План лекции

Политика перестройки и ее несостоятельность. Развал СССР

Лекция №17

Литература

Контрольные вопросы

1. В Советском Союзе год от года ухудшалось положение на селе, усугублялась продовольственная проблема, рос дефицит товаров народного потребления. Как вы думаете, оправдано ли было в тех условиях направлять значительные силы и средства на создание новых образцов оружия и военной техники, освоение космоса?

2. Период так называемого «застоя» сегодня многими людьми старшего поколения вспоминается как лучшие годы их жизни. Это просто ностальгия или нечто иное?

3. Историк М. С. Восленский утверждает, что правящим классом Советского Союза были не рабочие и крестьяне, а многомиллион­ная армия партийно-бюрократической номенклатуры. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

 

1. Краткий курс истории России с древнейших времен до начала ХХ! в.: Уч. пособие / Под ред. В. В. Керова.- М., 2004.

2. Соколов А. К., Тяжельников В. С. Курс советской истории.1917-1991.В 2-х ч.- М.,1999.

3. История: Научно-справочный и дидактический материал. - М.,

2001.

4. История России в сообществе мировых цивилизаций. - М., 1999.

5. История России. Учебный материал под редакцией В. В. Керова. - М., 2001.

6. Козьменко В. М. История России. Учебник. - М., 1999.


 

Цель лекции:сформировать знания студентов о новациях Горбачева в политике и экономике; основных направлениях ре­формирования политической системы СССР в годы «перестрой­ки»; основных принципах «нового политического мышления»; ос­новных этапах реформирования экономики во второй половине 1980-х гг.; основах внешнеполитического курса СССР в этот пери­од; основных причинах развала СССР.

 

1. М. С. Горбачев и «Перестройка».

2. Ослабление позиций КПСС.

3. Распад СССР. Образование суверенной России.

 

1. М. С. Горбачев и «Перестройка»

Уже в конце 1970-х гг. для части советского руководства и многих людей стала очевидной невозможность сохранения без изменений существовавших в стране порядков. Продолжалась стагнация производства, увеличивалось научно-техническое от­ставание от стран Запада, обозначился кризис социальной сферы, деформировалась мораль. Первые попытки поисков выхода из сложившейся ситуации начались сразу после смерти Л. И. Бреж­нева. Однако и его преемник Ю.В. Андропов в 1982-1983 гг., и тем более пришедший ему на смену К. У. Черненко, были твердыми сторонниками существовавшей системы. Речь шла лишь о ее со­вершенствовании в рамках советского политического строя. Тем не менее, в правящей элите постепенно сложилась группа руково­дителей (М.С. Горбачев, А.Н. Яковлев, Э.А. Шеварднадзе и др.), не только боровшаяся за лидерство, но и готовая пойти на опреде­ленные перемены. В марте 1985 г. М.С. Горбачев, став Генераль­ным секретарем ЦК КПСС, пришел к власти. Начался период, ко­торый впоследствии получил название «перестройка».

Первый этап преобразований.Хронологически он охва­тывал 1985-1986 гг. На апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны (термин «перестройка» появился позднее). Глав­ным его движителем виделся научно-технический прогресс,

большая роль отводилась развитию машиностроения, а также ак­тивизации «человеческого фактора». Эта линия во многом повто­ряла, сугубо «технологические» подходы к решению сложнейших проблем страны и предусматривала лишь «улучшение» социализ­ма. Соответствующими были избраны и средства: меры по укреп­лению трудовой и технологической дисциплины, антиалкогольная кампания, улучшение работы с кадрами и т. д. Однако ожидаемого эффекта они не дали. В целом народное хозяйство работало по старой схеме, ориентируясь на затратный путь. Непоколебимым остался огромный бюрократический аппарат (более 18 млн. чело­век), который глушил многие позитивные начинания. Не случайно уже в начале 1987 г. руководство заговорило о «торможении ре­форм консервативными силами».

Второй этап "перестройки"датируется 1987-1988 гг. Он характеризовался попыткой политического руководства страны осуществить реальные преобразования в экономике и во внут­ренней жизни, сохранив при этом основы существовавшего строя.

В экономической сфере были приняты законы о госпред­приятии и о кооперации. Первый - способствовал укреплению оперативной самостоятельности предприятий. Директивный госу­дарственный план заменялся госзаказом. Закон о кооперации вы­звал бурный рост негосударственного сектора экономики. В то же время, практически неизменной осталась система отраслевых ми­нистерств, госаппарат продолжал определять «правила игры» в отношениях с производителями, не было равноправия различных форм собственности. Значительный рост заработной платы (в 1987-1988 гг. она возросла в среднем по стране в 1,4 раза) не со­провождался повышением производительности труда и качества продукции. В результате возросла и разбалансированность народ­ного хозяйства. В 1988 г. отчетливо стали видны признаки кризи­са: усиливалась инфляция, расстроилась финансовая система, обо­стрилась ситуация на потребительском рынке, все большее коли­чество товаров попадало в разряд дефицитных.

Положение усугубили катастрофа на Чернобыльской атом­ной электростанции (1986 г.), землетрясение в Армении (1988 г.). Только на частичную ликвидацию их последствий потребовались огромные материальные и финансовые средства.

Пробуксовывание экономических преобразований, неже­лание и неумение руководства последовательно идти курсом глу­боких реформ вызывали рост радикальных настроений в обществе. Их выразителем в значительной степени стал Борис Николаевич Ельцин, в ту пору первый секретарь Московского горкома партии, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС. Его выступление на ок­тябрьском (1987 г.) Пленуме ЦК с критикой консервативных сил в партийном руководстве, последовавшая отставка и развернутая против него кампания травли, заложили основу для последующего возвращения Ельцина в «большую политику», как политического деятеля общероссийского масштаба.

Попыткой реформирования партии и всей советской поли­тической системы «сверху» стали решения XIX Всесоюзной пар­тийной конференции в апреле 1988 г. Они предусматривали со­единение с «социалистическими ценностями» некоторых элемен­тов политической доктрины либерализма. В частности, был про­возглашен курс на создание правого государства, внедрение прин­ципа разделения властей (при сохранении руководящей роли КПСС), реализацию принципов парламентаризма (в советской форме).

Однако даже попытка закрепить в документах партии мо­дель «гуманного, демократического социализма» вызвала ярост­ное неприятие значительной части партийной бюрократии и уско­рила процесс размежевания реформистского и консервативного течений внутри КПСС.

Кризис политики "перестройки".В 1989-1990 гг. фак­тически социально-политические процессы в стране вышли из-под контроля Горбачева и других «архитекторов перестройки» и вы­рвались за предписанные ими рамки «оциалистического обновле­ния»

Происходило неуклонное смещение движущей силы ре-формационных процессов от центральной власти - на места, от либерально настроенной бюрократии - к массовым движениям, новым партиям. В обществе быстро шло формирование многопар­тийной системы и становление политического плюрализма. В 1988-1989 гг. возник целый ряд оппозиционных КПСС партий и движений либерального толка («Демократический Союз», «Демо­кратическая партия России», объединение «Демократическая Рос­сия» и др.). Социал-демократическое направление было представ­лено Социалистической и Социал-демократической партиями. К быстро формировавшемуся национал-патриотическому крылу принадлежали Либерально-демократическая партия, движение «Память». На политическую арену поднимались новые личности.

Важнейшей формой общественно-политических движений в союзных республиках стали народные фронты. Возникнув на платформе поддержки «социалистического обновления» и идеи национально-культурного возрождения, они довольно быстро сменили политические ориентиры и взяли курс на достижение полного суверенитета и создание независимых национальных го­сударств. Такой путь прошли народные фронты Литвы, Латвии, Эстонии, Молдовы, Украины, Армении и Грузии. В качестве по­литического противовеса этим движениям, не без помощи центра, возникли «Интерфронты», чью социальную базу составило пре­имущественно русскоязычное население.

Политические изменения в стране получили свою леги­тимность в ходе первых, демократических выборов в новые орга­ны представительной власти весной 1989 г. Своеобразным поли­тическим форумом, где сталкивались общественные силы различ­ной ориентации, стали Съезды народных депутатов СССР. Боль­шое значение имела деятельность Межрегиональной депутатской группы (Ю. Н. Афанасьев, Б. Н. Ельцин, Г. X. Попов, А. Д. Саха­ров), на базе которой формировались многие политические движе­ния либерального направления. Они выступали за приватизацию госсобственности, свободу личности и систему полноценной пар­ламентской демократии западного толка. Политические силы, ратовавшие за «обновление социализма», призывали к приоритет­ному развитию «общественной» собственности и коллективист­ских форм общественных отношений. Стремительно теряла свое влияние на массы коммунистическая идеология, дискредитиро­ванная как грузом прошлого, так и неспособностью адекватно от­ветить на вызов времени.