Конструктивные особенности стендов для проверки и регулировки уук
Общие требования к углам установки колес и средствам их диагностирования
В общем случае контролируется пять углов установки управляемых колес (УУК) легковых автомобилей: угол развала колес L, схождение колес S, углы поворота колес, углы продольного Y и поперечного В наклона шкворня.
Стенды для проверки и регулировки УУК классифицируются:
– по назначению: для экспресс диагностирования; для углубленного контроля и регулировки УУК;
– по принципу диагностирования: статические и динамические;
– по конструктивному исполнению: площадочные, роликовые (барабанные), оптические, потенциометрические, электронные и др.
Оптические стендыявляются самыми распространенными. Постепенно внедряются более продвинутые кордовыемодели с потенциометрическими датчиками, инфракрасныестенды и трехмерные (3D)стенды. Последние можно отнести уже к особому классу стендов, осуществляющих так называемый «компьютерный сход-развал».
Статические стенды. Стенды для контроля УУК в статическом режиме позволяют измерять углы: продольного и поперечного наклона оси шкворня, развала, соотношение углов поворота, схождения. Эти стенды получили распространение из-за простоты конструкции и невысокой стоимости. Функциональные возможности стендов примерно одинаковые, основные различия в принципе измерения. Наиболее применяемые так называемые оптические стенды, принцип действия которых состоит в следующем: на передние колеса автомобиля устанавливаются измерительные головки, на каждой из которых имеется два излучателя (см. рис. 7.8). Один из нихнаправлен вдоль автомобиля, а второй — в поперечном направлении. На задние колеса автомобиля устанавливаются линейки с делениями.
Рис. 7.8. Оптический стенд модели К 111 (вид сбоку и спереди):
1 — поворотный круг; 2 — опорная плита; 3 — ограничитель переднего колеса; 4 — проектор; 5 - экран; 6 - зеркало; 7 - фиксатор тормозной педали; 8 - рулетка; 9 - штатив линейки; 10 — подставка; 11 - штатив проектора; 12 — распорная штанга; 13-домкрат; 14-рама; 15-балка; 16-тележка; 17-каретка
Продольный световой луч проецируется на шкалы, и механик может визуально считывать значения углов схождения передней оси. Для измерения углов развала и кастера обе передние головки имеют встроенные уровни, как правило, пузырькового типа.
К недостаткам стендов данного типа следует отнести невысокую точность, низкую скорость выполнения измерений, необходимость перестановки в процессе работы передних измерительных головок на задние колеса, атакже необходимость проведения большого числа вспомогательных вычислений.
Более совершенная конструкция стендов контроля УУК — кордоваямодель. Эти стенды оснащаются четырьмя измерительными головками, в которых установлены потенциометрические датчики.
Необходимая для измерений кинематическая связь между потенциометрами на соседних головках обеспечивается с помощью специальных резинок (кордов) с крючками на концах, которые механик цепляет за рычажки потенциометров перед проведением работ. Передача сигналов между измерительными головками и центральным модулем осуществляется по проводам.
Достоинства: кордовые стенды обладают более высокой точностью по сравнению с оптическими, а имеющиеся в их составе интерфейсные платы позволяют выводить значения всех измеряемых параметров на монитор, автоматически сравнивать полученные значения с рекомендуемыми производителем и предоставлять клиенту распечатку с указанием значений параметров до и после регулировки.
Динамические стенды. Средства контроля УУК в динамическом режиме предназначены, прежде всего, для экспресс-диагностирования геометрического положения автомобильного колеса по наличию или отсутствию в пятне контакта боковой силы. Когда углы установки колес не соответствуют требованиям, в пятне контакта возникает боковая сила, которая воздействует на платформу (ролик) и смещает ее в поперечном направлении. Смещение регистрируется на измерительном устройстве. Какой угол установки колес регулировать данные стенды не указывают. Поэтому в случае необходимости дальнейшие регулировки проводятся на статических стендах.
Существуют проездные платформенные (реечные) и роликовые (барабанные) стенды.
Платформенные стенды УУК(рис. 7.9) устанавливают под одну колею автомобиля, реечные — под две. Автомобиль проезжает через стенд со скоростью примерно 5 км/ч, и на стенде фиксируется отклонение (увод) колеса под действием боковой силы. Данные стенды используются для экспресс-контроля при прохождении технического осмотра на АТП.
Недостатком платформенного стенда является большая занимаемая площадь и низкая точность измерения из-за влияния загрязнения шин.
Рис. 7.9. Экспресс-контроль положения колес (в динамическом режиме):а – общий видпроездного площадочного стенда; б - схема проездного реечного стенда; в – стенд сбеговыми барабанами; 1,2,4 - соответственно, площадка, рейка, барабан, имеющие свободу поперечного перемещения; 3 - барабан ведущий; е - угол схождения колеса
Современным развитием проездных платформенных стендов являются так называемые тестеры (или детекторы) увода колес автомобиля от прямолинейного движения.
Детектор увода STG-3000голландской фирмы SUN представляет собой подвижную горизонтально расположенную пластину длиной 1 м. Причем пластина устанавливается таким образом, чтобы на нее опиралось только одно из колес автомобиля, проезжающего через стенд. При нарушении УУК на пластину при движении автомобиля (как и в предыдущем случае) воздействует боковая сила. По ее величине микропроцессор вычисляет углы движения передних и задних колес.
Точность метода очень высока — стенд способен определить увод 1м на пути 1км. В результате этой проверки можно за несколько секунд выяснить, требует автомобиль регулировки УУК или нет.
Стенды с беговыми барабанами(рис. 7.9, в) также предназначены для измерения боковых сил в местах контакта управляемых колес автомобиля с опорной поверхностью барабана. Для измерения боковых сил автомобиль устанавливают на стенде и включают электродвигатели барабанов. При помощи рулевого колеса, наблюдая за приборами, добиваются равенства боковых сил на обоих колесах. Если показания не соответствуют норме, регулируют схождение. Если требуемого результата достичь не удалось, дальнейшее обслуживание выполняют на статических стендах.
Недостатки: стенды с беговыми барабанами в основном предназначены для автомобилей, у которых предусмотрена регулировка только схождения. Эти стенды металлоемкие и дорогостоящие и в настоящее время практически не используются.
Электронные стенды.За последние годы все большее применение находят электронные стенды для измерения УУК.
Инфракрасные стендыимеют более высокую точность, чем оптические и кордовые, и у них отсутствуют соединительные провода между измерительными головками (блоками). Вместо потенциометров на каждой головке установлены источники, связанные между собой посредством инфракрасного луча.
«Трехмерные» 3D-стенды для анализа геометрии подвески автомобиля являются самыми совершенными из всех электронных стендов. В отличие от инфракрасных и кордовых такие стенды не имеют измерительных головок с какими-либо электронными компонентами. Вместо них на колеса автомобиля с помощью захватов устанавливают так называемые визирные мишени. Наличие визирных мишеней — одно из основных отличий 3D-стендов.
Достоинства 3D-стендов. Не требуется точно выставлять площадку (яму, подъемник) в горизонтальную плоскость. Мишени не боятся случайных ударов, не имеют проводов, полный цикл измерений занимает всего 4 минуты. Не нужна процедура компенсации биения дисков, да и электронные поворотные круги также не нужны. Кроме того, применение 3D-методики позволяет не только получить полную картину ориентации колес автомобиля, но и провести углубленную диагностику рулевой трапеции и геометрии силовых элементов кузова. С ее помощью можно выявить отклонения вектора тяги, продольное смещение и перекос осей колес, разницу колеи передних и задних колес, разность диагоналей подвески и другие дефекты, негативно влияющие на ездовые характеристики автомобиля.