Распад СССР. Образование суверенной России

Неспособность центра решить сложнейшие политические, социальные и национальные проблемы, накопившиеся в стране, вызвала на рубеже 80-90-х гг. своеобразный «парад суверените­тов» - самостоятельный поиск республиками путей выхода из кризиса. Особая роль в этом процессе принадлежала России. Именно в ней были сосредоточены основные политические силы, оппонировавшие союзному руководству.

В мае 1990 г. на первом Съезде народных депутатов РСФСР Председателем Верховного Совета России был избран Б.Н. Ельцин, выступавший против курса М. С. Горбачева и за радикали­зацию реформ. Принятая на съезде Декларация о суверенитете России фактически провозглашала верховенство ее законов над союзным законодательством.

Результатом такого развития событий стала «война зако­нов» между союзным центром и российскими властями за право распоряжаться собственностью, финансами, административными структурами на территории России. В этих условиях Б. Н. Ельцин и его сторонники выступили за формирование сильной прези­дентской власти в России, способной противостоять притязаниям центра. На выборах президента РСФСР в июне 1991 г. большин­ство избирателей отдало голоса за Б. Н. Ельцина и за провозгла­шенные им социально-экономические и политические преобразо­вания.

К лету 1991 г. в Советском Союзе сложилась переломная ситуация. Либералы все более активно выступали за радикальное реформирование общества и приобщение страны к западной ци­вилизации. В этом они находили поддержку у руководства России. Центр во главе с президентом М.С. Горбачевым продолжал такти­ку политического лавирования, пытаясь примирить «правых» и «левых», совместить интересы союзного руководства и республи­канских правящих элит. Одновременно нарастала активность кон­сервативно-охранительных сил. Их представляли аппараты ЦК КПСС и компартии РСФСР, руководство союзного Совмина, и, прежде всего, представители силовых ведомств, а также группи­ровки национал-патриотического толка. В отличие от Горбачева, многие из них стремились вернуться к прежнему, «доперестроеч­ному» состоянию общества, выражая тем самым традиции «поч­венного» уклада.

События августа 1991 года.Катализатором политическо­го кризиса стал проект союзного договора, который после ост­рых дискуссий был согласован представителями 9 союзных рес­публик. Его подписание намечалось на 20 августа 1991 г. и озна­чало бы переход от жестко централизованного, унитарного госу­дарства к действительно федеративному образованию. Однако этому событию не суждено было сбыться. 18 августа президент СССР М. С.Горбачев во время своего отпуска был изолирован на даче в Крыму. Одновременно был издан указ об исполнении обя­занностей президента СССР вице-президентом Г.И. Янаевым вви­ду «болезни» Горбачева. В ночь на 19 августа был создан Госу­дарственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в состав которого вошли вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, министр обороны Д. Т. Язов, председатель КГБ В. А. Крючков, министр внутренних дел Б. К. Пуго, замести­тель председателя Совета обороны О.Д. Бакланов, председатель Крестьянского союза В. А. Стародубцев и президент Ассоциации государственных предприятий А.И. Тизяков.

В отдельных районах страны было объявлено чрезвычай­ное положение, приостановлена деятельность оппозиционных партий и движений, установлен жесткий контроль над средствами массовой информации. Для силового обеспечения этих меро­приятий в Москву были введены войска, объявлен комендантский час.

В ответ в столице возникли стихийные митинги, деятель­ность ГКЧП вызвала неприятие у значительной части населения. Сопротивление возглавили Б.Н. Ельцин и руководство РСФСР. В их обращении к гражданам России действия ГКЧП оценивались как реакционный, антиконституционный переворот, а сам коми­тет и его решения объявлялись незаконными.

Тысячи москвичей заняли оборону вокруг здания Верхов­ного Совета РСФСР. Ряд руководителей на местах, некоторые военачальники отказались выполнять приказы ГКЧП. В результате спонтанных столкновений демонстрантов с войсками в Москве погибли 3 человека. Члены ГКЧП не решились идти на дальней­шее обострение ситуации, что было чревато новыми человече­скими жертвами. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР, поддержавшая действия российского руководства. В тот же день уполномоченные сессией представите­ли вылетели в Крым за президентом М. С. Горбачевым. Члены ГКЧП были арестованы.

Политическая обстановка в стране.После августовских событий и победы российского руководства ситуация в Советском Союзе коренным образом изменилась. Была запрещена деятель­ность КПСС и компартии РСФСР, распущены партийные органи­зации на местах. Фактическая власть к осени 1991 г. сосредоточи­лась в руках российских лидеров и региональных элит. Президент СССР М.С.Горбачев по существу стал выполнять декоративную роль. Большинство республик после августовских событий отка­залось от подписания союзного договора. Они создали свои армии, перевели под свою юрисдикцию союзную собственность. Ряд из них (республики Прибалтики, Молдова, Грузия) заявили о своем выходе из состава СССР. Объявила о своей государственной неза­висимости Украина. В этот период определяющей тенденцией во внутрисоюзных отношениях стало стремление освободиться от власти центра.

К середине октября сложилась парадоксальная ситуация. Де-юре СССР продолжал существовать, де-факто его в прежнем качестве уже не было. В создавшейся ситуации, 8 декабря 1991 г. лидеры России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белорус­сии (С.С. Шушкевич), представлявшие страны-учредители СССР, собравшись в Беловежской пуще, заявили о прекращении действия союзного Договора 1922 г. и подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 12 декабря респуб­лики Средней Азии и Казахстан выразили готовность стать равно­правными членами Содружества. 21 декабря главы 11 независи­мых государств подписали Алма-Атинскую декларацию, которая провозглашала важнейшие принципы образованного содружества. В СНГ не вошли прибалтийские государства (Литва, Латвия, Эс­тония), чья независимость была признана Госсоветом СССР еще в сентябре 1991 г., а также Грузия.

Причины распада СССР.Историческая Россия, сущест­вовавшая в годы Советской власти как СССР, была и в значи­тельной степени осталась своеобразным цивилизационным конг­ломератом. Одновременное сосуществование друг с другом наро­дов, находившихся на различном уровне цивилизационного разви­тия и отличающихся социальным и культурным укладом жизни, приводило к расколам общества, порождало особую болезнен­ность и кризисность общественного развития. Такой цивилизаци-онный конгломерат на протяжении веков существовал при нали­чии сильной, предельно централизованной государственной вла­сти. При этом внешняя форма этой власти не имела существенно­го значения: царская империя во главе с монархом или советская республика во главе с партийным вождем.

Однако, при ослаблении вертикали государственной вла-
сти, российское общество, как показывает история, «ломалось».
Так было и в XVII в., в годы «смуты», и после 1917 г., когда

в период гражданской войны от России была отторгнута террито­рия почти в 1 млн. квадратных километров с населением более 30 млн. человек.

Аналогичный процесс произошел и после августа 1991 г. Крах КПСС и ее структур, которые в течение десятилетий скреп­ляли республики Союза единой идеологией и экономикой, еди­ным аппаратом управления, мгновенно вызвал обвал всей союзной государственности.

Но были и причины субъективного характера. Во-первых, «избавление» от единого центра развязывало руки республикан­ским правящим элитам для проведения самостоятельной внутрен­ней и внешней политики, для личного преуспевания. Во-вторых, не были не только всесторонне, но даже элементарно продуманы последствия распада единого государства с политической, эконо­мической, военной, национально-этнической, социальной точек зрения. Значительная доля ответственности за произошедшее ле­жит на союзном и российском руководстве. Борьба за власть и личные амбиции не позволили им если не предотвратить распад Союза, то, по крайней мере, сделать этот процесс менее обваль­ным и болезненным.

24 декабря 1991 г. Россия объявила себя правопреемницей СССР в Организации Объединенных Наций. Ведущие страны мира признали новые независимые государства. 25 декабря официально объявил о своей отставке М.С. Горбачев, а 26 декабря Верховный Совет СССР провел свое последнее заседание, приняв декларацию о прекращении существования единого союзного государства.

В то же время с первых дней существования Содружества стало ясно, что позиции его членов во многом противоположны. Так, руководство Украины, и не только оно, было склонно рас­сматривать СНГ скорее как цивилизованную форму «окончатель­ного развода», чем как основу для будущего единого экономиче­ского, культурного и оборонительного пространства. Последую­щие встречи глав государств и правительств СНГ в 1992-1995 гг. показали, что создание Содружества - это лишь предпосылка в на­лаживании новых отношений между суверенными государствами.

В целом, августовские события 1991 г. обозначили крах идеи социалистического реформаторства в СССР. За ними после­довал демонтаж всей политической и государственной системы, рожденной в октябре 1917 г. Завершением этого процесса стал распад Союза ССР. Несущей конструкцией нового межгосударст­венного образования - СНГ - являлась Россия, самая крупная рес­публика, обладающая огромным экономическим, научным и во­енным потенциалом, богатейшими природными и людскими ре­сурсами.

Россия в СНГ

 

 

Показатели Доля от СССР
В процентах В цифровом выражении
- территория 17 млн км
- население 150 млн чел.
- промышленный п -
отенциал    
- военное производство -

 

Одновременно Россия в силу своего положения стала цен­тром политической активности Содружества, укрепляя и развивая интеграционные процессы между его членами. Перед ней, как уже не раз бывало в истории, вновь встала задача собирания, но уже в но­вых формах и иными методами, исторической территории Россий­ского государства.