Роль устной речи и других коммуникационных средств в аудиторном общении.
Шаг 5. Подготовьте речь
Основные критерии оценки содержания речи достаточно просты - она должна прежде всего соответствовать вашей цели, быть уместной, понятной аудитории, обладать достаточной степенью новизны (при этом связана с тем, что людям уже знакомо и имеет для них значение).Доклад (речь) не должен содержать более семи основных идей - аудитория все равно не запомнит больше. И еще: он должен бытьпредельно краток.
Психолог Джордж Миллер в ходе исследований установил, что наша способность к запоминанию информации весьма ограниченна. Один из способов запомнить побольше единиц информации - связать их вместе в виде «пакетов». Хорошо структурированное содержание выступления способствует не только быстрому восприятию сообщения, но и запоминанию. Способность успешного восприятия речи сохраняется у слушателя около 15 минут. Отсюда вырисовывается важное следствие: содержание речи должно быть структурировано и разбито на логические блоки, лучшее время воспроизведения которых не более 15 минут.
«Блоковое» построение выступления к тому же позволяет при необходимости довольно гибко варьировать последовательность предъявления информации. Этот способ чем-то напоминает карточки с записями. Их можно сложить в разном порядке, тем самым изменяя структуру общего текста.
Впрочем, многие выступающие так и делают: записывают основные тезисы своей речи на карточки, которые и становятся «опорой» для произнесения речи. Возьмите эти карточки с собой, но не доставайте их: при хорошей подготовке они вам не понадобятся (о чтении по бумажке мы даже не говорим - и для журналиста, и для PR-специалиста подобный вариант ораторства вряд ли можно назвать органичным).
- Какая разница между хорошим и плохим дирижером? - спросили как-то у немецкого дирижера Ханса фон Бюлова.
- Хороший дирижер держит партитуру в голове, а плохой - голову в партитуре, - последовал ответ.
Особое внимание следует уделитьначалу и концу речи.Первые слова у нас служат настройкой на аудиторию, определяют тон разговора, вызывают либо интерес, либо скуку. Чтобы обратить внимание людей на себя, отвлечь от массы «полезных» дел (обсуждение блюд, рассказывание анекдотов, рисование затейливых рожиц), нужна наживка: необычная фраза, смешная история, неожиданное действие, неизвестный анекдот. Словом, все то, что заставляет хотя бы на мгновение замереть.
Завершающая фраза резюмирует выступление, фокусирует основную мысль выступающего и наиболее отчетливо запоминается. Еще лучше, если последняя фраза побуждает слушателен к действию, если это предложение что-либо обсудить или сделать.
Саму речь желательно сделать образной, «нарисовать картинку». Именно образ лучше запоминается и вызывает более интенсивные эмоции. Одно дело - рассказывать о процентах веществ, загрязняющих озеро, другое - продемонстрировать смятое перо птицы и описать, как она на ваших глазах погибала. Вы получите совсем другой отклик. Дляэмоционального воздействия можно использовать следующие приемы.
Закон дремлющего эффекта. Любая информация усваивается аудиторией лучше, если в этой информации есть элементы, рассчитанные на психологический протест. Из этого закона следуют два важных принципа:принцип настороженности (быстро и прочно усваивается информация об угрозе; при этом остальная информация, содержащаяся в речи, не воспринимается, блокируется) и принцип резонанса (быстро и прочно усваивается информация непосредственно касающаяся данной аудитории).
Хорошей иллюстрацией явления дремлющею эффекта может служить следующий опыт, проведенный вСША. Двум группам был предложен полемический текст. На листах, розданных первом группе, подпись под текстом отсутствовала, а второй группе дали текст, подписанный фамилией, которая вызывала заведомо отрицательное отношение.
Проверка, проведенная через неделю, показала, что в обеих группах содержание текста усвоено довольно хорошо. Но через две недели студенты первой группы воспроизводили текст хуже, чем студенты второй, а еще через неделю в первой группе затруднились сказать, о чем конкретно шла речь, в то время как студенты второй группы уверенно вспомнили содержание текста. Те же закономерности характерны и для выступления.
Закон дремлющего эффекта реализуется в методах создания сенсаций и эмоциональной доминанты.