Развитие научных школ управления ХХ века.

Факторы, оказавшие влияние на становление и

И СТРУКТУРУ ОРГАНИЗАЦИИ.

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА СУЩНОСТЬ

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ НАУК.

Подходы:

1. Структурный.

2. Поведенческий (структура + отношения между людьми), определяющая роль принадлежит теории управления.

 

2 точки зрения:

1. Теория организации – часть теории управления.

2. Теория организации – самостоятельная наука.

 

Менеджмент изучает:

1. Элементы организации процесса управления.

2. Субъекты и объекты управления.

3. Стимулирование и мотивацию.

4. Принятие и реализацию решений.

5. Линейное и функциональное управление.

 

Психология изучает:

1. Приёмы обучения, тренировки, выявление нужд и разработку мотивационных методов.

2. Определение степени удовлетворённости работой.

3. Психологические аспекты процессов принятия решений, оценки поступков людей.

4. Природу хозяйственной предприимчивости.

 

Социология изучает:

1. Групповую динамику.

2. Нормы, роли, статус, власть.

3. Конфликты.

4. Бюрократию в организациях и организационную структуру.

 

Социальная психология изучает:

1. Изменение поведения, позиции.

2. Групповые процессы.

 

Антропология: сравнительные ценности, позиции, нормы, этнические ценности.

 

Экономические науки:

1. Регулирование в условиях рыночных отношений, эффективность функционирования организации в данных условиях.

2. Экономические стратегии.

 

Юридические науки:

1. Законодательную регламентацию.

2. Правила и нормативы.

3. Ответственность и санкции.

 

Информатика:

1. Информационные потоки.

2. Обоснование решений.

3. Информационные технологии.

4. Системы телекоммуникаций.

 

Предметом теории организации является организационное отношение между работником и предприятием как по горизонтали, так и по вертикали.

Принципы теории организации – это принципы и закономерности организации и управления компаниями, персоналами и другими ресурсами общественных образований, сущность, типы, цели, среду и т.д.

 

 

2 подхода:

1. Универсальный. Предполагает единый рациональный способ построения организации.

2. Ситуационный, согласно которому оптимальная структура может различаться от ситуации к ситуации в зависимости от изменения технологии, условий внешней среды, конкурентных позиций на рынке.

Доминирующие факторы 1-й половины ХХ века Ориентация научных школ
Отделение управления от собственности. Рост крупных организаций. Развитие наук о человеке. Развитие точных наук, Утверждение рыночных отношений. Закономерности и принципы построения организаций. Разделение труда, функций и ответственности. Человеческие отношения, мотивы и стимулы. Социальные системы.
Доминирующие факторы 2-й половины ХХ века Ориентация научных школ
Революционные перемены в технологии. Сложность и наукоёмкость производства. Глобализация производства и рынка. Информационные технологии. Многообразие потребительского спроса. Рост неопределённости развития и риска инвестиций. Системный подход к управлению. Организационный потенциал и культура. Маркетинг, реинженеринг. Концепция внутренних рынков. Теория институтов и институционализм. Теория альянсов. Приоритет социальных целей и развития.

 

Классическая теория организации.

Представители: Тейлор, Гилбред, Гант, Эмерсон, Таун, Кук, Фойоль, Рейли, Урвик, Вебер (бюрократическая теория).

Одна из первых попыток проанализировать организационные аспекты была предпринята Тейлором и его последователями. Идеи и методы Тейлора известны как научное управление, в центре которого работа, выполненная в низовом звене организации.

Исследование собственно теории организации стали проводить на системной основе в период 1890 – 1940 г.г. наряду с углублением разработок по научному управлению.

В центре их внимания вся работа, а не только работа отдельных членов организации.

 

Научное управление.

Работа может и должна изучаться с помощью научных методов.

Сущность выражена Тейлором в положениях:

1. Вместо волевых решений необходимо научно обосновывать каждый элемент работы.

2. С помощью определённых критериев отбирать, а затем обучать и развивать рабочую силу.

3. Тесно сотрудничать с людьми, обеспечивая при этом выполнение работы в соответствии с научными принципами.

4. Обеспечивать обоснованное разделение труда и ответственности между руководителем и работниками.

 

Положения:

1. Разделение планирования работ и их выполнения, т.е. разделение двух функций, базирующееся на специализации труда и на рациональном подходе к формированию иерархии управления. На каждом уровне организации происходит специализация функций. Разделяя планирование работ и их выполнение, производственные организации образуют отделы планирования, задача которых сводится к выработке точных предписаний руководителям подразделений.

2. Функциональное руководство группой. Данная концепция сводится к делению работы управляющих таким образом, чтобы каждый человек имел столько функций, сколько он выполнит. Тейлор считал, что традиционные функции руководителя низшей группы сводятся к деятельности и по планированию, и по выполнению работ.

 

Функциональное управление группой по Тейлору.

 

Департамент планирования
 
 

 

Цех
§ Служащий по порядку и направлению работы. § Служащий по инструкциям. § Служащие по времени и стоимости. § Служащий по соблюдению цеховой дисциплины. § Начальник смены. § Руководитель по нормированию. § Приёмщик. § Руководитель ремонтной мастерской.
    Рабочие

 

3. Исследование в действии и во времени. Важной чертой научного управления является системный анализ работы. Тейлор и его последователи предполагали, что способ улучшить работу сводится к определению наилучшего пути выполнения задания и стандартного времени его выполнения. Совершенствование работы включает анализ внешней среды и условий, при которых работа совершается.

Цель исследования действия состоит в определении места работы с учётом имеющихся ресурсов, планов производства, порядка работы, инструмента, оборудования.

Исследование в действии и во времени сводится к исследованию движения. Это процесс, в ходе которого исследуется движение основных элементов, относящихся к машинам и инструментам.

Временное исследование – это фиксация времени, необходимого для выполнения задачи после того, как выбран предпочтительный способ её решения.

Проводится двумя способами: хронометрирование и нормирование.

Первый вид требует, чтобы исследователь изучил задачу и определил временные элементы, которые могут состоять из ряда частей.

Нормирование определяет время для всех основных видов работ.

4. Премиальная система заработной платы.

Тейлор: рабочие должны получать з/п пропорционально своему вкладу, т.е. сдельную оплату. Перевыполнение норм повышает и ставку з/п.

Гант: каждый работник должен иметь фиксированную з/п, независящую от норм выработки. Рабочим будет гарантирована з/п, но при условии перевыполнения норм они будут зарабатывать премию + более высокую оплату единицы продукции за сверхнормативную выработку.

5. Отбор и обучение. Важной задачей руководителя подразделения является отбор людей, способных отвечать требованиям работы с последующим их обучением.

До 1913 г. научно обоснованные методы подбора кадров отсутствовали (до появления исследований Хуго Манстерберга).

Ещё в 1908 г. Гант выдвинул идею использования инструктора по обучению каждого рабочего предпочтительным способом. Однако, только в 1914 г. методы обучения были широко представлены в промышленности.

 

Теория организации.

Разработка проблем научного управления в начале ХХ века столкнулась с необходимостью анализа построения организации и формулирования принципов её функционирования.

Ответом на эту потребность стали работы Фойоля, который сформулировал принципы организации.