Структура выступления.
Шаг 10. Выступление
Создание контекста - это первоначальная стадия выступления. Задача - добиться резонанса с аудиторией, настроиться на нее. Оратор должен создать у аудитории впечатление, что сейчас может и должно произойти нечто важное. Представьтесь собравшимся, поинтересуйтесь их именами (если вы никого не знаете). Если люди в аудитории недостаточно знакомы друг с другом, можно создать для их взаимодействия общий контекст - попросить совершить какое-нибудь совместное действие: переставить стулья, столы, пересесть поближе к сцене. Общее действие поможет им сблизиться, создаст общность.
Не начинайте говорить до тех пор, пока не установится полная тишина. Возьмите паузу - очень скоро аудитория сама наведет порядок. Или начинайте говорить, но очень тихо. Чтобы вас расслышать, слушателям придется замолчать.
Установите зрительный контакт с аудиторией. Останавливайте свой взгляд на каждом слушателе на 2 - 3 секунды, вы тем самым показываете, что заинтересованы в общении с каждым, и получаете возможность отслеживать, как люди реагируют на вашу речь.
Переход к теме беседы - привлечение внимания аудитории непосредственно к теме выступления. Мы уже отмечали, что лучший вариант вступления - рассказать историю, анекдот, нечто неожиданное (к месту, естественно).
Экспериментируйте с голосом. Хорошо срабатывает метод «волнообразной» речи, суть которого в чередовании повышающихся и понижающихся интонаций. При этом коммуникатор может использовать естественные интонационные ассоциации: принято говорить о чем-то нежелательном с понижающейся интонацией, а о желательном, положительном - с повышающейся, Стандартный шаблон привлечения внимания с помощью интонации: понижающаяся при описании проблемы - повышающаяся к концу описания - пауза - повышение интонации при описании решения.
Ключевые моменты вашей речи желательно выделять голосом, особым жестом - так они лучше воспринимаются аудиторией.
Вовлекайте аудиторию в обсуждение. Задавайте вопросы, выясняйте особое мнение, провоцируйте спор (при этом следите, чтобы резюмирование особо важных моментов оставалось за вами).
Проявляйте гибкость - после того как вы вышли на резонанс, необходимо его поддерживать. Выступающий должен постоянно приспосабливать свою речь, поведение к реакциям аудитории. Если один метод не работает, воспользуйтесь другим.
При общении ошибок не бывает, любую реакцию аудитории (какой бы она ни была) при достаточной гибкости можно использовать для успеха выступления. В этом поможет немудреное правило - делайте вид, что все, что бы ни происходило в зале, так и было задумано.
Однажды к нам во время семинара ворвался какой-то патлатый тип и нетрезвым голосом стал выяснять у каждого, когда родился Гомер. Аудитория недоумевала, мы улыбались. Как только тип скрылся за дверью, аудитории был задан вопрос: «Скажите, что именно хотел этот человек от вас?». После чего мы обсудили различия человеческого восприятия. Ситуация одна, а интерпретаций множество. Слушатели искренне решили, что сей неожиданный визит мы подготовили заранее.
Шаг 11. Адекватно реагируйте на выступления критиков
Среди слушателей могут найтись ваши противники либо «интеллектуальные хулиганы» (по секрету - только пиарщикам - скажем, что журналисты к этой категории принадлежат практически поголовно), которым доставляет удовольствие создать для выступающего проблемы, свести его речь к бесплодной дискуссии. Если вам довелось встретиться с такого рода субъектами, научитесь правильно реагировать на их выпады.
Например, вам задают явно провокационный вопрос. Выслушайте его внимательно, поблагодарите спрашивающего и поинтересуйтесь, можно ли уточнить его позицию. А дальше используйте методику расшифровки смыслов и рефрейминг.
- Вас считают очень настырным человеком, хорошо ли это для журналиста?
- Спасибо, рад о себе узнать такое мнение. Только давайте уточним, кто меня считает настырным?
- Некоторые люди.
- И вы в том числе?
- Ну, я пока не знаю...
- Тогда скажите, что для вас означает - быть настырным человеком?
- Требовать от людей то, что они не желают давать.
- Понятно, такого рода настырность можно определить как хороший навык профессионального журналиста. Человек нечестный всегда стремится скрыть свои прегрешения. Стоит ли ругать того, кто постарался вывести его на чистую воду?
Вспоминается незабвенный политик Анатолий Чубайс. Он как-то на восклицание журналистов о том, что отключают по всей стране свет вполне хладнокровно ответил: «Задача РАО «ЕЭС» не отключать свет, а наоборот - нести его людям, с чем, как вы можете убедиться на себе лично, наша компания хорошо справляется».
Если вас в чем-то обвиняют, вы можете использовать прием из арсенала «психологическою айкидо» - согласитесь с нападающим и доведите его утверждение до абсурда. Пример: «Вы назвали меня скандалистом? Всегда был таким, не мог терпеть хамских выходок. А вы терпите?».
Дайте возможность нападающему полностью высказаться. Пригласите его на моего выступающего, а сами сядьте в зал и время от времени задавайте вопросы. Либо подождите, когда такие вопросы появятся у других. Такое пространственное расположение поможет привлечь слушателей на вашу сторону. Уделите оппоненту повышенное внимание. Спокойно отвечайте на все его вопросы. Очень скоро многим слушателям надоест такой «однонаправленный» разговор и они постараются каким-либо образом «нейтрализовать» спорщика. Если вы уверены в своей способности шутить, воспользуйтесь своим даром.
Как-то порядком подвыпивший зритель в заде мешал выступающим. Конферансье Николай Павлович Смирнов-Сокольский, потеряв терпение, сказал:
- Гражданин, вы мешаете!
- Кому мешаю, вам?
- Да не мне! Зачем вы мешаете водку с пивом?
Хулиган под смех зрителей постарался скорееретироваться из зала.
Шаг 12. Выход из выступления: закрепление достигнутого впечатления
Следите внимательно за реакциями аудитории. Как только вы решили, что цель вашего выступления достигнута, - завершайте его. Лучше всего в нескольких словах резюмировать суть того, что вы говорили. Конец речи, как и начало, более всего запоминается, следовательно, необходим особый оборот речи, яркий пример, цепляющая эмоции цитата, призыв к действию.