Укрепление личной власти Н.С.Хрущева и усиление сопротивления реформам

Процесс централизации власти в руках Н. Хрущева завер­шился в марте 1958 г., когда к своему посту Первого секретаря ЦК он добавил еще и пост Предсовмина. Но перед этим, в октябре 1957 г. неожиданно был снят с должности министра обороны маршал Г. Жуков. Эта акция имела целью обезопасить Н. Хрущева от наиболее вероятного соперника, имевшего огромную популяр­ность в армии и Необходимо подчеркнуть, что общество было го­тово к реформам и ждало от них либерализации всех сфер своей жизни. В реформах был заинтересован и новый лидер, считавший, что социализм должен принести всему советскому народу среди народа.

Однако Н. Хрущев проводил свои реформы в рамках ком­мунистической парадигмы, что предопределило их крайне проти­воречивый характер. На ход реформ оказали влияние личная им­пульсивность нового советского лидера, его «слабость» к лести, чем весьма успешно пользовалось хрущевское окружение.

В ходе реформы системы управления экономикой, начатой в 1954 г., было упразднено 200 главков, отделов, министерств, других управленческих структур. К 1956 г. центр передал в веде­ние союзных республик около 15 тысяч промышленных предпри­ятий. В 1957 г. начались ликвидация союзных министерств и соз­дание территориальных органов управления экономикой - совнар­хозов, которых к 1962 г. было образовано 47. Принятые меры по­высили заинтересованность регионов, сократили транспортные расходы и число предприятий-дублеров. Что в целом способство­вало развитию промышленности, темпы роста продукции которой в 1956 - 1958 гг. составили 10-15 проц. в год против 7,6 проц. по плану. В 1956-1960 гг. в строй было введено 4800 крупных про­мышленных предприятий.

Вместе с тем, проведенная реформа управления всего лишь сократила возможности центральной власти. Административное вмешательство в экономику продолжалось. Продолжала сущест­вовать и уравнительная система оплаты труда, что снижало заин­тересованность людей в его конечных результатах. Главная ставка по-прежнему делалась на тяжелую промышленность.

Волюнтаризм в управлении экономикой продолжал оста­ваться преобладающей характеристикой. На одной из встреч с технической интеллигенцией Н. Хрущев прямо заявил: «Мы вас выслушали. Но кто будет решать? Народ. А народ это кто? Это партия, а партия - это мы. Значит, я буду решать».

Военная политика.В 1950-е годы началась реорганизация Вооруженных Сил СССР, вызванная военно-технической револю­цией. Сущность ее заключалась в резком скачкообразном переходе к ракетно-ядерным средствам борьбы с соответствующими им но­выми способами достижения стратегических целей войны. Ука­занные преобразования существенным образом изменили соотно­шение между профилями воинской деятельности в пользу инже­нерно-технического состава.

Начиная с XXсъезда КПСС стало очевидным стремление советских руководителей привести внешнюю политику в большее соответствие с новыми реалиями современного мира. США, за­падным странам было предложено прекратить гонку вооружений и созвать Всемирную конференцию по этому вопросу. Со своей сто­роны СССР провел две крупные акции: резко, более чем в два раза была сокращена численность Вооруженных Сил, доведенная к концу 1960 г. примерно до 2,5 млн. человек, и весной 1958 г. пре­кращено испытание термоядерного оружия.

Важной вехой стало подписание в Москве в августе 1963 г. между основными ядерными странами договора о запрещении ядерных испытаний в трех сферах: в атмосфере, в космосе, под водой. Это свидетельствовало о том, что при наличии доброй воли разных государств можно урегулировать самые сложные вопросы. Вскоре к договору присоединилось около 100 стран. Вместе с тем, в это же время в январе 1960 г. на сессии Верховного Совета СССР было объявлено о решении создать Ракетные войска стратегиче­ского назначения (РВСН).

Укреплению позиций консерватизма способствовали и усиливавшиеся элементы хрущевского волюнтаризма во внешне­политической области. Они привели к возникновению в 1962 г. «карибского кризиса». Вызван он был принятым решением совет­ского руководства создать на Кубе ракетно-ядерную базу как средство давления на США и как ответ на это - установлением блокады Кубы американцами с воздуха и моря. В боевую готов­ность были приведены вооруженные силы США, НАТО, СССР и Организации Варшавского Договора. Мир, тем самым, ставился у порога третьей мировой войны. Ценой больших усилий руководи­телям СССР и США, осознавшим опасность предпринятых пред­военных шагов, удалось разрешить конфликт политическими сред­ствами.

Одновременно резко усилилась конфронтация СССР со своим соседом - Китаем. Здесь разоблачение культа личности Ста­лина вызвало растущий протест руководства китайской компар­тии. Все это имело далеко идущие последствия. Ухудшение совет­ско-китайских отношений стало основой раскола мировой систе­мы социализма и международного коммунистического движения.

Укрепление личной власти Хрущева.С 1958 г. Н.С. Хрущев стал совмещать пост Первого секретаря ЦК КПСС с должностью Председателя Совета Министров СССР. Это вело к расширению волюнтаристских тенденций и внутри страны. На­глядным подтверждением этого стала политика «прыжка вперед», связанного с выдвижением хрущевского лозунга «Догнать и пере­гнать Америку». В 1957-1959 гг. была проведена серия «кампа­ний»: «кукурузная лихорадка», «мясная кампания» в Рязани, «мо­лочные рекорды». Произошло новое укрупнение колхозов (с 83 тыс. в 1955 г. до 45 тыс. в 1960 г.), отрицательным образом повли­явшее на сельскохозяйственное производство.

Скороспелые инициативы Хрущева в глазах общественно­го мнения компенсировались принятыми в 1955-1959 гг. много­численными мерами по улучшению условий жизни населения, главным образом, городского. Были повышены минимальная зар­плата и размер пенсий. Снижены пенсионный возраст и продол­жительность рабочей недели. Широкое развитие получило жи­лищное строительство. За 10 лет, с 1955 по 1964 гг. городской жи­лищный фонд увеличился на 80 процентов (преимущественно, за счет малоэтажных панельных домов - т. н. «хрущевок»).

Произошли изменения в советской национальной государ­ственности. В феврале 1957 г. были восстановлены автономии балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов, упраздненные в период сталинских репрессий. Одновре­менно Верховный Совет СССР передал в ведение союзных рес­публик вопросы административно-территориального устройства, законодательства и судопроизводства, принятия гражданского, уголовного и процессуального кодексов.

Подчеркивая важность сделанного, сегодня можно конста­тировать, что принятые волюнтаристские решения Хрущева о пе­редаче Крыма из состава РСФСР в состав Украины (1954 г.), о расширении территории Чечни за счет ряда районов Ставрополь­ского края, привели к серьезным политическим катаклизмам в 90-х годах XXстолетия.