Экологическая стандартизация

Под экологической стандартизацией понимается деятельность по установлению экологических правил и требований в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг по их экологическим характеристикам.

 

С 1 января 1977 года был введен в действие ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения», который является основным документом для природоохранной стандартизации.

В соответствии с ФЗ от 27 декабря 2002 года «О техническом регулировании» Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии является специально уполномоченным органом государства в области стандартизации. На него возлагается обеспечение единство измерений в Российской Федерации, которое осуществляется в соответствии с ФЗ от 26.06.2008 «Об обеспечении единства измерений».

С 1 июля 2001 года введен ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 «Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы». Настоящий стандарт устанавливает основные положения по построению, изложению, оформлению и заполнению типовых форм экологического паспорта природопользователя и рекомендуется для разработки и ведения юридическими лицами, независимо от форм собственности, осуществляющими хозяйственную или иные виды деятельности и оказывающими воздействие на окружающую среду на территории Российской Федерации.

С 1 июля 2003 года до вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в п. 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании», в частности в сфере защиты жизни или здоровья граждан, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных или растений.

Ранее предполагалось, что технические регламенты должны быть приняты в течение 7 лет со дня вступления в силу указанного закона, то есть до 1 июля 2010 года.

Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

 

Стандарты закрепляют преимущественно технические правила, однако при этом обладают всеми чертами правовых актов и входят в систему права. Их специфика относительно законодательных актов и актов подзаконного характера обусловлено тем, что:

А) государственные и иные стандарты выполняют служебную роль по отношению к законодательству, они не регулируют экологические отношения, а устанавливают определенные качества, критерии, которым должен соответствовать тот или иной объект, находящийся в сфере экологических правоотношений;

Б) стандартизации подлежат объекты, поддающиеся типизации, на оригинальные природные объекты стандарты не устанавливаются;

В) стандартизации подвергаются, как правило, не целостные природные объекты, а элементы, функции объектов, их взаимосвязи и т.п.