Глава 1. Теоретические основы изучения толерантности


1.1. Психолого – педагогические подходы к трактовке понятия толерантность

Изучение любого явления предполагает уяснение его сущности, четкое определение понятия. Для нашего исследования принципиально важным является понятие «толерантность». В связи с этим представляется необходимым: рассмотреть различные подходы к определению толерантности, раскрыть сущность самого понятия.

Свое первое теоретическое выражение понятие «толерантность» получило в произведениях Дж. Локка

«Каждый человек имеет полную и неограниченную свободу мнений и вероисповедания при одном условии, что делает это чистосердечно и по совести перед Богом, сколько дозволяют его знания и убеждения. Однако если к тому, что он называет совестью, примешивается сколько-нибудь честолюбия, гордыни, мстительности, партийных интересов или чего-либо подобного, то соразмерно сему будет и его вина, и в такой мере он ответит в Судный день»[ ЛоккДж. Опыт о веротерпимости // ЛоккДж. Сочинения: В 3 тт. - Т. 3. - М., 1988.]

«Свобода мысли, слова, религиозных убеждений является залогом свободы во всех других сферах» [Гусев В. I. Идея свободы в философии Локка / В. И.Гусев / / Научные записки НаУКМА. Т. 19. Философия и религиоведение. – К.: Наука, 2001 ]

В работе Д. Милля «О свободе» толерантность трактуется не только как фактор существования свободы, но и как основополагающая предпосылка для существования индивидуальности [Милль Дж. О свободе / Джон Милль; пер. с англ. А. Фридмана // Наука и жизнь. – 1993. – № 11.]

 

 

В Новой философской энциклопедии толерантность определяется «как качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равной и достойной личности и выражается в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом другое Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие» [Новая философская энциклопедия: В 4-х т. / Науч. ред. М. С. Ковалева – М. : Мысль, 2001. – Т. 4: Т–Я]

В общественном и научном дискурсе нашла распространение позиция одного из исследователей вопросов толерантности Владислава Лекторского, который в работе «О толерантности, плюрализме и критицизме» [Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В. А. Лекторский // Вопросы философии. – 1997. – № 11] определяет четыре возможных способа понимания толерантности: толерантность как равнодушие, толерантность как невозможность взаимопонимания, толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог. Последнее понимания феномена толерантности в этом измерении фактически отражает процесс нахождения адекватных ответов на вызовы общества, о возможностях свободного межкультурного диалога изменений.

В Декларации принципов толерантности, провозглашенной и подписанной ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г. даётся следующее определение толерантности: « Толерантность это - уважение, принятие и высокая оценка богатого разнообразия наших мировых культур, форм выражения и путей человеческого бытия. Она воспитывается знанием, открытостью, коммуникацией и свободой мысли, совести и верований. Толерантность - это гармония в многообразии. Она является не только моральным долгом, а также политическим и правововым требованием» [Декларация принципов терпимости. [Электронный ресурс]. - http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml]

 

Такое определение помогает раскрыть сущность толерантности в социальном аспекте.

Н. М. Федотова, анализируя проблему толерантности как мировоззренческой и инструментальной ценности, предложила следующее определение. Согласно ему, толерантность - это признание легитимности законных интересов другого, которые не расходятся с моралью, и открытость по отношению к его опыту, готовность к диалогу и к расширению собственного опыта в этом случае.[ Федотова Н. Н. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность // Философские науки. — 2004. — № 4]

В этике «толерантность» отождествляют с понятием «терпимость» - моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей.

Выражается как стремление достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления, преимущественно методом разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я .[http://festival.1september.ru/articles/556756/]
Толерантность - полное или частичное отсутствие иммунологической реакции; потеря или снижение организмом животного или человека способности вырабатывать антитела. Толерантность – это сбой в работе организма, неспособность его противостоять инородным телам, в том числе болезнетворным и разрушающим организм. [Большая медицинская энциклопедия. Т. 25 / Гл. ред. Б. В. Петровский. - 3-е изд. - М., 1985]

В педагогике, толерантность означает, что мы детей не отбираем, не ранжируем, не тестируем, а растим, воспитываем, учим всех.[ http://lib.1september.ru/2004/20/2.htm]

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - терпеливость, выносливость, психическая устойчивость при наличии фрустраторов и стрессоров, сформировавшиеся в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздействию. [Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями/Под ред. Л.Г. Гусляковой, С.Г. Чудовой. 1999.]

Либеральное принятие убеждений и поведения других людей, не совпадающих и даже противоположных тем, которые характерны для данного индивида, или терпимое к ним отношение. [Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г.]

В настоящее время исследователи, в частности С.Г. Ильинская, выделяют четыре основных методологических подхода к толерантности.

1. Аксиологический (греч. аxia – ценность), трактующий терпимость как ценность саму по себе.

2. Идеально-типический подход, в котором толерантность выступает своего рода моральным идеалом для общественного устройства.

3. Онтолого-исторический подход, рассматривающий развитие толерантности в ходе исторического развития групп в истории.

4. Конфликтный, в центре которого борьба между группами, культурами, убеждениями в границах разумного [Толерантность в обществе различий: / Под ред. В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова, А.Ю. Зенковой. - Вып. 15. - Екатеринбург, 2009.]

Аксиологического подхода к толерантности придерживается, например, П. Николсон. По его мнению, «толерантность есть добродетель воздержания от употребления силы для вмешательства во мнение или действие другого, хотя бы они и отклонялись в чем-то важном от мнения или действия субъекта толерантности и хотя последний морально не согласен с ними….Толерантность – благо» [ Матраверс М.Д. Проблема толерантности в англо-американской философии // Толерантность: Материалы Летней школы молодых ученых «Россия - Запад: философские основания социокультурной толерантности. Екатеринбург, сент. 2000 г.: В 2 ч. / Под ред. М.Б. Хомякова. Ч.2. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001]

П. Николсон выделяет шесть условий, необходимых для терпимости:

1. Отклонение (то, что отклоняется от стандарта).

2. Важность (предмет нетривиален).

3. Несогласие (толерантный субъект морально не согласен с отклонением).

4. Сила (субъект толерантности обладает силой подавить объект).

5. Неотторжение (сила не применяется, позволяя существовать отклонению).

6. Благо (утверждение ее ценности самой по себе: толерантность не то, что помогает приобрести блага. Она становится добродетелью, способствуя реализации другой ценности).[ там же]

Идеально-типический подход берет свое начало в философии И. Канта, основываясь на концепции естественных индивидуальных неотчуждаемых прав. Кант уходит от проблемы моральной общности индивидов благодаря тому, что сформулированные им законы морали действуют в универсальном мире. Подобное моральное определение толерантности исключает из ее сферы безразличие, однако здесь мы встречаемся со столкновением различных, порой противоположных моральных норм, для И. Канта - общеобязательных. Проблема подхода к толерантности как к долгу состоит в том, что отказ субъекта толерантности придерживаться моральной нормы приводит его к «аморальности» по отношению к себе.

Р.Г.Апресян рассматривает толерантность как ценность гражданского общества и определяет ее через категорию отношения к другому человеку. По мнению Р.Г. Апресяна, толерантность выражается в способности сознательно подавлять чувство неприятия как реакцию на иное, сознавать стереотипы в себе и разрешать другому право иметь их, а также в уважении самобытности других [Апресян Р.Г. Толерантность: уточнение понятий]

Ценность толерантности, по Дж. Ролсу, напрямую вытекает из принципов справедливости, поскольку последние сводятся, в сущности, к принципам равной свободы равных граждан. [http://kds.eparhia.ru/publishing/sobesednik/fourteen/koncepcii/]

Онтолого-исторический подход. Наиболее выдающиеся достижения в этом направлении принадлежат М. Уолцеру. В своем труде «О терпимости» Уолцер опирается на нелиберальные основания терпимости, раскрывая ее суть на базе культурно-религиозных различий в образе жизни.[там же]

В концепции «непротивления злу насилием» Л.Н. Толстой терпимость отождествляет со смирением. Именно в смирении, смиренности видится ему спасение человека и человечества. «… Смиренность дает человеку благо и силу в борьбе с соблазнами. Слабейшее в мире побеждает сильнейшее; низкий и смиренный побеждает высокого и гордого… Чем выше считается человек, тем он слабее, чем ниже он о себе думает, тем он тверже и сам для себя и перед другими».

"Не противься злому - значит не делай насилия, то есть такого поступка, который всегда противоположен любви"[ Л.Н.Толстой. Полное собрание сочинений. Т.23. ]

Проблематике терпимости посвящены работы Н.К. Рериха. Нетерпимый человек, в понимании Рериха, «не милосерден, … не великодушен и не знает доверия». Терпимость воспитывается через воспитание в себе терпения. Важным путем воспитания терпения, т.е. терпимости в себе, Рерих считает сдерживание в себе раздражительности, изжитие личностных страхов и эгоцентризма, а также культивирование любви [Гуров, В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде.., 2004]

В психологии под толерантностью понимают отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо благоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, повышение порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию[Анна Фрейд. Теория и практика детского психоанализа: ключевые термины 1999]

Таким образом, мы вполне согласны с мнением известных философов, психологов, педагогов гуманистов, которые утверждали, что толерантность является важнейшим условием нахождения компромиссов, преодоления конфликтов.

Всё вышеописанное позволяет нам определиться с понятием.

Итак, вот определение толерантности, на которое мы будем опираться в данном исследовании:

Толерантность – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и т.д. без применения давления. Является формой уважения к другому человеку, признание за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я.[ Бетти, Э. Риердон Толерантность – дорога к миру 2001]

О А Спицына создала структурно – функциональную модель толерантности

Из которой ясно следует, что все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены:

1.Мотивационно- ценностный компонент толерантности – это эмоционально- устойчивое отношение к другим, принятие правомочности существования других точек зрения. Каждый человек имеет систему сложившихся у него оценок, оценка выражается и транслируется посредством слов, мимики, жестов, интонации.

 

2.Когнетивный компонент выражается в том , что учащиеся имеют установку на формирование у себя конкретных качеств, необходимых для жизни в поликультурном обществе, фактические представления о ценностях межличностной толерантности. Показателями данного компонента являются: общий объём знаний, и представлений о межличностной толерантности, проявляющейся в непредвзятом, уважительном отношении к людям, их отличиям, знание способов конструктивного взаимодействия.

 

3.Эмоционально- волевой компонент включает эмоциональную стабильность, проявление выдержки, самообладания, терпения, эмпатии, чувствительности, высоком уровне сопереживания, сочувствия, способность к рефлексии, способность прощать, отсутствие тревожности, высокий уровень общительности(коммуникабельности), готовности к толерантному отношению к высказываниям других (восприятие мнений и оценок других людей как выражение их точки зрения, имеющей право на существование – независимо от степени расхождения с их собственным взглядом)

 

4.Поведенческий компонент толерантности составляет наиболее видимую часть «айсберга толерантности» и традиционно привлекает особое внимание – как при диагностике , так и при формировании. К этому компоненту относится большое число конкретных умений и способностей, среди которых выделим :

- способность к «взаимодействию разномыслящих» и умение договариваться ( согласовывать позиции, достигать компромисс и консенсус );

- толерантное поведение в напряженных и эксквизитных ситуациях ( при различиях в точках зрениях, столкновении мнений или оценках).

А связующими звеньями между компонентами выступают механизмы также выделенные О А Спицыной в работе «Экспериментальное исследование возможности формирования толерантности у младших школьников»: Принятие, присвоение и механизм самоконтроля

 

Говоря о моделях толерантности нельзя не упомянуть уровневую модель личности, разработанную Р.В. Габдреевым, которая последовательно выделяет семь уровней, на каждом из которых толерантность проявляется по своему.

1. Уровень, характеризующий культуру осознанного отражения. Здесь необходимо учесть, что в одних и тех же жизненных ситуациях поведение различных людей бывает неоди­наковым в силу индивидуальных особенностей.

2. Уровень культуры переживания предполагает развитость эмоционально-волевых навыков.

3. Уровень культуры деятельности. Толерантность проявляется в любом виде деятельности: в учебной, трудовой, общественно-полезной, общении.

4. Культура поведения. Этот уровень является внешним отражением внутренних личностных образований человека которые выражаются в определенном типе поведения. Ряд исследователей проблемы толерантности выделяет два основных типа поведения человека, два пути личностного развития: толерантный и интолерантный.

5. Уровень, характеризующий культуру общения. Этот уровень опирается на коммуникативные навыки личности. Он является самым важным, так как отношение к другим людям, установки, суждения человека проявляются именно в общении.

6. Уровень управления «культурой активности» основан на мотивационной сфере. Следовательно, именно этот уровень детерминирует отношение личности к характеру активности в переживаниях, деятельности, общении, поведении.

7. Уровень «социально-политической культуры» высший уровень психологической активности личности, который базируется на мировоззренческих позициях, убеждениях, идеалах личности [Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Внешкольник. – 2002. - №6]

 

Таким образом, толерантность является базовой ценностью открытого общества. [http://sociosphera.com/]

Но при всей «позитивности» понятия нужно сказать, что Бондырева С.К. в работе «Толерантность (введение в проблему)» выделила так называемые разновидности проблемной толерантности:

Ø Толерантность подчинения (иерархии),

Ø Толерантность выгоды,

Ø Толерантность умысла,

Ø Толерантность воспитанности.

Очевидно, что почти любой индивид воспринимает замечания начальства более сдержанно, чем замечания равных себе по положению, или тем более подчиненных. Примером толерантности выгоды является случай, когда учитель в классе терпит шалопая, отец которого – видное лицо в городе и который вознаграждает такое отношение учителя различными благами. Очевидно также, что толерантность подчинения и толерантность выгоды – это проявления толерантности более общего плана – вынужденной толерантности.

Толерантность умысла – индивид до поры до времени терпит неприятное для него поведение того, кого он хочет ввести в заблуждение своей нарочитой терпимостью.

Толерантность воспитанности, близка по природе к толерантности снисходительности – проявление толерантности (в тех или иных ситуациях) становится для индивида одним из способов личностного самоутверждения, и подобный индивид считает «ниже своего достоинства» проявлять интолерантность. Наконец, конструктивная толерантность – это тоже одно из проявлений толерантности выгоды [Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.]

Здесь также должно выделить категории толерантности, такие как готовность, признание, принятие, понимание, уважение. Для определения сущности применяемых категорий обратимся к известным их интерпретациям. [ Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. — М., 2008.]

Готовность — состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь. Готовность к действию — состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий.

Таким образом, личность со сформировавшейся межконфессиональной толерантностью будет характеризовать такое качество как готовность все сделать именно так, чтобы обеспечить выполнение признания, принятия, понимания, уважение религиозного плюрализма.

Признание— оценка по достоинству, положительное отношение со стороны кого-то к чему-нибудь; решение сделать какое-нибудь заключение о ком-то, чем-то. В понимании межконфессиональной толерантности трактовка признания имеет смысл считать действительным, реальным, независимо от субъективного опыта, религиозное многообразие, положительно относиться к иному мировоззрению.

Принятие — согласие с кем-то, чем-то, положительное отношение к чему-то, кому-то. В рамках нашего определения принятие означает выражение согласия и положительное отношение к представителям иного мировоззрения, иных конфессиональных направлений.

Понимание— способность осмыслять, постигать содержание, значение чего-нибудь. Сформированная межконфессиональная толерантность предполагает со стороны ее субъекта понимание наличия у объекта способностей, желания постигать смысл, содержание, значение религий, широкой палитры религиозных течений.

Уважение— почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств. Уважение относительно межконфессиональной толерантности означает почтительное отношение к людям иных религиозных взглядов, признание их достоинств, независимо от субъективной религиозной позиции.

Вот такой «список» критериев/показателей толерантности разработала Спицына Оксана Александровна:

- социальная адаптированность;

- ответственность за свои поступки;

- доброжелательное отношение к миру,

- эмоциональная стабильность, проявление выдержки, самообладания;

- терпение;

- эмпатия, чувствительность, высокий уровень сопереживания, сочувствия;

- способность к рефлексии;

- способность понять другого;

- любознательность;

- снисходительность;

- способность прощать;

- отсутствие тревожности;

-высокий уровень общительности (коммуникабельности);

- владение диалогическим общением, направленным на разрешение спорных вопросов, на предупреждение конфликтов;

- уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия,

- признание существования дру­гой (иной) точки зрения, критичность к своему мне­нию (рефлексивная активность);

- отсутствие стереотипов, предрассудков;

- признание многомерности и многообразия чело­веческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения.