С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА
Для специальных дошкольных учреждений
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Утверждено
Министерством образования
Республики Беларусь
Минск
Национальный институт образования
Авторы-составители:
Ю. Н. Кислякова, Л. Н. Мороз
Учебное издание
ПРОГРАММА
для специальных дошкольных учреждений
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Нач. редакционно-издательского отдела Г": И. Бондаренко
Редактор Л. В. Демид
Художественный редактор И. А. Усенко
Компьютерная верстка О. М. Кулъбицкой
Корректор Т. Ф. Шайко
Подписано в печать 28.05.2007. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Школьная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 16,3.
Уч.-изд. л. 14,88. Тираж 2250 экз. Заказ № 1009
Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования»
Министерства образования Республики Беларусь.
ЛИ N» 02330/0133300 от 30.04.2004. 220004, Минск, Короля, 16.
Отпечатано в типографии РУП «Промпечать».
ЛП № 02330/0148775 от 30.04.2004. 220049, Минск, Черняховского, 3.
Министерство образования Республики Беларусь, 2007
Оформление. НМУ «Национальный институт образования», 2007
Пояснительная записка
Программа определяет содержание работы, условия и формы коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи.
Тяжелые нарушения речи характеризуются своеобразием структуры нарушения и особенностями клинической симптоматики. Основной контингент дошкольных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи составляют дети с общим недоразвитием речи, т.е. имеют место сложные речевые расстройства, при которых отмечается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. Общее недоразвитие речи рассматривается в двух аспектах: как собирательный термин для обозначения общих признаков недоразвития всех компонентов речевой системы, наблюдаемых при дизартрии, ринолалии, алалии, детской афазии, и как самостоятельная форма расстройства речи (неосложненный вариант ОНР).
Основной целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания является преодоление речевого нарушения и вторичных проявлений, вызванных недоразвитием речи, социальная адаптация и интеграция детей в общество. Особое внимание уделяется развитию речи как средства общения, коррекции общего и речевого поведения, нормализации регуляторной деятельности детей.
В основу отбора программного содержания заложены следующие принципы:
- этиопатогенетический(предполагает установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов нарушения, определение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре нарушения);
- онтогенетический принцип (ориентирует на учет закономерностей формирования форм, функций речи и различных видов деятельности ребенка в онтогенезе);
- принцип комплексности (отражает медико-психолого-педагогический характер при изучении и устранении речевых расстройств, предусматривает учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений на развитие ребенка);
- принцип целостности и системности (отражает тот факт, что ни один психический процесс, ни одно психическое образование не развиваются самостоятельно, изолированно друг от друга, а развиваются в тесной связи друг с другом; речь рассматривается как сложная функциональная система, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии);
- принцип доступности, последовательности и систематичности (заключается в доступном и постепенном усложнении речевых упражнений в процессе формирования у ребенка навыков правильной речи и поведения);
- принцип индивидуализации (ориентирует на организацию учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями детей)и дифференциации обучения (выделения типологических особенностей детей и объединения их на этом основании в группы по уровню развития);
- принцип развития психики в деятельности (ориентирует на то, что коррекционно-развивающая работа организуется в рамках ведущей деятельности, присущей определенному возрастному периоду);
- принцип обходного пути (ориентирует на то, что в процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций осуществляется формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена);
- принцип формирования речевых навыков в условиях естественной речевой среды;
- принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком (указывает на признание самоценности личности ребенка, необходимости активного его участия в познавательной и чувственно-практической деятельности).
Программа имеет концентрическое построение, т.е. содержание материала из года в год закрепляется, постепенно углубляется и усложняется с учетом изменившихся речевых возможностей и динамики развития каждого ребенка.
Реализация программного содержания осуществляется в условиях преемственности работы учителя-дефектолога(учителя-логопеда) и воспитателей,которые совместно решают ряд основных задач:
- охрана и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;
- обеспечение всестороннего психического развития и своевременной коррекции имеющихся нарушений с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей;
- воспитание положительных качеств личности ребенка, нравственных ориентиров в деятельности и поведении, предупреждение формирования негативных личностных качеств;
- подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к обучению на следующей ступени образования.
В группе для детей с тяжелыми нарушениями речи создается эмоционально благоприятная обстановка, способствующая раскрепощению детей, укреплению их веры в собственные возможности, возникновению потребности в общении со взрослыми и сверстниками. Вся работа с детьми носит коррекционный характер и предусматривает необходимость воздействия не только на нарушенную сторону речи, но одновременно и в целом на все стороны речи и виды психической деятельности (познавательную и эмоционально-волевую).
Формирование правильной речи детей как полноценного средства общения - задача, которую решают учитель-дефектолог (учитель-логопед) и воспитатели. Учитель-дефектолог (учитель-логопед) определяет общие и частные задачи развития речи детей, намечает объем и содержание коррекционно-развивающей работы, которая осуществляется по двум направлениям: устранение собственно речевого нарушения; преодоление и предупреждение вторичных проявлений.
Учитель-дефектолог (учитель-логопед) проводит следующие виды занятий: занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи, занятия по формированию произносительной стороны речи, занятия по обучению грамоте (в старшей группе). В зависимости от периода обучения количество занятий меняется.
В процессе занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи осуществляется развитие понимания речи; уточнение и обогащение словарного запаса; формирование практических навыков словоизменения и словообразования; построения различных типов предложений; обучение самостоятельному высказыванию (пересказу, составлению рассказов по демонстрируемому действию, по сюжетной картине и др.)
В процессе занятий по формированию произносительной стороны речи осуществляется развитие фонематического слуха, формирование правильного произношения звуков; закрепление произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; подготовка к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.
В процессе занятий по обучению грамоте решаются задачи совершенствования фонематического восприятия, уточнения и закрепления правильного произношения звуков; развития навыков звукового анализа и синтеза.
Для каждого занятия планируются разноуровневые задания и упражнения, направленные на развитие фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматических средств языка и связной речи. Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога (учителя-логопеда) представлено в программных разделах:«Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи», «Формирование произносительной стороны речи», «Обучение грамоте» (4 год обучения).
Воспитательрешает следующие коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция особенностей развития сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, обусловленных речевым нарушением;
- актуализация и закрепление речевых навыков, социально-бытового опыта на занятиях и в свободной деятельности.
Воспитатель осуществляет работу по созданию сенсорной базы, необходимой для формирования понятий у детей. В процессе экскурсий, прогулок, наблюдений, игр воспитатель вырабатывает у детей умение наблюдать, сравнивать объекты и явления окружающей жизни, обобщать полученную информацию. Работа воспитателя по развитию речи может предшествовать занятиям учителя-дефектолога, обеспечивая необходимую познавательную или мотивационную базу для формирования речевых умений, либо может проводиться после логопедических занятий с целью закрепления полученных знаний.
Режим дня и сетка занятий учителя-дефектолога (учитель-логопеда) и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых, индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционно-развивающих задач.
При планировании занятий учитель-дефектолог (учитель-логопед) и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Новые слова закрепляются на других занятиях (математике, рисовании, лепке, музыкальном и физкультурном занятии и др.), в играх (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и др.). Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-дефектолог (учитель-логопед) и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, умению составлять предложения. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется на основе активного познания детьми окружающего мира, практического освоения ими предметной среды и сферы социальных отношений. Детей учат применять отработанные на занятиях речевые умения в разнообразных социально-бытовых ситуациях, творчески использовать их в различных видах деятельности.
Воспитатель группы для детей с тяжелыми нарушениями речи проводит следующие занятия: физическая культура, ознакомление с окружающим, художественная литература, изобразительная деятельность, конструирование, формирование элементарных математических представлений (1 - 4 год обучения). На 1 году обучения программой предусматриваются занятия по сенсорному воспитанию, игре. Программное содержание представлено в соответствующих разделах:"Физическое воспитание", Сенсорное воспитание" (1 год обучения), "Ознакомление с окружающим", "Художественная литература", "Игра", "Конструирование", "Изобразительная деятельность", «Подготовка руки к письму» (3-4 год обучения), "Формирование элементарных математических представлений".
В реализации программных требований разделов "Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания", "Трудовое воспитание", "Формирование навыков социального взаимодействия" сделан акцент на формирование соответствующих навыков в игровой и продуктивной деятельности, в процессе режимных моментов, воспитательских мероприятий и т.д.
Так как коррекционно-развивающая работа в дошкольном учреждении осуществляется в условиях преемственности учителя-дефектолога (учителя-логопеда), воспитателей и музыкального руководителя, программой предусмотрен раздел «Музыкальное воспитание», в котором представлено примерное содержание работы музыкального работника с детьми, имеющими речевые нарушения.
Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Программный материал расчитан на четырехлетний срок обучения и охватывает различные направления педагогической работы, которые обеспечивают всестороннее развитие детей. Распределение материала соотносится с годом обучения и уровнем развития ребенка: 1 год обучения – дети в возрасте 2-3 лет; 2 год обучения – дети в возрасте 3-4 лет; 3 год обучения – дети в возрасте 4-5 лет; 4 год обучения – дети в возрасте 5-6 лет. Дети 6-ти лет остаются в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по медицинским показаниям (при предъявлении заключения ВКК) либо по заключению центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации о необходимости продления срока пребывания в группе и обучаются по программе 4-го года обучения.
Программой предусмотрено проведение осенних, зимних и весенних каникул, в период которых учитель-дефектолог (учитель-логопед) проводит с детьми только индивидуальные занятия.
В конце программы приводится список рекомендуемой литературы. Планирование учителем-дефектологом (учителем-логопедом) работы с родителями представлено в приложении.