ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И
Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности;
Бухгалтерская отчётность должна отвечать следующим требованиям:
1) достоверность и полнота- то есть должна быть сформирована исходя из правил, установленными актами по бухгалтерскому учёту;
2) нейтральность информации – то есть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчётности перед другими;
3) существенность информации – то есть показатели в отдельных активах, обязательствах, доходах, расходов и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчётности, обособленно в случаях их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организаций или финансовых результатов его деятельности;
4) бухгалтерская отчётность организации должна обеспечивать сопоставимость отчётных данных, или с показателями предшествующих периодов;
5) к оформлению бухгалтерской отчётности предъявляются следующие требования:
а) бухгалтерская отчётность должна составляться на русском языке;
б) бухгалтерская отчётность должна быть составлена в валюте РФ (рублях);
в) бухгалтерская отчётность должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером организации;
г) бухгалтерская отчётность не должна иметь никаких подчисток и помарок;
д) не заполненные статьи (строки, графы), предусмотренные в образцах форм прочёркиваются;
е) данные отчётности должны приводиться в тыс. рублях, без десятичных знаков;
Если в соответствии с нормативными документами показатель должен вычитаться из соответствующих показателей при исчислении данных или имеет отрицательное значение, то в бухгалтерской отчётности этот показатель показывается в скобках. К таким показателям относятся: непокрытый убыток отчётного года и прошлых лет; себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг; коммерческие и управленческие расходы; использование средств резервов; уменьшение капитала; выбытие основных средств и т.д.
6) к общим требованиям по всем формам отчётности является указание шапки этих форм, сведений о наименовании организации, ИНН, ОПФО, единица измерения.
Раздел 10 «Организация бухгалтерского учета на предприятии»
Лекция 1. «Организация бухгалтерского учета на предприятии»
Вопросы лекции:
1.Организация бухгалтерского учета на предприятии.
2.Учетная политика предприятия.
Список литературы:
Нормативная литература:
1.Федеральный Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. №129-ФЗ (с изменениями на 23.07.98г.)
2.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Р. Ф. от 29.07.98 г. №34-н (в ред. от 24.03.2000 г. №31-н.)
3.ПБУ 1/98 от 9.12.98 №60-н "Учетная политика организации"
4.План счетов бухгалтерского учета от 31.11.2000 г. №94-Н
Основная и дополнительная литература:
5. Ю.А.Бабаев «Бухгалтерский учет», М., «ЮНИТИ», 2001г.
6. Л.А.Русалева «Теория бухгалтерского учета», Ростов на Дону, «Феникс»2001 г.
Тезисы лекций:
1.Бух. учет на предприятиях может вестись централизованно и децентрализовано.
При централизованном учете весь процесс обработки учетной информации осуществляется в центральной бухгалтерии. При этом в подразделениях предприятия (в цехах, на складах) осуществляется контроль за совершением хозяйственных операций и составлением первичных документов, частично обрабатывают документы и в установленные сроки передаются в централизованную бухгалтерию для дальнейшей обработки. Эту работу в подразделениях выполняет либо бухгалтер, либо экономист.
Централизованная бухгалтерия на основании этих документов ведет синтетический и аналитический учет, составляет баланс и отчетность.
При децентрализованном учете каждое подразделение осуществляет полный цикл учетных работ. Они составляют документы, обрабатывают их, ведут синтетический и аналитический учет, составляют баланс и передают его в централизованную бухгалтерию.
Централизованный учет имеет ряд преимуществ:
- позволяет сократить стоимость ведения учета
- позволяет более широко использовать возможность ПК и бухгалтерских программ.
При этом практика показала достоинства децентрализованного учета, который приближает работников учета к месту совершения хозяйственных операций, а следовательно, дает возможность осуществить более полный контроль.
2. УПП – это выбранная самой организацией совокупность методических способов ведения бухгалтерского учета.
УП дает возможность:
- Определять порядок и способы получения отчетных данных;
- Проанализировать данные отчетности в динамике;
- Своевременно получать данные о существующих изменениях данных в деятельности предприятия.
Задачи УПП:
- обеспечение равномерности полученных доходов;
- обеспечение возможности выбора хозяйственным субъектам, таких способов ведения учета, которые дадут возможность исключить резкие всплески и падение финансовых результатов.
На выбор учетной политики влияет целый ряд факторов, зависящих и не зависящих от хозяйствования субъекта.
Факторы, зависящие от хозяйствования субъекта:
- сфера деятельности
- долгосрочность контрактов
- величина организаций
- квалификация персонала
- организационные способности
- технологические особенности
- правовой статус
- долгосрочность целей
- характер закрепления целей
Факторы, НЕ зависящие от хозяйствования субъекта:
- налоговая политика
- валютная политика
- наличие льгот
- свобода в ценообразовании
Организации сами разрабатывают УП, руководствуясь ПБУ №1/98 – УПП. Данная ПБУ позволяет независимо от форм собственности выбирать способ ведения учета.
УП составляется на 5 лет, но может быть изменена, по окончании отчетного года.
Изменение УПП, если:
- при смене собственника;
- при реорганизации;
- изменения в законодательстве, нормативах, регулирующих БУ;
- при внедрении новых методов БУ.
Учетная политика оформляется приказом и обязательна для исполнения всеми подразделениями организации. В этом документе все вопросы должны быть расположены в 2-х аспектах – техническом и методическом.