Международные воздушные перевозки.
Воздушный транспорт, имея неоспоримое преимущество перед другими видами транспорта в скорости доставки пассажиров при дальних маршрутах поездок, прочно занял лидирующее положение в международных пассажирских сообщениях.
Только в течение 80х годов перевозная способность воздушного транспорта на международных линиях удвоилась за счет ввода в эксплуатацию большого числа широкофюзеляжных реактивных самолетов с высоким уровнем комфортности для пассажиров, с одной стороны, и с улучшенными показателями энергетической эффективности и себестоимости перевозок - с другой.
Международные воздушные перевозки могут осуществляться двумя способами: путем фрахтования всего воздушного судна или заключения договора для (если используют отдельную часть судна) перевозки грузов. Эти перевозки осуществляются на основе авианакладной.
К числу международных соглашений по воздушному транспорту относится конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве в 1929 году и дополненная в последующем протоколами: Гаагским 1955 г., Гватемальским 1971 г. и Монреальским 1975 года. В ней участвуют большинство стран мира. Варшавская конвенция применяется в регулярных воздушных сообщениях. Правовой основой договора о воздушной перевозке в нерегулярных (чартерных) сообщениях являются положения Гвадалахарской конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1961года.
Действие Варшавской конвенции распространяется на воздушные перевозки между участвующими в ней странами, а также на перевозки, когда место отправления и место назначения находятся на территории одного и того же государства-участника, а остановка предусмотрена на территории другого государства, хотя бы и не участвующего в конвенции. В конвенции определены основные требования к перевозочным документам, права отправителя на распоряжение грузом в пути следования, порядок выдачи груза в пункте назначения, ответственность перевозчика перед пассажирами и грузовладельцем.
Согласно Варшавской конвенции, ответственность перевозчика основана на вине, которая презюмируется, то есть, иными словами, ответственность наступает независимо от доказательства вины перевозчика. Предел ответственности перед каждым пассажиром составляет 250 тыс. французских золотых франков (франк содержанием 65,5 мг золота пробы девятьсот тысячных), за каждый килограмм багажа и груза — 250 тыс. франков, в отношении ручной клади — 5 тыс. франков. Эти пределы могут быть повышены авиакомпаниями. При перевозках в США ответственность ограничивается доказанным ущербом, но не должна превышать 75 тыс. долл. США.
Поскольку Варшавская конвенция оставила открытыми вопросы о порядке определения размера возмещения (в пределах установленного его максимума) и о круге лиц, имеющих право на возмещение в случае гибели пассажиров, они решаются в судах каждого государства в соответствии с национальным законодательством и сложившейся в данном государстве практикой. Эти вопросы могут решаться на основании закона суда, закона перевозчика, закона места заключения договора перевозки.
Конвенция для Унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 1999 г.,; Конвенция о международной гражданской авиации от 1944 г.; Соглашение о транзите при международных воздушных сообщениях 1944 г. действуют для Украины.