Бизнес цели разработки проекта и приоритеты функций ИС.

После того, как «под давлением» бизнес причины принято принципиальное решение о внедрении (разработке) новой ИС, необходимо определить какую дополнительную пользу (кроме устранения бизнес причины) заказчик хочет получить от проекта. Другими словами необходимо определить все бизнес цели разработки проекта и соответствующие им границыпроекта. В дальнейшем любое расширение проекта, направленное на достижение бизнес цели, отличающейся от бизнес целей, определенных в данном пункте, будет считаться выходом за согласованные границы проекта. При перечислении бизнес целей необходимо указывать, какие объекты предметной области ИС, какие их атрибуты и «привязанные» к объекту бизнес логикаи сервисные функции ИСнеобходимы для данной цели.

1) Функции регистрации и учета,поддерживающие перечисленные в пункте 2.1.1.2. бизнес процедуры, необходимы для организационной системы контроля деятельности работников ломбарда. Первая бизнес цель информационной системы заключается в обеспечении высокого уровня подотчетности работников ломбарда. Другими словами, при наступлении нештатной ситуации в контролируемых системой бизнес процессах и процедурах, система должна дать возможность точного выявления спровоцировавшего эту ситуацию работника.

Объекты предметной области, необходимые для реализации функции:

Залоговый билет (атрибуты: Товаровед-Залог – автоматически сохраняет значение индивидуального кода товароведа, принявшего залог; Товаровед-Выкуп - автоматически сохраняет значение индивидуального кода товароведа, совершившего бизнес операцию выкупа; Товаровед-Оплата - автоматически сохраняет значение индивидуального кода товароведа, внесшего информацию об оплате выкупа).

Сотрудники ломбарда (атрибуты: ФИО, Тип сотрудника, Код сотрудника; сервисная функция ИС «сфДоступСотрудники»: предоставляет доступ к объекту только администратору БД)

2) Второй важной бизнес целью является достижение конкурентных преимуществ в обслуживании клиентов за счет сокращения времени обслуживания клиентов, достигаемое путем автоматизации регистрациитех изперечисленных в пункте 2.1.1.2. бизнес процедур, которые выполняются в присутствии клиента.

Объекты предметной области, необходимые для реализации функции:

Залоговый билет(бизнес логика и поддерживающие ее сервисные функции: правила автоматического расчета суммы залогаи сервисная функция «сфСуммаЗалога»; правила автоматического предварительного расчета суммы выкупа и сервисная функция «сфСуммаВыкупа»; правила автоматического создания перезалогаи сервисная функция «сфПерезалог»)

3) Третьей важной бизнес целью является «удержание» клиентов (или, по другому - повышение их лояльности) с помощью специальных сервисов проектируемой ИС. Опыт работы показывает, что заемщики часто используют одну и ту же вещь многократно для получения краткосрочного займа. Если ломбард при первом же случае просрочки выкупа продаст заложенную вещь (соблюдая, конечно, все положенные по закону отсрочки), то она уже не будет в дальнейшем «приносить проценты». Поэтому выгоднее уговорить клиента на операцию перезалога, для которой ему достаточно внести только проценты за предыдущий займ. Для этого необходимо вести с клиентами переговоры в период «льготного» месяца (приложение 1, ФЗ "О ломбардах": Статья 10. Льготный срок по договору займа). С помощью информационной системы удобно вести журнал «Клиенты-должники», используемый для дополнительного сервиса предупредительных звонков клиентам. Кроме того, информационная система, сохраняя всю информацию о предыдущих залогах каждого клиента, позволяет реализовать еще один дополнительный сервис в виде гарантии получения клиентом таких же сумм займов при повторных залогах тех же вещей (при условии неизменения их физического состояния), в то время как в другом ломбарде залоговые вещи должны будут заново пройти оценку и, возможно, будут оценены ниже. Этот дополнительный сервис ИС также будет способствовать повышению лояльности клиентов.

Объекты предметной области, необходимые для реализации функции:

Залоговый билет (атрибуты: Залог, ЗБ-источник данных; сервисная функция «сфКопироватьЗалог» - копирует все данные о залоге из ЗБ-источника в создаваемый Залоговый билет)

Журнал Клиенты-Должники (атрибуты: ФИО, СрокЗадолженности, Телефон, ПланДата – дата предполагаемого выкупа; сервисная функция «сфДолжники» - осуществляет формирование отчета по запросу с заданным диапазоном задолженности).

4) Наконец, четвертой целью проекта является изменение с помощью проектируемой ИС самих бизнес процессов ломбарда (т.е. реализация так называемого «реинжиниринга БП»), в результате которого бизнес процессы становятся менее трудоемкими, требуют меньше вмешательства профессиональных товароведов, уменьшают количество технических ошибок персонала и т.п.

Объекты предметной области, необходимые для реализации функции:

В достижении данной цели участвуют все объекты предметной области. Все правила БЛ для объектов ПрО ИС должны быть оптимизированы по критерию трудоемкости.

Определенные в пункте 2.1.1.2. функции проектируемой ИС могут обладать разной важностью с точки зрения достижения экономических целей ломбарда. Очевидно, что более важным функциям необходимо уделять большее внимание при разработке ИС. Выделенные в данном разделе бизнес цели разработки проекта позволяют определитьприоритеты функций ИС, чтобы в фазе реализации начинать разработку и внедрение с наиболее значимых функций ИС.

В таблице 2.2 представлено влияние проектируемой ИС на бизнес процессы ломбарда и указаны приоритеты компонентов ИС, реализующих бизнес Use Case’ы.

 

 

Таблица 2.2

Бизнес Use Case Требуемая функциональность Текущая функциональность Бизнес работники Приоритет и влияние
Оформление залогового билета 1. Использование специальных справочников для описания залогов. 2. Вывод в электронной карточке клиента всех его предыдущих займов (т.е.ЗБ) 3. Копирование указанных залогов из выкупаемого займа в новый залоговый билет (ЗБ) при перезалоге. 4. Возможность отмены для создаваемого ЗБ билета до его печати. 5. Регистрация данных работника ломбарда, создавшего ЗБ. 1. Использование справочников только для описания паспортной части залогового билета. 2. Отсутствует 3. Отсутствует 4. Отсутствует 5. Отсутствует Менеджер Кассир   Высокий П. 1.Устранение ошибок 2. Ускорение доступа к прошлым залогам клиента 3. Ускорение создания нового ЗБ в присутствии клиента. 4.Чистка БД 5.Подотчет- ность.
Расчет суммы займа Автоматизация расчетов для всех видов залогов: - ювелирные изделия - бриллианты - бытовая техника и одежда Только ювелирные изделия Менеджер Товаровед Высокий П. Ускорение создания нового ЗБ
Выкуп залога и Расчет процентов Возможность проведения пробных расчетов для любого набора выкупаемых залогов в залоговом билете Отсутствует Менеджер Высокий П. Замена счета вручную на калькуляторе
Оформление перезалога Возможность проведения пробных расчетов для выбора клиентом удобного ему варианта перезалога Отсутствует Менеджер Средний П. Повышается % удержания клиентов
Передача смены Формирование передаточной ведомости в разрезе типов залогов Без группировки по типам залогов Старший смены Средний П. Повышается удобство проверки
Передача залога на реализацию 1.Автоматическое формирование расходной накладной 2. Сохранение описания залога в таблице «Реализация залогов» 1.Автоматическое формирование расходной накладной Старший смены Средний П. Улучшается процедура возврата средств от продажи.
Работа с клиентами – должниками (новый БП) Формирование списка клиентов – должников Автоматизированный расчет вариантов перезалогов Отсутствует Старший смены Средний П. Повышается % удержания клиентов
Изъятие залога Занесение в запись о залоге данных о дате изъятия и номере предписания УВД Отсутствует Старший смены Средний П. Повышается соответствие законам РФ
Передача залогов между ломбардами Добавление в БД ломбарда ЗБ, переданных из другого ломбарда Отсутствует Админис- тратор ИС Средний П. На случай закрытия ломбарда