Институциональная дисфункция проявляется также в системе неэффективных норм или институциональных ловушек.
Рис. Социально-экономические последствия рентоориентированного поведения в условиях переходной экономики
Рис. Факторы рентоориентированного поведения в переходной российской экономике.
Наличие возможности получения рентных доходов в результате несбалансированности системы власти порождает у экономических агентов соответствующие интересы и мотивы деятельности, так называемые «рентные интересы», а они, в свою очередь, порождают рентоориентированное поведение агентов экономической системы.
В ситуации, когда носителями рентных интересов и рентоориентированного поведения являются основные экономические и государственные субъекты, доминирующие в сложившейся системе власти (что характерно для переходной экономики), рентные доходы, рентные интересы и рентоориентированное поведение становятся доминирующимив данной экономической среде.
В свою очередь, рентоориентированное поведение влечет за собой прямые и косвенные социально-экономические издержки (см. рис.).
Анализ формирования институциональных ловушек подтверждает, что создание «рыночного правового поля» не гарантирует возникновения эффективных рыночных институтов. В период широкомасштабных реформ макроэкономическая политика может существенно повлиять на институциональное развитие. Однако в данном случае существует опасность возникновения еще одной «институциональной ловушки»:
когда цель макроэкономической стабилизации, необходимой для успеха реформ, вступает в конфликт с институциональными целями, делая задачу реформирования трудноразрешимой.
Единожды попав в «институциональную ловушку», система может выбрать неэффективный путь развития, причем со временем переход на эффективную траекторию может предстать как нерациональный. Одно из наиболее серьезных последствий «институциональных ловушек» заключается в том, что хотя они и смягчают отрицательные краткосрочные последствия неподготовленных, слишком быстрых преобразований, в то же время они препятствуют долгосрочному экономическому росту.
К их числу относятся: слабость новых норм, их бессистемность, недостаточные взаимодействие и взаимоподдержка между новыми институтами (отсутствие когерентности), эффективными нормами.
Институциональные ловушки усиливает эффект координации (чем более распространена коррупция, тем меньше вероятность наказания для каждого отдельного коррупционера, т. е. меньше трансакционные издержки, ассоциированные с неэффективной нормой, тем еще более распространена коррупция).
Рентные отношения являются сложным системным явлением. Следующая формулировка системного определения рентных отношений: рентные отношения – это система отношений, которые:
а) объективно возникают между социально-экономическими агентами по поводу распределения рентных ресурсов, а также по поводу формирования, распределения и использования рентных доходов;
б) проявляются в рентоориентированном поведении социально-экономических агентов;
в) являются важными элементами общей системы экономических отношений.
Можно предложить следующий алгоритм системного анализа рентных отношений (см. рис. 1).