ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ДОХОДОВ

ОБРАЗОВАНИЕ И ДОХОД

Дифференциация доходов в значительной степени связана с уров­нем образования. Нужно принять во внимание, что распределение насе­ления на группы по доходам отражает состояние на данный момент. Но у многих людей доходы меняются в течение жизни. Если в начале жизни доходы невысоки, то к 40 - 50 годам они достигают своего пика, и люди передвигаются в группы с более высокими доходами. При этом у людей со сроком обучения 17 и больше лет доход в два с лишним раза выше, чем у тех, кто имеет срок обучения 12 лет. Во многих странах об­разование стоит недешево. Но есть все основания утверждать, что эти расходы окупаются.

"Даже если вам приходится занимать деньги в банке из расчета 6%, даже если вы в течение ряда лет вынуждены отказываться от выгодной работы, даже если вам приходиться жить вне дома и платить за пита­ние и за книги, все равно, если вы получили профессию, доступ к кото­рой открыт только выпускникам колледжей, ваши заработки в течение всей жизни, по всей вероятности, с лихвой компенсируют эти затраты", - утверждает Самуэльсон в своем учебнике. Он утверждает также, что среди выпускников колледжей больше людей, считающих себя счастли­выми, меньше - психически больных, у них более широкие перспективы и более высокие стремления и если они все же озабочены чем-то, то это, как правило, вызвано действительными, а не мнимыми трудностями. Люди, получившие профессию, требующую способностей и многих лет обучения, попадают в неконкурентные группы. Например, высококва­лифицированный рабочий не может составить конкуренцию врачу-хи­рургу или преподавателю математики. Соотношение спроса и предложения будет складываться в пользу высокообразованных работ­ников. В экономической литературе получил распространение термин инвестиции в «человеческий капитал». Инвестиции в человеческий капитал - это любые затраты, направленные на повышение квалифика­ции и способностей. Подобно затратам предпринимателей на станки и оборудование, затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, так как текущие расходы осуществляются с тем расчетом, что эти затраты бу­дут многократно компенсироваться.

 

В цивилизованных странах существуют программы поддержания уровня доходов. Нужно различать два вида таких программ.

1.Программы социального страхования частично возмещают поте­ри заработков, связанные с уходом на пенсию и временной безработи­цей. Данные программы финансируются за счет налогов на зарплату, резервируемых для этих целей. Пособия считаются заработанным правом, а не государственной благотворительностью.

2.Программы государственной помощи, или благотворительные программы, предоставляют пособия тем, кто не может заработать сам, будучи нетрудоспособным или имея на своем иждивении детей. Эти программы финансируются из общих налоговых поступлений и счита­ются государственными благотворительными программами. Отдель­ные лица и семьи должны представить свидетельства своих низких доходов, чтобы получить право на помощь.

В США, например, многие нуждающиеся, обстоятельства которых не соответствуют условиям программ по социальному страхованию, получают помощь по другим программам. К ним, относятся дополни­тельная программа социальной помощи престарелым, слепым и нетру­доспособным, Программа помощи неполным семьям с детьми, Программа продовольственных талонов, направленная на то, чтобы обеспечить всех американцев с низкими доходами "достаточно пита­тельными продуктами"; Медикэйд — программа помощи в финансиро­вании расходов на медицинское обслуживание лиц с низкими доходами. Во Франции около 40 видов социальных пособий. В России только еще предстоит разработать и организовать программы помощи малообеспеченным. Первым шагом является предстоящее принятие в 1996 году закона о прожиточном минимуме. Если доходы семьи ниже величины прожиточного минимума, умноженного на количество чле­нов семьи, то такая семья может получить пособия из федеральных фондов. Обсуждается вопрос о выплате пособия на детей до 16 лет.

В связи с существованием благотворительных программ возникла проблема соотношения между равенством доходов и эффективностью. Большие налоги, обеспечивающие перераспределение богатства, ослаб­ляют стимулы к эффективному труду. Кроме того, распределение посо­бий связано с утечкой средств, что получило название проблемы "Худого ведра". "Предположим, что общество согласно передать бед­ным доходы богатых; но деньги от богатых придется передавать в ху­дом ведре". По подсчетам Артура Оукена, утечка из "ведра" перераспределения составляет 250 долл. из каждых 350 долл., предназна­ченных для пособий. Средства идут на содержание чиновников, разво­ровываются и т.п.