Введение. Машина и механизм. Подвижность механизма.
ЛЕКЦИЯ 1
Г.
ТММ. Структура. Кинематика. Динамика.
Модуль 1
Краткое содержание: Введение. Цель и задачи курса ТММ. Краткая историческая справка. Машинный агрегат и его составные части. Классификация машин. Механизм и его элементы. Типы звеньев рычажных механизмов. Классификация кинематических пар. Подвижность механизма.
Введение.
Машины и их классификация.
Машина - техническое устройство, выполняющее преобразование энергии, материалов и информации с целью облегчения физического и умственного труда человека, повышения его качества и производительности.
Существуют следующие виды машин:
1. Энергетические машины - преобразующие энергию одного вида в энергию другого вида. Эти машины бывают двух разновидностей:
Двигатели, которые преобразуют любой вид энергии в механическую (например, электродвигатели преобразуют электрическую энергию, двигатели внутреннего сгорания преобразуют энергию расширения газов при сгорании в цилиндре).
Генераторы, которые преобразуют механическую энергию в энергию другого вида (например, электрогенератор преобразует механическую энергию паровой или гидравлической турбины в электрическую).
2. Рабочие машины - машины, использующие механическую энергию для совершения работы по перемещению и преобразованию материалов. Эти машины тоже имеют две разновидности:
Транспортные машины, которые используют механическую энергию для изменения положения объекта (его координат).
Технологические машины, использующие механическую энергию для преобразования формы, свойств, размеров и состояния объекта.
3. Информационные машины - машины, предназначенные для обработки и преобразования информации. Они подразделяются на:
Математические машины, преобразующие входную информацию в математическую модель исследуемого объекта.
Контрольно-управляющие машины, преобразующие входную информацию (программу) в сигналы управления рабочей или энергетической машиной.
4. Кибернетические машины - машины управляющие рабочими или энергетическими машинами, которые способны изменять программу своих действий в зависимости от состояния окружающей среды (т.е. машины обладающие элементами искусственного интеллекта).
Понятие о машинном агрегате.
Машинным агрегатом называется техническая система, состоящая из одной или нескольких соединенных последовательно или параллельно машин и предназначенная для выполнения каких-либо требуемых функций. Обычно в состав машинного агрегата входят: двигатель, передаточный механизм и рабочая или энергетическая машина. В настоящее время в состав машинного агрегата часто включается контрольно-управляющая или кибернетическая машина. Передаточный механизм в машинном агрегате необходим для согласования механических характеристик двигателя с механическими характеристиками рабочей или энергетической машины.
Механизм и его элементы.
Механизм – замкнутая или разомкнутая кинематическая цепь, в состав которой входит неподвижное звено (стойка), предназначенная для преобразования одного вида движения в другое.
Кинематическая цепь – система звеньев, соединенная кинематическими парами.
Замкнутая – каждое звено данной КЦ входит не менее чем в две КП.
Разомкнутая (не замкнутая) – КЦ в которой есть звенья, входящие только в одну КП.
Звено – твердое тело или система жестко связанных тел, двигающихся как одно целое, входящих в состав механизма. Обозначаются арабскими цифрами начиная с ведущего.
Кинематическая пара (КП) – подвижное соединение двух звеньев. Обозначаются буквами.
Входные звенья – звенья, которым сообщается движение, преобразуемое механизмом в движение других звеньев.
Выходные звенья – звенья, которые совершают движения, для которых предназначен механизм.
Начальное звено – звено, для которого задается обобщенная координата или закон движения, позволяющий определить движение остальных звеньев.
Типы звеньев рычажных механизмов.
Стойка – неподвижное звено, относительно которого рассматриваются движения остальных звеньев. На схеме механизма обозначается 0.
Кривошип – звено, имеющее вращательную КП со стойкой и совершающее полный оборот вокруг неподвижной оси.
Коромысло – звено, имеющее вращательную КП со стойкой и совершающее не полный оборот вокруг неподвижной оси.
Ползун, штанга – звено, имеющее поступательную КП со стойкой, совершающее поступательное прямолинейное движение.
Шатун – звено, не имеющее КП со стойкой.
Камень – звено небольшого размера, скользящее по подвижной направляющей.
Кулиса – звено, по которому скользит камень, может быть кривошипом, коромыслом, штангой, шатуном.
Кулачок – звено, имеющее профиль переменной кривизны (может быть эксцентрик – диск, вращающийся вокруг оси, не проходящей через центр диска).
Классификация кинематических пар.
Кинематические пары (КП) классифицируются по следующим признакам:
- по виду места контакта (места связи) поверхностей звеньев:
- низшие, в которых контакт звеньев осуществляется по плоскости или поверхности (пары скольжения);
- высшие, в которых контакт звеньев осуществляется по линиям или точкам (пары, допускающие скольжение с перекатыванием).
- по относительному движению звеньев, образующих пару:
- вращательные;
- поступательные;
- винтовые;
- плоские;
- сферические.
- по способу замыкания (обеспечения контакта звеньев пары):
- силовое (за счет действия сил веса или силы упругости пружины);
- геометрическое (за счет конструкции рабочих поверхностей пары).
Рис. 1.1 | Рис. 1.2 |
- по числу условий связи, накладываемых на относительное движение звеньев (число условий связи определяет класс кинематической пары);
5. по числу подвижностей в относительном движении звеньев.
Классификация КП по числу подвижностей и по числу связей приведена в таблице.
Примечание: Стрелки у координатных осей показывают возможные угловые и линейные относительные перемещения звеньев. Если стрелка перечеркнута, то данное движение в КП запрещено (т.е. на данное относительное движение наложена связь).