Полномочия
Делегирование
Функция менеджмента - организация
Чтобы планы были реализованы, кто-то очевидно должен фактически выполнить каждую из задач, вытекающих из целей организации.
Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.
Имеется два основных аспекта организационного процесса:
- как организация предпринимательско деятельности;
- как организация управления в предпринимательской деятельности
Организация предпринимательской деятельности включает в себя:
- формирование предпринимательской идеи
- ТЭО создания предприятия и составление его бизнес-плана
- выбор организационно-правовой формы
- регистрация предприятия и др.
Организация управления основывается на ряде принципов: делегирование, ответственность, полномочия.
Делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Сегодня руководитель уже не в состоянии единолично решать все возникающие управленческие проблемы, даже непосредственно входящие в круг его служебных обязанностей, поскольку их слишком много, они разнообразны и специфичны, а его знания, опыт и время ограничены. В связи с этим руководителю приходится расщеплять свои полномочия и распределять их между подчиненными, что дает возможность освободиться от второстепенных дел и приблизить принятие решений к месту их реализации. При этом руководитель сохраняет за собой выработку стратегии, контроль и общее управление.
Сущность управления заключается в умении "добиваться выполнения работы другими".
Цели делегирования:
- разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от текучки и создать наилучшие условия для решения стратегических задач;
- повысить дееспособность нижестоящих звеньев;
- активизировать "человеческий фактор", увеличить вовлеченность и заинтересованность работников.
Процесс делегирования полномочий включает следующие этапы:
- поручение работникам индивидуальных конкретных заданий;
- предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным.
Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.
Полномочия– это совокупность официально предоставленных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и выполнять действия в интересах организации. Пределы полномочий в общем случае сужаются сверху вниз.
Полномочия делегируются должности, а не персонально лицу, которое занимает эту должность в данный момент. Это отражается в старой военной поговорке:"Честь отдается мундиру, а не человеку". Если работник меняет работу, он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой.
Предпосылки делегирования полномочий:
· благоприятный морально-психологический климат в коллективе, взаимное доверие между руководителем и подчиненными;
· обладание последними требуемой квалификацией, знаниями, опытом, желанием принять участие в управлении и добровольно взять на себя ответственность за порученное дело;
· возможность своевременно вознаградить.
· Ни при каких обстоятельствах не делегируется:
· выработка общей политики организации или подразделения;
· принятие решений в условиях нехватки времени, критической ситуации или повышенного риска;
· общее руководство;
· рассмотрение конфиденциальных вопросов, а также связанных с поощрением и наказанием.
Поскольку способность людей реализовывать полномочия не может быть однозначно определена заранее, делегирование связано с риском. Однако он оправдан, так как делегирование полномочий сулит немалые выгоды.
Для организации они связаны с приближением принятия решений к месту их реализации, а, следовательно, с повышением качества, гибкости, оперативности работы.
Руководителей делегирование полномочий освобождает от текущих дел, позволяет более рационально распределить нагрузку среди подчиненных и заняться решением наиболее сложных проблем, выявить кандидатов на продвижение.
Подчиненным делегирование позволяет максимально продуктивно использовать и продемонстрировать свои способности, знания, опыт; проявить инициативу и самостоятельность; создать стартовую площадку для продвижения по службе; повысить квалификацию; получить большее удовлетворение от работы; экономить время в связи с отсутствием ожидания указаний.
Однако, несмотря на это и руководители, и подчиненные часто сопротивляются делегированию полномочий.
Нежелание руководителей делегировать полномочия может быть обусловлено:
· некомпетентностью, боязнью потерять власть, престиж, прослыть бездельниками;
· копированием стиля высшего руководства;
· непониманием важности делегирования;
· загруженностью текущей работой и отсутствием времени для выбора исполнителя, постановки задачи, контроля ее выполнения;
· неспособностью рисковать, недоверием подчиненным, боязнью ответственности за их возможные ошибки;
· нежеланием расставаться с любимым делом;
· боязнью конфликтов с исполнителями по поводу возложения на них дополнительных обязанностей.
Подчинённые уклоняются от принятия полномочий вследствие:
· нежелания самостоятельно работать;
· нехватки знаний, отсутствия веры в себя;
· страха ответственности за ошибки;
· боязни оказаться умнее руководителя, недоверия к нему;
· перегрузки другими обязанностями;
· отсутствия реальной возможности и что-то сделать;
· формального отношения со стороны руководителей.