Развитие научных школ управления ХХ века.
Факторы, оказавшие влияние на становление и
И СТРУКТУРУ ОРГАНИЗАЦИИ.
ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА СУЩНОСТЬ
ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ НАУК.
Подходы:
1. Структурный.
2. Поведенческий (структура + отношения между людьми), определяющая роль принадлежит теории управления.
2 точки зрения:
1. Теория организации – часть теории управления.
2. Теория организации – самостоятельная наука.
Менеджмент изучает:
1. Элементы организации процесса управления.
2. Субъекты и объекты управления.
3. Стимулирование и мотивацию.
4. Принятие и реализацию решений.
5. Линейное и функциональное управление.
Психология изучает:
1. Приёмы обучения, тренировки, выявление нужд и разработку мотивационных методов.
2. Определение степени удовлетворённости работой.
3. Психологические аспекты процессов принятия решений, оценки поступков людей.
4. Природу хозяйственной предприимчивости.
Социология изучает:
1. Групповую динамику.
2. Нормы, роли, статус, власть.
3. Конфликты.
4. Бюрократию в организациях и организационную структуру.
Социальная психология изучает:
1. Изменение поведения, позиции.
2. Групповые процессы.
Антропология: сравнительные ценности, позиции, нормы, этнические ценности.
Экономические науки:
1. Регулирование в условиях рыночных отношений, эффективность функционирования организации в данных условиях.
2. Экономические стратегии.
Юридические науки:
1. Законодательную регламентацию.
2. Правила и нормативы.
3. Ответственность и санкции.
Информатика:
1. Информационные потоки.
2. Обоснование решений.
3. Информационные технологии.
4. Системы телекоммуникаций.
Предметом теории организации является организационное отношение между работником и предприятием как по горизонтали, так и по вертикали.
Принципы теории организации – это принципы и закономерности организации и управления компаниями, персоналами и другими ресурсами общественных образований, сущность, типы, цели, среду и т.д.
2 подхода:
1. Универсальный. Предполагает единый рациональный способ построения организации.
2. Ситуационный, согласно которому оптимальная структура может различаться от ситуации к ситуации в зависимости от изменения технологии, условий внешней среды, конкурентных позиций на рынке.
Доминирующие факторы 1-й половины ХХ века | Ориентация научных школ |
Отделение управления от собственности. Рост крупных организаций. Развитие наук о человеке. Развитие точных наук, Утверждение рыночных отношений. | Закономерности и принципы построения организаций. Разделение труда, функций и ответственности. Человеческие отношения, мотивы и стимулы. Социальные системы. |
Доминирующие факторы 2-й половины ХХ века | Ориентация научных школ |
Революционные перемены в технологии. Сложность и наукоёмкость производства. Глобализация производства и рынка. Информационные технологии. Многообразие потребительского спроса. Рост неопределённости развития и риска инвестиций. | Системный подход к управлению. Организационный потенциал и культура. Маркетинг, реинженеринг. Концепция внутренних рынков. Теория институтов и институционализм. Теория альянсов. Приоритет социальных целей и развития. |
Классическая теория организации.
Представители: Тейлор, Гилбред, Гант, Эмерсон, Таун, Кук, Фойоль, Рейли, Урвик, Вебер (бюрократическая теория).
Одна из первых попыток проанализировать организационные аспекты была предпринята Тейлором и его последователями. Идеи и методы Тейлора известны как научное управление, в центре которого работа, выполненная в низовом звене организации.
Исследование собственно теории организации стали проводить на системной основе в период 1890 – 1940 г.г. наряду с углублением разработок по научному управлению.
В центре их внимания вся работа, а не только работа отдельных членов организации.
Научное управление.
Работа может и должна изучаться с помощью научных методов.
Сущность выражена Тейлором в положениях:
1. Вместо волевых решений необходимо научно обосновывать каждый элемент работы.
2. С помощью определённых критериев отбирать, а затем обучать и развивать рабочую силу.
3. Тесно сотрудничать с людьми, обеспечивая при этом выполнение работы в соответствии с научными принципами.
4. Обеспечивать обоснованное разделение труда и ответственности между руководителем и работниками.
Положения:
1. Разделение планирования работ и их выполнения, т.е. разделение двух функций, базирующееся на специализации труда и на рациональном подходе к формированию иерархии управления. На каждом уровне организации происходит специализация функций. Разделяя планирование работ и их выполнение, производственные организации образуют отделы планирования, задача которых сводится к выработке точных предписаний руководителям подразделений.
2. Функциональное руководство группой. Данная концепция сводится к делению работы управляющих таким образом, чтобы каждый человек имел столько функций, сколько он выполнит. Тейлор считал, что традиционные функции руководителя низшей группы сводятся к деятельности и по планированию, и по выполнению работ.
Функциональное управление группой по Тейлору.
Департамент планирования
| Цех | |||
§ Служащий по порядку и направлению работы. § Служащий по инструкциям. § Служащие по времени и стоимости. § Служащий по соблюдению цеховой дисциплины. | § Начальник смены. § Руководитель по нормированию. § Приёмщик. § Руководитель ремонтной мастерской. | |||
Рабочие |
3. Исследование в действии и во времени. Важной чертой научного управления является системный анализ работы. Тейлор и его последователи предполагали, что способ улучшить работу сводится к определению наилучшего пути выполнения задания и стандартного времени его выполнения. Совершенствование работы включает анализ внешней среды и условий, при которых работа совершается.
Цель исследования действия состоит в определении места работы с учётом имеющихся ресурсов, планов производства, порядка работы, инструмента, оборудования.
Исследование в действии и во времени сводится к исследованию движения. Это процесс, в ходе которого исследуется движение основных элементов, относящихся к машинам и инструментам.
Временное исследование – это фиксация времени, необходимого для выполнения задачи после того, как выбран предпочтительный способ её решения.
Проводится двумя способами: хронометрирование и нормирование.
Первый вид требует, чтобы исследователь изучил задачу и определил временные элементы, которые могут состоять из ряда частей.
Нормирование определяет время для всех основных видов работ.
4. Премиальная система заработной платы.
Тейлор: рабочие должны получать з/п пропорционально своему вкладу, т.е. сдельную оплату. Перевыполнение норм повышает и ставку з/п.
Гант: каждый работник должен иметь фиксированную з/п, независящую от норм выработки. Рабочим будет гарантирована з/п, но при условии перевыполнения норм они будут зарабатывать премию + более высокую оплату единицы продукции за сверхнормативную выработку.
5. Отбор и обучение. Важной задачей руководителя подразделения является отбор людей, способных отвечать требованиям работы с последующим их обучением.
До 1913 г. научно обоснованные методы подбора кадров отсутствовали (до появления исследований Хуго Манстерберга).
Ещё в 1908 г. Гант выдвинул идею использования инструктора по обучению каждого рабочего предпочтительным способом. Однако, только в 1914 г. методы обучения были широко представлены в промышленности.
Теория организации.
Разработка проблем научного управления в начале ХХ века столкнулась с необходимостью анализа построения организации и формулирования принципов её функционирования.
Ответом на эту потребность стали работы Фойоля, который сформулировал принципы организации.