Распад СССР. Образование суверенной России
Неспособность центра решить сложнейшие политические, социальные и национальные проблемы, накопившиеся в стране, вызвала на рубеже 80-90-х гг. своеобразный «парад суверенитетов» - самостоятельный поиск республиками путей выхода из кризиса. Особая роль в этом процессе принадлежала России. Именно в ней были сосредоточены основные политические силы, оппонировавшие союзному руководству.
В мае 1990 г. на первом Съезде народных депутатов РСФСР Председателем Верховного Совета России был избран Б.Н. Ельцин, выступавший против курса М. С. Горбачева и за радикализацию реформ. Принятая на съезде Декларация о суверенитете России фактически провозглашала верховенство ее законов над союзным законодательством.
Результатом такого развития событий стала «война законов» между союзным центром и российскими властями за право распоряжаться собственностью, финансами, административными структурами на территории России. В этих условиях Б. Н. Ельцин и его сторонники выступили за формирование сильной президентской власти в России, способной противостоять притязаниям центра. На выборах президента РСФСР в июне 1991 г. большинство избирателей отдало голоса за Б. Н. Ельцина и за провозглашенные им социально-экономические и политические преобразования.
К лету 1991 г. в Советском Союзе сложилась переломная ситуация. Либералы все более активно выступали за радикальное реформирование общества и приобщение страны к западной цивилизации. В этом они находили поддержку у руководства России. Центр во главе с президентом М.С. Горбачевым продолжал тактику политического лавирования, пытаясь примирить «правых» и «левых», совместить интересы союзного руководства и республиканских правящих элит. Одновременно нарастала активность консервативно-охранительных сил. Их представляли аппараты ЦК КПСС и компартии РСФСР, руководство союзного Совмина, и, прежде всего, представители силовых ведомств, а также группировки национал-патриотического толка. В отличие от Горбачева, многие из них стремились вернуться к прежнему, «доперестроечному» состоянию общества, выражая тем самым традиции «почвенного» уклада.
События августа 1991 года.Катализатором политического кризиса стал проект союзного договора, который после острых дискуссий был согласован представителями 9 союзных республик. Его подписание намечалось на 20 августа 1991 г. и означало бы переход от жестко централизованного, унитарного государства к действительно федеративному образованию. Однако этому событию не суждено было сбыться. 18 августа президент СССР М. С.Горбачев во время своего отпуска был изолирован на даче в Крыму. Одновременно был издан указ об исполнении обязанностей президента СССР вице-президентом Г.И. Янаевым ввиду «болезни» Горбачева. В ночь на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в состав которого вошли вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, министр обороны Д. Т. Язов, председатель КГБ В. А. Крючков, министр внутренних дел Б. К. Пуго, заместитель председателя Совета обороны О.Д. Бакланов, председатель Крестьянского союза В. А. Стародубцев и президент Ассоциации государственных предприятий А.И. Тизяков.
В отдельных районах страны было объявлено чрезвычайное положение, приостановлена деятельность оппозиционных партий и движений, установлен жесткий контроль над средствами массовой информации. Для силового обеспечения этих мероприятий в Москву были введены войска, объявлен комендантский час.
В ответ в столице возникли стихийные митинги, деятельность ГКЧП вызвала неприятие у значительной части населения. Сопротивление возглавили Б.Н. Ельцин и руководство РСФСР. В их обращении к гражданам России действия ГКЧП оценивались как реакционный, антиконституционный переворот, а сам комитет и его решения объявлялись незаконными.
Тысячи москвичей заняли оборону вокруг здания Верховного Совета РСФСР. Ряд руководителей на местах, некоторые военачальники отказались выполнять приказы ГКЧП. В результате спонтанных столкновений демонстрантов с войсками в Москве погибли 3 человека. Члены ГКЧП не решились идти на дальнейшее обострение ситуации, что было чревато новыми человеческими жертвами. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР, поддержавшая действия российского руководства. В тот же день уполномоченные сессией представители вылетели в Крым за президентом М. С. Горбачевым. Члены ГКЧП были арестованы.
Политическая обстановка в стране.После августовских событий и победы российского руководства ситуация в Советском Союзе коренным образом изменилась. Была запрещена деятельность КПСС и компартии РСФСР, распущены партийные организации на местах. Фактическая власть к осени 1991 г. сосредоточилась в руках российских лидеров и региональных элит. Президент СССР М.С.Горбачев по существу стал выполнять декоративную роль. Большинство республик после августовских событий отказалось от подписания союзного договора. Они создали свои армии, перевели под свою юрисдикцию союзную собственность. Ряд из них (республики Прибалтики, Молдова, Грузия) заявили о своем выходе из состава СССР. Объявила о своей государственной независимости Украина. В этот период определяющей тенденцией во внутрисоюзных отношениях стало стремление освободиться от власти центра.
К середине октября сложилась парадоксальная ситуация. Де-юре СССР продолжал существовать, де-факто его в прежнем качестве уже не было. В создавшейся ситуации, 8 декабря 1991 г. лидеры России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С.С. Шушкевич), представлявшие страны-учредители СССР, собравшись в Беловежской пуще, заявили о прекращении действия союзного Договора 1922 г. и подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 12 декабря республики Средней Азии и Казахстан выразили готовность стать равноправными членами Содружества. 21 декабря главы 11 независимых государств подписали Алма-Атинскую декларацию, которая провозглашала важнейшие принципы образованного содружества. В СНГ не вошли прибалтийские государства (Литва, Латвия, Эстония), чья независимость была признана Госсоветом СССР еще в сентябре 1991 г., а также Грузия.
Причины распада СССР.Историческая Россия, существовавшая в годы Советской власти как СССР, была и в значительной степени осталась своеобразным цивилизационным конгломератом. Одновременное сосуществование друг с другом народов, находившихся на различном уровне цивилизационного развития и отличающихся социальным и культурным укладом жизни, приводило к расколам общества, порождало особую болезненность и кризисность общественного развития. Такой цивилизаци-онный конгломерат на протяжении веков существовал при наличии сильной, предельно централизованной государственной власти. При этом внешняя форма этой власти не имела существенного значения: царская империя во главе с монархом или советская республика во главе с партийным вождем.
Однако, при ослаблении вертикали государственной вла-
сти, российское общество, как показывает история, «ломалось».
Так было и в XVII в., в годы «смуты», и после 1917 г., когда
в период гражданской войны от России была отторгнута территория почти в 1 млн. квадратных километров с населением более 30 млн. человек.
Аналогичный процесс произошел и после августа 1991 г. Крах КПСС и ее структур, которые в течение десятилетий скрепляли республики Союза единой идеологией и экономикой, единым аппаратом управления, мгновенно вызвал обвал всей союзной государственности.
Но были и причины субъективного характера. Во-первых, «избавление» от единого центра развязывало руки республиканским правящим элитам для проведения самостоятельной внутренней и внешней политики, для личного преуспевания. Во-вторых, не были не только всесторонне, но даже элементарно продуманы последствия распада единого государства с политической, экономической, военной, национально-этнической, социальной точек зрения. Значительная доля ответственности за произошедшее лежит на союзном и российском руководстве. Борьба за власть и личные амбиции не позволили им если не предотвратить распад Союза, то, по крайней мере, сделать этот процесс менее обвальным и болезненным.
24 декабря 1991 г. Россия объявила себя правопреемницей СССР в Организации Объединенных Наций. Ведущие страны мира признали новые независимые государства. 25 декабря официально объявил о своей отставке М.С. Горбачев, а 26 декабря Верховный Совет СССР провел свое последнее заседание, приняв декларацию о прекращении существования единого союзного государства.
В то же время с первых дней существования Содружества стало ясно, что позиции его членов во многом противоположны. Так, руководство Украины, и не только оно, было склонно рассматривать СНГ скорее как цивилизованную форму «окончательного развода», чем как основу для будущего единого экономического, культурного и оборонительного пространства. Последующие встречи глав государств и правительств СНГ в 1992-1995 гг. показали, что создание Содружества - это лишь предпосылка в налаживании новых отношений между суверенными государствами.
В целом, августовские события 1991 г. обозначили крах идеи социалистического реформаторства в СССР. За ними последовал демонтаж всей политической и государственной системы, рожденной в октябре 1917 г. Завершением этого процесса стал распад Союза ССР. Несущей конструкцией нового межгосударственного образования - СНГ - являлась Россия, самая крупная республика, обладающая огромным экономическим, научным и военным потенциалом, богатейшими природными и людскими ресурсами.
Россия в СНГ
Показатели | Доля от СССР | |
В процентах | В цифровом выражении | |
- территория | 17 млн км | |
- население | 150 млн чел. | |
- промышленный п | - | |
отенциал | ||
- военное производство | - |
Одновременно Россия в силу своего положения стала центром политической активности Содружества, укрепляя и развивая интеграционные процессы между его членами. Перед ней, как уже не раз бывало в истории, вновь встала задача собирания, но уже в новых формах и иными методами, исторической территории Российского государства.