Лекция № 10. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1. Сущность управленческих решений, классификация.

2. Технология подготовки и принятия управленческих решений, организация реализации управленческих решений

3. Деловые совещания, их организация и технология проводки

1вопрос. Управленческое решение – это заключительный акт управленческого воздействия.

· Цель – идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния системы управления.

· Ситуация – состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели.

· Проблема – противоречие, разрешение которого определяет изменение ситуации в направлении принятой цели.

· Управленческое решение – разрешение противоречия; переход процесса управления из сферы управления в сферу производства, в сферу управляемых процессов.

 

Классификация управленческих решений

Классификационные признаки Виды решений
По сфере охвата или масштабу возможных следствий   § общие (глобальные), что прямо или опосредованно касаются всей организации; § частичные (локальные), что затрагивают только отдельных структурных подразделов.
По уровню принятия решения различают:   § решение руководителей высшего уровня управленческой иерархии, среднего и низшего уровней.
По степени определенности информации, характеризующей ситуацию, в которой принимается решения § решение в условиях определенности, § достоверной определенности § неопределенности.  
По характеру решаемых проблем   § программированные решения, § непрограммированные решения § компромиссы
По способу принятия   § единоличные, которые разрабатывают и принимают отдельные управленцы § коллегиальные, которые разрабатывает или предлагает группа специалистов, а утверждает ответственный менеджер или группа руководителей.
По способу обоснования (чувство, опыт, знание)   § Интуитивные решения, основанные на ощущении правильности выбора, которое базируется на приобретенном опыте, § Решения основаны на субъективных суждениях, § Решения основаны на рациональном решении проблемы.
За продолжительностью действия § перспективные, следствия которых сказываются со временем, в будущем; § текущие и оперативные, которые способны оказать непосредственное влияние на текущую ситуацию.

Факторы влияния при принятии решения:

- квалификация принимающего решения;

- методы принятия решения;

- организация принятия решения;

- достоверность и полнота информации;

- ограничение времени при принятии решения.

Факторы влияния при реализации решения:

- квалификация ответственного за реализацию решения;

- методы и механизмы, которые применяются при реализации решения;

- подготовка исполнителей решения;

- авторитет руководителей;

- ограничение времени для реализации решения.

2вопрос. Правила, которые предопределяют эффективность управленческих решений:

1. Избегать ненужных решений. Решения, которые не влияют на деятельность предприятия являются лишними

2. Нельзя допускать совпадение решений, то есть не нужно принимать несколько решений для решения одной проблемы

3. Решение нельзя переносить. Передоверие выполнения решения одним человеком другому недопустимо.

4. Решение должно отвечать уровню организации и сотрудничества

5. Для рутинных решений необходимо создавать правила их принятия

6. Необходимо привлекать работников ко всем этапам разработки и принятия решений

7. Эффективность решений возрастает при привлечении к процессу их разработки лиц, которых они непосредственно касаются