Развитие этических норм бизнеса в России.

Краткая история развития деловой этики в мире и в России.

На первых этапах становления капитализма доминирующая установка на деловой успех , стремление к прибыли вызывали жесткую эксплуатацию наемного труда и соответственно получили развитие теории нацеленные на примирение моральных принципов, со стремлением максимальной выгоды. Самая известная теория в рамках таких воззрений - это теория Милтона Фридмена «Закон автоматически является выражением моральных норм. В бизнесе морально оправданные любые действия, если они не противоречат закону. Соображения честности, нравственности и справедливости не должны влиять на процесс принятия решения».

1924 г в С.Ш.А. был разработан национальный этический кодекс : «Принципы ведения бизнеса»:

В основе бизнеса лежит доверие, проистекающее из справедливых взаимоотношений, эффективного оказания услуг и взаимной выгоды.

Кризис 1929-1931 года «Великий кризис»- новый курс Рузвельта содержит «отправные» точки новых принципов организации хозяйственной деятельности, которые к 50-ым годам ХХ века трансформировались в школу «человеческих отношений»: на первый план выдвигается социальное партнерство, справедливое участие в доходах, вырабатываются профессиональные кодексы морали, появляются понятия этики управления, этики бизнеса, этики делового общения.

В 60-е годы ХХ века на первый план выходят экологические угрозы, которые создаются крупными транснациональными компаниями стремящимися произвести и реализовать, как можно больше продукции с максимальной для себя выгодой.

В современных условиях в сфере отношений фирмы и общества важными признаются следующие этические принципы: объему власти, которой обладает бизнес, должен соответствовать объем социальной ответственности, бизнес должен действовать как открытая система, в приделах своей компетенции, бизнес должен помогать решать социальные проблемы, учет социальных затрат и доходов должен служить одним из решающих факторов в процессе принятия решений.

 

 

-имеет свои особенности, которые объясняются спецификой исторического пути пройденного нашим государством. Основы Российских норм экономического поведения складываются в период становления Московского царства: русские князья осознали роль предпринимательства, привлекается рабочее население, мастеровые надолго освобождались от уплаты всяких налогов, развитие ремёсел явилось основой экономического усиления московского царства, расширяется внутренние и внешние торговли , формируется новый класс : предпринимателей- купцов, при этом сильная централизация власти, усиление отчужденности от запада. Способствовали формированию следующих поведенческих тенденций: подозрительность к иностранцам, слабое уважение к «букве» закона, привычка действовать сообща – всем миром, склонность строить на обмане торговые отношения с чужими.

С середины XVII века начинается быстрое расширение торговых связей Москвы. По мере включения в мировую торговлю происходит постепенное усвоение общемировых традиций в области частной собственности, конкуренции . прибыли, составления договоров.

Первый толчок к правовому оформлению западных традиций дали реформы Петра I :государственный контроль за качеством импортируемых и экспортируемых товаров , предоставление льгот и покровительства купцам . Всё это привело к взаимному доверию между предпринимателем и государством.

Эпоха Екатерины II . При Екатерине меняется правовое положение купцов, они освобождаются от внесения податей, взамен их капитал облагается однопроцентным сбором, причем размеры капитала объявлялись самими купцами. Оживление торговли с другими странами , снятие различных ограничений с внешней торговлей и промышленностью, развитие торгового мореплавания привели к тому что в России активно распространяются нормы дипломатического и делового этикета, так же этому процессу способствует учреждение заграничных консульств на территории России и заключение торговых конвенций.

Россия XIX начала XX характеризуется целым набором традиций :

1. Существовал механизм позволяющий отсекать от предпринимательства, тех, кто не стремился соблюдать морально-этические нормы (В каждом городе присутствовало купеческое общество имевшее право рекомендовать или не рекомендовать предпринимателя в купеческую гильдию, каждый вступавший в гильдию объявлял свой капитал, что значительно упрощало работу налоговой государственной службы.)

2. Существовал «Совестный суд»,который навсегда мог лишить купца фактического права заниматься предпринимательской деятельностью.

3. Создавались товарищества на вере, они объединяли людей без всяких учредительных документов одним только купеческим словом.

4. Служащие очень дорожили работой, уходя только при намерении начать собственное дело, предприятие, где из-за плохого обращения служащие часто менялись, не пользовались уважением, их называли «проходными дворами».

5. Купцы , заводчики и работавшие у них пролетарии были недавними выходцами из крестьян, отсюда нормы нравственности, бытовые привычки из семьи переносились на деловое взаимодействие, что выражается в общиности , соборности и совпадении понятий: работники и члены семьи.

6. Поведение русских купцов отличалось искренностью, порывистостью, что обусловлено их приверженностью ( в основном) к православной вере.

В России социалистического периода об этике бизнеса речь вообще не могла идти, поскольку частное предпринимательство преследовалось . влекло за собой наказание, вплоть до смертной казни, речь ша о деловой этике социализма, в основе которой Марксистские воззрения, классовый характер нравственных требований и норм, в среде руководителей периода Сталинского тоталитарного режима господствовала жесткая этика главным стержнем которой была лояльность к системе. В постсталинский период, стали происходить изменения:

Бюрократический аппарат стал ориентироваться на узкие цели личного характера или цели ведомства. В данный период этика предпринимательства, основанная на православных устоях, духовном воспитании оказалась утраченной, на смену ей пришла двойная мораль.

В период «перестройки» зарождавшаяся этика современного Российского бизнеса оказалась под влиянием следующих тенденций:

1. Она связана с традициями административно – командной системы воззрение привносимые в этику бизнеса напрямую зависит от происхождения субъектов – участников предпринимательской деятельности: представители партийной номенклатуры, которые во многом придерживались этических ценностей прежних бюрократических структур, в том числе традиции «кормлении при государстве»; люди пришедшие в предпринимательства из «нормальной» жизни : стремление к новаторству (высокий интеллект), высокие моральные качества, стремление восстановить дореволюционные традиции с учетом принятых в мировой практике норм делового поведения.

2. На формирование деловой этики современного российского предпринимательства оказывает влияние : жесткая культура, теневой, полукриминальный и криминальной экономики. Сегодня деятели теневой экономики пополнили ряды легальных бизнесменов и принесли с собой своеобразные этические требования и моральные нормы.

Вывод: Новая деловая этика России явление сложное и противоречивое , на неё влияют разные силы , разные этические традиции, системы ценностей, процесс переплетения восстанавливаемых национальных российских черт с общемировыми ,осложняется следующими факторами:

1. В России не полностью закрепился фундаментальный принцип западного общества.

2. Российский бизнес действует в условиях неприятия значительной части общества чужого преуспевании, как такового.

3. В России сложилось своеобразное отношение к закону и к роли государства – этичность ил не этичность поступков часто не определяется ни законом, ни личным выбором, а диктуется необходимостью выживания в условиях неопределенность несовершенства и не соблюдения закона.