Совокупность всех судей, как занимающихся судебной деятельностью, так и находящихся в отставке, называется «судейский корпус».

Согласно ч.1 и ч.2 ст.11 Закона «О судебной системе РФ» судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе

Правовой статус судей – это установленная законом совокупность прав, обязанностей и ответственности судей, а также гарантий их независимости при осуществлении правосудия.

Сканеры

Сканер — прибор, позволяющий считывать и расшифровывать коды неис­правностей, и выводить информацию о наиболее важных текущих пара­метрах системы впрыска топлива автомобиля.

Достоинства сканера: максимально быстрое обнаружение отказов в системе управления двигателем, в том числе и спорадического характера; возможность воздействия на систему управления (сброс кодов, специаль­ные режимы, перепрограммирование).

Недостатки: невысокая степень универсальности; объем получае­мой информации строго ограничен возможностями системы самодиагно­стики автомобиля.

Основы статуса судей установлены ст.ст.119 – 122 Конституции РФ, главой 2 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» и Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Европейская хартия о статусе судей, принятая на многосторонней встрече, организованной Советом Европы и состоявшейся в Страсбурге 8 – 10 июля 1998 г., устанавливает, что статус судей призван обеспечивать компетентность, независимость и беспристрастность, которые любой человек законно ожидает от судебных органов и от каждого судьи, которому доверена защита его прав. Хартия предусматривает следующие основные положения, касающиеся закрепления статуса и гарантий независимости судей в законодательстве.

Все судьи в России обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей, в частности судей военных судов, судей Конституционного Суда РФ, определяются соответствующими федеральными конституционными законами и федеральными законами, а в отношении мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, – также и законами субъектов РФ.

Особенности правового статуса судей военных судов обусловлены тем, что они являются военнослужащими, т.е. проходят военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и имеют офицерские звания.

Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменения его статуса относительно других судей в Российской Федерации.

Статья 3 Закона «О статусе судей в РФ» и Кодекс чести судьи РФ устанавливают требования, предъявляемые к судье. Судья обязан:

- неукоснительно соблюдать Конституцию России и другие законодательные акты, действующие на территории Российской Федерации, а также руководствоваться в своей деятельности общепринятыми нормами нравственности и правилами поведения, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда;

- при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, личное достоинство и репутацию судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности;

- не допускать влияния на свою профессиональную деятельность кого бы то ни было, в том числе своих родственников, друзей или знакомых, при принятии решения по делу быть свободным от приверженности одной из сторон, от влияния общественного мнения, от опасений перед критикой своей деятельности;

- избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть честь и достоинство судьи, воздерживаться от финансовых и деловых связей, которые способны нарушить его беспристрастность, помешать ему должным образом исполнять свои обязанности;

- добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности и принимать все необходимые меры для своевременного рассмотрения дел, а также поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащего исполнения обязанностей по осуществлению правосудия;

- проявлять терпение, вежливость, тактичность и уважение к участникам судебного разбирательства и другим лицам, с которыми судья общается при исполнении служебных обязанностей;

- хранить профессиональную тайну в отношении информации, полученной в ходе исполнения своих обязанностей, не делать публичных заявлений, комментариев, выступлений в прессе по делам, находящимся в производстве суда до вступления в силу постановлений, принятых по ним. Судья не вправе публично вне рамок профессиональной деятельности подвергать сомнению постановления судов, вступивших в законную силу, и действия своих коллег;

- с уважением и пониманием относиться к стремлению средств массовой информации освещать деятельность суда и оказывать им необходимое содействие, если это не будет мешать проведению судебного процесса или использоваться для оказания воздействия на суд.

Выполнение обязанностей по осуществлению правосудия должно иметь для судьи приоритетное значение над иными занятиями. Поэтому судья не вправе:

- быть депутатом, третейским судьей, арбитром;

- принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или в других политических акциях;

- осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

 

 

2. Отбор кандидатов в судьи, требования к кандидатам на судебные должности.

 

Порядок формирования судейского корпуса.Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, и порядок назначения судей на должность установлены ст.119 и ст.128 Конституции РФ, ст.13 Закона «О судебной системе РФ», ст.ст.4 – 6 Закона «О статусе судей в РФ», ст.8 и ст.9 Закона «О Конституционном Суде РФ», ст.27 Закона «О военных судах РФ», ст.5 и ст.6 Закона «О мировых судьях в РФ».

Требования, установленные законом к кандидатам на должность судьи, можно подразделить на несколько групп:

- требования к гражданству кандидата;

- требования к достижению кандидатом определенного возраста;

- наличие у кандидата высшего юридического образования;

- наличие у кандидата определенного стажа работы по юридической профессии;

- отсутствие у кандидата заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи;

- дополнительные требования, установленные законодательством.

Наиболее общие, базовые требования к кандидатам в судьи установлены ст.119 Конституции РФ, где сказано, что судьями могут быть: граждане России, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Иные требования к кандидатам на должность судьи устанавливаются федеральными законами. В развитие данной конституционной нормы ст.4 Закона «О статусе судей в РФ» определяет, что судьей может быть гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование и соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, а также федеральными законами.

Данные требования конкретизируются применительно к кандидатам на должности судей в зависимости от положения соответствующего суда в судебной системе РФ:

- судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет;

- судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет;

- судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет;

- судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

При этом в стаж работы по юридической профессии включается время работы на требующих юридического образования государственных должностях в органах государственной власти и местного самоуправления, в органах Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в юридических службах организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в научно-исследовательских институтах и иных научно-исследовательских учреждениях, время работы в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также время работы в качестве адвоката и нотариуса.

 

Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи судов РФ. Так, Закон «О Конституционном Суде РФ» в ст. 8 помимо требований к гражданству, наличию высшего юридического образования, возраста и стажа работы устанавливает дополнительные требования к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда РФ – у кандидата должна быть безупречная репутация и он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права.

Статья 27 Закона «О военных судах РФ» устанавливает дополнительные требования к кандидатам на должность судьи военного суда: кандидат не должен совершить порочащих его поступков, должен иметь офицерское звание и заключить контракт о прохождении военной службы.

Дополнительные требования к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ могут устанавливаться также законами субъектов РФ.

Отбор кандидатов.Статья 5 Закона «О статусе судей в РФ» определяет порядок отбора кандидатов на должность судьи.

Отбор кандидатов осуществляется на конкурсной основе. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии. Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Любой гражданин, отвечающий требованиям установленным законом к кандидатам на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей субъекта РФ, которая утверждает персональный состав экзаменационной комиссии.

Экзаменационные комиссии состоят при соответствующих квалификационных коллегиях судей и образуются из числа наиболее опытных судей. В состав этих комиссий могут входить ученые-правоведы и преподаватели юридических дисциплин. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи – в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

 

Назначение судей. Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Судьи Конституционного Суда РФ также назначаются Советом Федерации по представлению Президента России. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Судьи других федеральных судов – арбитражных судов, федеральных судов общей юрисдикции, в т.ч. военных судов, назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Порядок назначения на должность председателей, заместителей председателей и других судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается законами субъектов РФ.

 

 

3. Основные гарантии независимости судей

 

Под гарантиями независимости судей следует понимать меры правового, организационного и материального характера, призванные обеспечивать независимое положение судей при осуществлении ими правосудия.

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотрены Законом «О статусе судей в РФ». Они распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены или снижены иными нормативными актами.

К гарантиям независимости судей относятся:

1) Установленная законом процедура осуществления правосудия, в т.ч. запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия.

2) Несменяемость судей. Судья не может быть переведен, назначен или избран на другую должность или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены в порядке, установленном законом, и только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.

3) Независимость судьи обеспечивается также его правом на отставку.

Отставкой судьи по смыслу Закона «О статусе судей в РФ» признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности.

Уход – это добровольный уход в отставку по инициативе судьи. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста.

Удаление – это вынужденная отставка судьи в случае достижения им предельного срока полномочий, неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

4) Одной из центральных гарантий независимости судей является их неприкосновенность. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность его личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

Неприкосновенность судьи предполагает также и установленный законом иммунитет от ответственности. Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта. При этом привлечение судьи к ответственности в указанных случаях принимается в особом, усложненном порядке.

5) Следующей гарантией независимости судьи является деятельность органов судейского сообщества, которые создаются и действуют для выражения интересов судей как носителей судебной власти (ч.1 ст.3 Федерального закона от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества»).

Органами судейского сообщества в России являются: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъектов Федерации; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов Федерации.

6) Предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, также выступает важной гарантией независимости и беспристрастности судей.

7) Особая защита судей, членов их семей и их имущества со стороны государства.

Согласно Закону «О статусе судей в РФ» органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом РФ «Об оружии».

8) Независимость судей судов общей юрисдикции обеспечивается также и деятельностью Судебного департамента при Верховном Суде РФ по организационному обеспечению деятельности судов.

На Судебный департамент возложены обязанности по осуществлению мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

 

 

4. Приостановление полномочий судьи

 

Полномочия судьи в РФ не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и Законом «О статусе судей в РФ». Так, статьей 12 Закона «О Конституционном Суде РФ» предусмотрено, что судьи Конституционного Суда РФ назначаются сроком на 15 лет, назначение их на второй срок не допускается.

Судьи федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов, за исключением судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, в первый раз назначаются на должность сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения ими предельного возраста пребывания в должности судьи.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях (избраниях) мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет.

Срок полномочий судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

 

Предельный возраст пребывания в должности судьи – 65 лет, судей Конституционного Суда РФ – 70 лет.

Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, - со дня его назначения (избрания) на должность судьи.

Полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены в порядке и по основаниям, установленным ст.13 и ст.14 Закона «О статусе судей в РФ».