Понятие экологического нормирования. Система экологических нормативов

Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды

 

Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида:

органы общей компетенции,

специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере и

иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.

 

К органам общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

- Президент России;

- Правительство России;

- правительства (администрация) субъектов РФ.

 

В настоящее время специально уполномоченными государственными органами в данной сфере являются:

 

I. Министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:

 

- Министерство природных ресурсов и экологии РФ и подведомственные ему:

- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

- Федеральное агентство водных ресурсов;

- Федеральное агентство по недропользованию;

 

- Министерство сельского хозяйства РФ и подведомственная ему

- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

- Федеральное агентство геодезии и картографии уже нет!;

 

- Министерство экономического развития РФ и подведомственные ему

- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

- Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;

 

II. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации напрямую:

- Федеральное агентство по рыболовству;

- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- Федеральное агентство лесного хозяйства;

 

 

III. Федеральная служба безопасности Российской Федерации - руководство ее деятельностью осуществляет Президент Российской Федерации.

 


Тема №5. Правовые основы нормирования и стандартизации в области охраны ок­ружающей природной среды

1. Понятие экологического нормирования. Система экологических нормативов

2. Понятие и роль экологически значимой информации

3. Экологическая стандартизация

 

 

Гл. 5 ФЗ «Об охране окружающей среды»

Объективно в процессе общественного развития человек не может не воздействовать на состояние окружающей среды. Так, он не может не извлекать минеральные ресурсы, не может не забирать воду, и пока по экономическим и техническим соображениям не может не выбрасывать в природную среду загрязняющие вещества. Проблема заключается в том, чтобы при этом были установлены научно обоснованные пределы таких воздействий, исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы. Эта цель достигается с помощью экологического нормирования, что и определяет место экологических нормативов в механизме экологического права.

 

Под экологическим нормированием понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.

 

- нормативы качества окружающей среды;

- нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;

- нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.

Будучи утвержденными специально уполномоченными государственными органами в области природопользования и охраны окружающей среды в пределах их компетенции, экологические нормативы являются обязательными для исполнения. Соблюдение этих нормативов служит критерием оценки правомерности поведения субъектов экологических правоотношений в области оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, лицензирования, сертификация, контроля и др.

 

По действующему экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почву, и нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на окружающую среду.

 

Нормативы качества окружающей среды выполняют ряд функций. Прежде всего, они устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду. К примеру, предельно допустимая концентрация двуокиси азота (NO2) (максимальная разовая и среднесуточная) в атмосферном воздухе не должна превышать 0,085 мг/куб. м; свинца и его соединений - 0,0007 мг/куб. м; сернистого ангидрида - 0,5 (максимальная разовая) и 0,05 (среднесуточная) мг/куб. м; соляной кислоты - 0,2 мг/куб. м.

Такие нормативы служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам. Это означает, что если в атмосферном воздухе, воде или почве содержание, например, химического вещества не превышает соответствующий норматив предельно допустимой его концентрации, то состояние воздуха, воды или почвы является благоприятным, то есть не представляющим опасности для здоровья человека и для других живых организмов.