Хазан Мария Юрьевна.

Неформальная институционализация -приоритет неформальных «правил игры» в обществе над формальными, в некоторых случаях «подстраивание» формальных правил под неформальные нормы. Суть неформальной институционализации в том, что вновь принятые, разработанные в соответствии с зарубежными рыночными аналогами законы начинают работать совершенно по-иному, не «по рыночному», а по до- и даже антирыночному.

Институализация рентной экономики –является результатомогромных индивидуальных доходов получателей природной ренты, которые выходят за пределы экономической эффективности, не соответствуют вложенным в процесс производства. Избыток частной власти над движением денежных ресурсов концентрирует в руках рентодержателей экономическую власть. Следующим и неизбежным этапом становится ннституализация рентной экономики. Крупные рентодержатели начинают конвертировать экономическую власть в политическую, занимают лидирующие позиции в политико-экономической системе страны и подчиняют своим целям (получение максимальной ренты) деятельность всех хозяйствующих и административных субъектов. Это позволяет перекладывать издержки неэффективной рентной экономики на общество в целом (недоинвестирование, низкие зарплаты, неоправданная социальная дифференциация, отсутствие социальных гарантий).

Вымогательство (шантаж) – форма постконтрактного оппортунистического поведения одного экономического агента, направленного на присвоение квазиренты, производимой с помощью специфических активов в результате инвестиций в них других экономических агентов. Проблема вымогательства непосредственно обусловлена ограниченным сроком действия контрактов и высокими издержками по их защите от нарушений.

Эффект гистерезиса (греч. hysteresis – отставание, запаздывание) – одна из форм зависимости движения экономической системы от ее прошлой траектории. Представляет собой зависимость конечных результатов системы от ее предшествующих результатов.

Деинституционализация– распространение поведения, противоречащего существующим правилам игры.

Деятельность по оказанию влияния – действия, совершаемые в корыстных целях, чтобы повлиять на принимаемые другими лицами решения. Целью такой деятельности часто является перераспределение рент и квазирент.

Дискретные институциональные изменения – радикальные изменения в формальных правилах.

Издержки институциональной трансформации – затраты, связанные с переходом от одних правил к другим, от одних институтов к другим.

Лоббизм – попытки влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения.

Логроллинг – практика взаимной поддержки путем «торговли голосами».

Прибылеориентированное поведение – стремление к получению прибыли на основе наиболее выгодного использования экономических ресурсов или их сочетания в ситуации конкуренции.

Рассеяние ренты – ситуация, когда ее сумма равна совокупным издержкам поиска ренты.

Отлынивание – форма постконтрактного оппортунистического поведения, основанная на возможности уменьшения собственником ресурса вклада в производимый продукт без соответствующего уменьшения его индивидуального дохода на основе стратегического манипулирования информацией о совершаемых действиях.

Экономическая ментальностьхарактеризует специфику сознания населения, складывающуюся исторически и проявляющуюся в единстве сознательных и бессознательных ценностей, норми установок, отражающихся в поведении населения. Она включает стереотипы потребления, нормыи образцы взаимодействия, организационные формы, ценностно-мотивационное отношение к труду и богатству, а также степень восприимчивости (или невосприимчивости) к зарубежному опыту.

Вопросы для самоконтроля

1. Какую роль играют экономические институты в проведении реформ? Может ли эволюционная модернизация «снизу» происходить при неэффективных институтах?

2. В чем причины устойчивости сложившихся институтов? Какие существуют способы изменения институтов? Их достоинства и недостатки.

3. Как и почему в переходной экономике возникают институциональные ловушки? Каковы пути выхода из них?

4. Что представляют собой особенности российского экономического менталитета и его влияния на институциональные преобразования?

5. В чем причина смены фаз реформ и контрреформ в экономическом развитии России?

6. Как соотносятся между собой традиции (рутины) и новаторство в процессе институциональных изменений в переходной экономике России?

7. Почему государство в России играло и играет ведущую роль в экономической жизни страны?

8. Каким образом проходила институционализация новых форм экономической жизни в переходный период в России?

9. Почему главным тормозом реформ являлись не отсутствие рыночных отношений, а структурные и институциональные деформации в экономической системе?

10. В чем состоят основные условия, факторы, ограничители и стимулы в проведении институциональных реформ? В проведение каких институциональных реформ нуждается современная Россия? В чем, по вашему мнению, должна заключаться системная институциональная реформа в России?

11. Можно ли рассчитывать на успех в случае импорта (заимствования) институтов?

12. Назовите и раскройте основные способы перехода к новой институциональной структуре экономики?

13. Почему большинство экономистов разделяют тезис о том, что «сильные институты важнее скорости реформ»? Что понимается в данном случае под сильными институтами?

14. Почему и в каких случаях целенаправленные институциональные изменения приобретают статус работающих правил и норм?

15. Что такое трансформационная рента в современной экономике России?

16. Какая институциональная модель должна развиваться в России, каким образом должно происходить ее сосуществование в совокупности других моделей?

17. Какие выводы для определения политики реформирования вытекают из анализа менталитета населения России в сопоставлении с другими странами?

18. Как исторические и функциональные особенности развития России влияли на величину и динамику трансакционных издержек?

19. Каковы необходимые меры поддержки внедрения эффективных институциональных норм? Какие критерии могут использоваться в оценке эффективности институциональных реформ?

20. Что собой представляют особенности институциональной структуры экономики России?

21. Какие основные институциональные проблемы необходимо решить в процессе перехода к рынку?

22. Почему сохраняются неэффективные формы? Какие факторы обеспечивают выживаемость экономик с устойчиво низкими параметрами функционирования? Каковы причины и формы проявления инерционности институциональных преобразований?

23. Что способствует блокированию новых форм хозяйствования? Какова роль траектории предшествующего развития? Только ли в силу случайных обстоятельств неэффективные технологии и формы хозяйствования находят достаточное число сторонников?

24. Каковы причины громадных различий в результативности рыночных основ экономики в разных странах?

25. Какие институты исчезли за прошедшие двадцать лет в экономике России, какие новые правила ведения дел, напротив, вошли в хозяйственный обиход? Что же действительно изменилось в институциональной структуре российской экономики за прошедшие 20 лет рыночных реформ?

26. Каковы особенности и возможные варианты догоняющего развития в современной России?

27. Почему основоположник теории общественного выбора Д.Бьюкенен считает, что конечной целью политики является всеобщее равенство, максимально возможная свобода, экономическое благосостояние и мирное сотрудничество всех людей?

28. Почему основной проблемой институциональных преобразований в переходной экономики России является несогласованность существующих неформальных норм с вновь принимаемыми формальными правилами?

29. Какую роль играет нефтегазовый сектор в формировании рентоориентированного поведения российских экономических субъектов, охватывающего всю экономическую систему?

 

Понятие, содержание, истоки и место деловой этики в структуре общей этики.

Этика – наука морали и нравственности (греч. «гнездо птицы») возникла как регулятор человеческого поведения в обществе других людей, в научный оборот это понятие ввел древнегреческий философ Аристотель - этим понятием он предлагал обозначить, с одной стороны, добродетели присущие человеку, с другой стороны, область знаний которые эти добродетели изучал.

Сегодня этика - это наука, система универсальных и специфических нравственных требований, норм поведения, которые реализуются в процессе общественной жизни. В своей теории и практике этические дисциплины опираются на категории морали и нравственности.

Мораль - система ценностей , которые признаются человеком. Важнейший способ регуляции человеческих отношений, общения, поведения людей в самых разных сферах общественной жизни. Нравственность - это практическая часть этики, охватывающая реальные поступки, линию поведения человека.

Объектом этики является общество и человек, предметом этики их мораль и нравственность.

Основными категориями этики являются:

· Добро

· Зло

· долг (совокупность обязанностей человека, по отношению к обществу/коллективу/ семье/ отдельным людям)

· совесть ( внутренний регулятор поведения человека)

· достоинство личности /общественная значимость (оно связано с тем, насколько в деятельности человека реализуются принципы категории добра)

· чувство чести ( ответственное отношение к исполнению различных обязанностей (социальных/профессиональных), оно формируется по мере того как человек соотносит себя с группой людей, членом котором является)

· свобода (характеристика действия совершенного со знанием, учетом объективных ограничений, по собственной воле и в условиях выбора возможностей)

· ответственность (умение предвидеть , отвечать за последствия действий , осознавать значимость и добросовестно выполнять обязанности)

Деловая этика– самостоятельная наука, выделилась из философии в конце ХIХ века и сразу же стала активно структурироваться, особенно бурно этот процесс происходит ХХ веке , когда в составе общей этики в качестве самостоятельных частей развиваются:

Профессиональная этика - совокупность моральных норм , определяющая отношение человека к своему профессиональному долгу , к людям с которыми он связан в силу характера своей профессиональной деятельности;

Этикет - правила поведения в конкретной обстановке.

Деловая этика - совокупность норм поведения людей связанных деловыми отношениями – это требование общества, предъявляемые к стилю работы, характеру общения между участниками, их социальному облику. Деловая этика включает : деловой этикет - это определенные нормы регламентирующие: стиль работы, манеру общения как внутри компании, так и между фирмами, внешний вид сотрудников, особенности проведения совещаний, презентаций, деловых переговоров.

Проблемы деловой этики возникают и решаются, как на микро, так и на макроуровне, моральные делимы внутри организаций возникают в следующих областях: во взаимоотношениях руководителя и подчиненных, принятию управленческих решений, служебные разоблачения, положение женщин в организации, взаимные услуги. Макроуровень. Ключевые этические проблемы возникают в : отношениях между организациями, отношения между организацией и государством, между производителями и потребителями, отношения между организацией и их владельцами/ инвесторами, организациями и местными сообществами, отношения между организацией и окружающей средой.