Понятие и роль экологически значимой информации

 

Обладание экологической информацией имеет первостепенное значение для последовательного и эффективного решения задач обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды всеми субъектами, участвующими в этом процессе. Прежде всего такая информация необходима при подготовке и принятии хозяйственных, управленческих и иных решений, реализация которых связана с отрицательным воздействием на состояние окружающей среды

Экологическая информация необходима гражданам для защиты своих экологических прав для вмешательства в природоохранительную деятельность государства, предпринимательских структур, когда те не выполняют возложенных на них законодательством задач.

В России и в мире сформирован достаточно развитый банк экологически значимой информации о количественных и качественных характеристиках природных объектов, о воздействиях загрязненной окружающей среды на здоровье человека и др. Указывая на очевидную тенденцию расширения знаний человека в данной сфере, необходимо одновременно подчеркнуть факт острого дефицита соответствующей информации. Такая ситуация характерна не только для России, но и для других государств, в том числе экономически высокоразвитых, мирового сообщества в целом.

Так, в мире существует около 100 000 коммерческих химических веществ, хотя на долю 1500 из них приходится 95% мирового производства. При этом, однако, отсутствуют крайне важные данные, необходимые для оценки опасности большого числа этих производимых в значительных объемах химических веществ для здоровья человека и окружающей среды. По данным ЮНЕП на 1992 г., из 3350 видов пестицидов, используемых в мире, данные о токсичности имелись лишь в отношении 10%. Из 8627 пищевых добавок данные о токсичности отсутствовали относительно 80%, а из 1815 лекарств данные о токсичности отсутствуют примерно для 42% (Программа действий. Повестка дня на XXI в. и другие документы Конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Женева, 1993.С.19.)

 

Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

В законодательстве России отсутствует определение экологической информации. Обратимся к европейскому законодательству. В соответствии с Директивой Европейского сообщества (сейчас – Европейского союза) 90/313 о свободном доступе к экологической информации она определяется, с одной стороны, как состояние «воды, воздуха, земли, фауны, флоры, сельскохозяйственных земель и заповедников» и, с другой – как деятельность, которая либо оказывает или может оказать отрицательное воздействие на окружающую среду, либо защищает ее.

Более широко содержание информации о состоянии окружающей среды регламентируется Модельным законом об охране окружающей среды, подготовленным под эгидой Совета Европы и принятым им в 1994 г. В соответствии со ст. 21 она включает информацию, существующую в письменной, визуальной, устной форме или базе данных о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных участков; о деятельности (связанной с такими вредными воздействиями, как шум) или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды.

 

В целом это – огромный массив разнообразной информации. С точки зрения потребностей гражданина, юридических лиц и государственных органов, в контексте принятия экологически значимых решений и защиты законных прав и интересов разных субъектов такая информация может содержать данные:

- о состоянии земли, почвы, недр, воды, атмосферного воздуха, фауны, флоры, природных комплексов;

- об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей;

- о химических, физических и биологических воздействиях на состояние окружающей среды и их источниках;

- о деятельности, отрицательно влияющей или могущей повлиять на природные объекты;

- о мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и иных мерах;

- о деятельности государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, если необходимость осуществления такой деятельности установлена законодательством России.

 

Пользователями экологически значимой информации является наиболее полный круг субъектов права окружающей среды. В него входят граждане, общественные формирования, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, предприятия и организации, государственные структуры. Экологически значимой информацией пользуются представительные, исполнительные, судебные органы на всех уровнях государственной власти.