Организация и управление, субъекты организаторской деятельности

Определение эффективности организационных изменений

Лекция 15.

1. Определение эффективности организационных изменений
2. Организация и управление, субъекты организаторской деятельности

 

Главным в оргпроектировании является не средство, а цель. Оценка эффективности оргрешений:

постановка цели;

организация процесса и структуры;

параметры цели должны быть качественно определены и количественно измеримы;

строение (структура) оргсистемы должны обеспечить процесс достижения цели.

процесс достижения цели должен быть управляемым.

Эффективность оргструктуры должна оцениваться на всех этапах проектирования, так и всего проекта в целом. При этом различают:

коммерческую эффективность (финансовые последствия для участников);

бюджетную;

народнохозяйственную.

Критерием эффективности при сравнении различных вариантов оргструктуры служит возможность наиболее полного и устойчивого достижения конечных целей при относительно меньших затратах на ее функционирование. Для оценок эффективности имеет значение выбор базы для сравнения или определения эффективности. Показатели, которые используются для оценки эффективности, могут быть разбиты на следующие группы:

группа показателей, характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности и затраты на управление (объем производства, себестоимость, производительность, качества);

группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления, в том числе результаты и затраты управленческого труда (расходы на содержание аппарата управления, эксплуатации технических средств, подготовка кадров). Следует отметить:

адаптивность системы управления – эффективность выполнения своих функции в определенном диапазоне изменения условий;

гибкость – изменять свои роли с возникающими задачами;

оперативность – своевременное выявление управленческих проблем и такая скорость их решения, которая обеспечивает максимальное движение поставленных целей;

надежность – безотказность;

группа показателей, характеризующих рациональность оргструктуры и ее технико-организационный уровень (звенность системы управления, сбалансированность распределения прав и полномочий, уровень специализации и т.п.).

 

Взаимосвязь организации и управления очевидна как при рассмотрении организации с точки зрения статики, так и динамики.

Любая организация может быть представлена как открытая сис­тема, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает ей созданный в организации продукт.

Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:

получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;

изготовление продукта;

передача продукта во внешнюю среду.

Все эти три процесса являются жизненно важными для организации. Если хотя бы один из процессов прекращается, организация далее уже не может существовать. Именно дли решения этих задач существует управление в организации, и именно это является основной ролью, которую играет управление в организации.

Организация как процесс есть проявление общественной деятельности, основанной на общественном разделении труда. Функциональное назначение организации как процесса – создание новых и качественное совершенствование функционирующих систем любого типа.

Организация реализуется в процессе управления как одна из его основных функций. Назначение этой функции – реализация принципа самоорганизации системы и целенаправленное воздействие субъекта управления на производственно-хозяйственную систему (ПСХ).

В качестве управленческой функции организация реализуется в единстве двух процессов – формирование структуры (структурирование процессов и явлений) и организации процессов (производственно-хозяйственного и управленческого).

Понятие «организация управления» включает создание, образование системы управления или внесение прогрессивных и изменений в построение и порядок функционирования ранее порадованной действующей системы управления. При этом сама ПСХ выступает и как исходная предпосылка, и как результат управления, поэтому ни одна из категорий – «организация» или управление» – не является первичной по отношению к другой, они дополняют друг друга.

Улучшение организации управления достигается благодаря повышению организованности системы управления, ее упорядочению. Система управления организована, если:

определены границы системы, т.е. установлено, сколько и каких подсистем, образующих элементов она включает, какие элементы того же класса отнесены к другим системам;

определены переменные (характеристики) образующих элементов и путем наложения ограничений на значение каждой переменной установлены допустимые соотношения возможных значений переменных;

предписаны образ действий каждого элемента и схема их взаимодействия.

Субъектами организации в любых социальных системах являются менеджеры (руководители) разных уровней иерархии. При этом объем и содержание организационной деятельности существенно различаются по уровням иерархии.

Работа руководителя составляет часть процесса организации, поскольку требует выбора, использования и совершенствования определенных организационных форм; составления общего плана работы; объединения людей; руководства работой; согласования отдельных частей организации и работников, контроля работы. Успех работы руководителя, ее результат зависят от того, как подобраны исполнители той или иной работы, четко ли поставлены цели и задачи, составлен ли план и определена последовательность его выполнения.

Можно выделить:

организаторов производства – руководителей различных (верхних и нижних) уровней управления (бригадир, старший мастер, начальник участка, смены), организующих труд коллектива работников, т.е. данное понятие употребляется для подчеркивания ответственности руководителя любого уровня за результаты производственной деятельности предприятия, объединения, отрасли;

организаторов управления – руководителей, организующих работу аппарата управления, его работников и оказывающих воздействие на процесс производства через аппарат управления. Чем выше уровень управления, тем в большей мере руководитель выступает как организатор управления. Чтобы учить других, как работать, организатор управления должен пополнять свои знания, показывать пример организованности, рационального использова­ния рабочего времени.

 

Лекция 16. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
1. Культура как продукт цивилизации
2. Понятие, содержание, типология организационной культуры
3. Классификация организационной культуры