии.Налоги и субсидии.Численность производителей.Изменение предложения Изменение неценовых параметровведет к изменению предложения, что на графике отражается не движением вдоль кривой, а сдвигом всей кривой предложения.

Формирование рыночного равновесия.Равновесной называется такая цена, при которой количество товара, которое желает и может купить потребитель, равно количеству товара, которое желает и может продать производитель.Она называется равновесной, поскольку отклонение от нее заставит рыночные силы восстановить данную цену и соответствующий ей объем продаж.

 

Тема 3. Поведение потребителя

Полезностьюназывается то удовлетворение или удовольствие, которое потребитель получает от использования товара или услуги. Полезностьявляется субъективной оценкойПредельная полезность –полезность последней доступной для потребителя единицы запаса блага.Ценность блага для индивида определяется его предельной полезностью. Законы Госсена 1.величина удовлетворения от потребления каждой дополнительной единицы блага данного вида уменьшается и достигает нуля в точке полного удовлетворения. Þ по мере удовлетворения потребности, ее интенсивность падает.2.«Личность максимизирует свою полезность, когда распределяет свои деньги между различными благами таким образом, чтобы достичь определенного количества удовлетворения от каждого последующего денежного атома, израсходованного на каждый товар» Наибольшая полезностьдостигается в точке касания кривой безразличия прямой бюджетного ограничения (самая высокая кривая безразличия).