Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» У.А. Кухаревой

Проявления экстремистского поведения среди молодёжи свидетельствует о слабой социальной адаптации подростков, что влечёт за собой формирование асоциальных установок и противоправных образцов поведения. Таким образом, подростки подвергаются различным социальным рискам.

Поэтому профилактическая работа школы в этом направлении становится актуальной и важной.

Исследование по предлагаемой методике может являться начальным этапом целевой деятельности по организации профилактики проявлений экстремистского поведения среди молодёжи в образовательном учреждении. Для планирования и организации такой профилактической работы необходимо изучить особенности целевой группы(подростков) в этом вопросе.

Критерий, позволяющий это сделать – уровень сформированности толерантности учащихся. Измерение уровня сформированности толерантности поможет определить представления подростков о представителях других социальных и культурных групп и их отношение к ним, а также об эффективности работы воспитательной и социальной службы школы по формированию толерантного сознания учащихся.

Известные в настоящее время методики определения толерантного поведения (толерантности) дают достаточно полную картину, но все они требуют, как правило, индивидуальной работы с каждым респондентом и больших временных затрат для обработки и анализа данных («Индекс толерантности» - Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова; Вопросник для измерения толерантности - В.С.Магун, М.С.Жамкочьян, М.М.Магура; «Диагностика общей коммуникативной толерантности» - В.В.Бойко; «Шкала социальной дистанции» - Э.Богардуси др.). Представленная методика даёт возможность провести подобную диагностику большой группы школьников, за короткий срок, информативную и не требующую больших временных затрат.