Геополитические вызовы и угрозы Африки

Африка как маргинальный элемент геополитического пространства

Современная фаза геополитического развития африканских госу­дарств характеризуется нарастанием глобальных вызовов и угроз, которые континент не в состоянии решить самостоятельно. Обще­признанным является тот факт, что Африка вошла в XXI в. в качест­ве маргинальной и наиболее дискриминированной части мирового сообщества.

В настоящее время в Африке представлена прак­тически вся палитра экономических, политических и социальных угроз, с которыми сталкивается человечество: голод, острые социально-демографические проблемы, неуправляемые потоки беженцев, межгосударственные и гражданские войны, межэт­нические столкновения, производство и вывоз наркотиков, эпидемии смертоносных болезней, включая СПИД (самый высокий уровень в мире).

В геополитическом смысле Африканский континент — это раз­нородная мозаика племен и народов, их культур и верований, которые не представляют собой единого образования, не составляют единой африканской цивилизации. Это, скорее, протоцивилизация. При­знание же отдельными геополитиками факта реального существо­вания африканской цивилизации в качестве самостоятельной даже условно, с оговорками представляется сомнительным, несмотря ни на какие допущения.

Экономическая и технологическая отсталость Африки, сырьевая экономика как следствие колониального прошлого превратили ее в маргинальный сегмент геополитического пространства.

По данным Детского фонда ООН, на конти­ненте самая высокая детская смертность в мире. Около 50% населения Тропической Африки живет менее чем на 40 центов в день. Из 20 самых бедных стран мира 18 находятся сегодня в Африке и с каждым годом становят­ся все беднее. На грани национальной катастрофы находятся Эфиопия, Ангола, Заир, Мозамбик, Либерия, Судан, Сомали.

Сложилась ситуа­ция, когда Африка самостоятельно не может преодолеть негативные тенденции в своем развитии.

Африка остается поставщиком преимущественно сырьевых товаров на мировой рынок. Импорт товаров в страны Африки по объему превышает экспорт.

В географическом отношении внеш­няя торговля стран Африки ориентирована на промышленно разви­тые страны ЕС, что связано с относительной географической бли­зостью и сложившимися за годы колониализма разносторонними экономическими связями. В товарной структуре экспорта исключительно высока доля нефти и газа, а также продовольствия и сырья растительного про­исхождения и руд металлов. В импорте преобладают готовые изделия (до 70%): средства транспорта, машины и оборудова­ние, а также продовольствие.

Конфессиональная разобщенность Африканского континента

Отсталость дополняется конфессиональным и цивилизационным расколом Африканского континента. Народы Северной и Восточ­ной Африки относятся к исламскому миру, Эфиопия исторически сама по себе составляла особую цивилизацию, а в Южную Африку переселенцы из Европы (преимущественно из Голландии, Франции, Англии) принесли европейскую культуру, распространив христи­анство. В Африке христианство существенно трансформировалось.

Христианство проникло в Северную и Восточную Африку еще в начале I тыс. В Эфиопии и Эритрее сформировалась и существует поныне од­на из его ветвей — Эфиопская православная церковь. Европейские ко­лонизаторы, начиная с XV—XVI вв., также стремились распространить христианство, преимущественно католичество, в своих владениях.

В конце XIX в. в странах Африки, за исключением, находящихся в северной ее части, возникли удивительные сплавы христианства и местных верова­ний, которые теперь именуют афрохристианством. Это 7 тыс. разнооб­разных сект. Единственное, что их объединяет, — стремление создать «черное» христианство, противопоставив его «белому». Практически все они провозглашают африканцев народами, избранными Богом; библей­ских пророков и даже Иисуса Христа наделяют негроидной внешно­стью, тогда как дьявол изображается белокожим. Всего в Африке афрохристианства придерживаются более 30 млн. чел.

Постепенно в Африке сформировались два больших геополити­ческих пространства, разделенных конфессиональными различиями: Северо-Восточная Африка, тяготеющая к мусульманскому миру, и второй — Тропическая Африка южнее Сахары с возможным центром в ЮАР. Этот цивилизационный и геополитический раскол привел к нарастанию исламского фундамен­тализма, сторонники которого объявили «священную войну» против светских государств региона Алжира, Египта, Судана.

Европейский ориентир Северной Африки

Культура арабских стран Северной Африки, ее особый колорит — это причудливое переплетение древнеегипет­ской, исламской и средиземноморской цивилизаций. Официальным языком в этих странах является литературный арабский, он служит основным средством общения образованной части населения. Бер­беры, беджа, греки, армяне, итальянцы, французы и другие пред­ставители национальных меньшинств говорят и на арабском, и на его многочисленных диалектах, и на своем родном языке.

Господствующая религия — ислам, его исповедуют свыше 90% населения. Остальные — христиане и представители других конфес­сий. Положения Корана определяют жизненный уклад, нравы и обычаи большинства жителей Северной Африки, регулируют нор­мы гражданского права. В 80—90-х гг. XX в. влияние ислама на все сферы жизни усилилось.

Экономика региона основана на добыче полезных ископаемых — нефти, газа и фосфатов, использовании сельскохозяйственных уго­дий, а также на торговле и туризме. Значительная часть добываемых энергоносителей и фосфатов экспортируется во многие страны мира, прежде всего в европейские. Разрабатывают также месторождения железа, угля, олова, молибдена, мрамора и гранита. Хлопок, цитрусовые, финики, а также ран­ние овощи экспортируются в страны Европы.

Огромную роль в экономике государств Северной Африки игра­ет важнейшая мировая водная артерия — Суэцкий канал, прорытый в 1869 г. Канал связал бассейны Атлантического и Индийского океанов, облегчив путь кораблям из Европы в страны Южной и Юго-Восточной Азии. Его длина составит 161 км, средняя глубина — 16,2 м, а ширина колеблется от 120 до 318 м. и нет никаких шлю­зов. Почти 90 лет Суэцким каналом владела Англия, заинтересованная в коротком морском пути к своим индийским колониям, и только в 1956 г. его национализировал Египет. Эксплуатация канала приносит государ­ству значительные доходы — более 1 млрд долл. в год.

Северная Африка по праву считается туристической Меккой мира. Исторические памятники мирового значения и благоприятный климат в течение большей части года, многочисленные морские курорты и высокий уровень сервиса привлекают сюда туристов со всех концов света, что приносит казне североафриканских стран многомиллиардные доходы.

Конфликтогенность региона

Причиной повышенной конфликтогенности в регионе являются сложные межэтнические отношения на континенте. Они обусловлены разнородным составом: в Африке проживает около 50 наций и народностей, около 3 тыс. племен. При этом государст­венные границы до сих пор весьма условны и часто не имеют ничего общего с историческими ареалами проживания населения. Непре­рывные межэтнические войны и столкновения усиливают миграци­онные потоки. Региональные потоки рабочих-мигрантов направляются в основном в Нигерию, ЮАР, Габон и Берег Слоновой Кости.

Наряду с этническими конфликтами, африканская геополитика дополняется социальными и классовыми антагонизмами.

Борьба за ресурсы, власть или территорию неминуемо сопровождается кровавыми столкновениями, при этом традиционное сознание диктует бескомпромиссные, предельно жестокие формы борь­бы, поэтому достижение компромиссов и налаживание сотрудничества в этих условиях становятся крайне проблематичными. Во второй половине XX в. в Африке произошло около 100 военных переворотов, более 50 войн. 18 войн можно отнести к числу граждан­ских, 11 попадают под определение геноцида и массового политического террора. Ряд конфликтов считаются непогашенными и время от времени вспыхивают вновь: в Нигерии и Либерии, в Анголе, Конго (Заире), Сомали, Мозамбике, Руанде, Сьерра-Леоне.

Экономическая отсталость

Многие аналитики видят причину углубления экономического кри­зиса в Африке в изъянах монетаристской модели развития, навязан­ной международными финансовыми институтами. В соответствии с этими рекомендациями считается, что достижение стабилизации возможно только путем последовательной либерализации экономи­ки, сокращения государственного сектора и развития свободных рыночных отношений. В основе монетаристской концепции государственного регулирования лежит утверждение о том, что главное преимущество рыночной экономики — конкуренция, поэтому госу­дарство должно вмешиваться в рыночные отношения только в том случае, если можно констатировать антиконкурентную деятельность экономических акторов на рынке.

Однако критики монетаризма справедливо упрекают неолибера­лизм в недостаточном внимании к социальным проблемам, что при­водит к росту напряженности в обществе и способно спровоцировать социальные взрывы. Сегодня африканские страны уже в полной ме­ре почувствовали разрушительную силу монетаристских эксперимен­тов. Неудивительно поэтому, что многие африканские политические деятели и ученые обвиняют западные страны во главе с США в крахе экономики африканских государств. Например, заирский профессор Ж. Нталажа подчеркивает: «Западные страны действуют исключи­тельно в интересах правящей марионеточной клики, которая больше заботится о личном обогащении, чем об интересах народа».

По оценкам российских экспертов, для обеспечения стабилиза­ции Африканского континента необходимы инвестиции в размере 100 млрд долл. в год. Сегодня такие деньги предоставить африкан­ским странам не готова ни одна международная организация. Это, по существу, означает, что геополитическая нестабильность Африки будет усиливаться. Африка становится центром демодернизации и неоархаизации современного мира. «Потерянное поколение» стагнирующего «Юга» грозит в недалеком будущем обернуться для благо­получной цивилизации «Севера» отрядами «новых варваров».

Некоторые геополитики видят в этом новом противостоянии «Севера» и «Юга» не что иное, как «вертикальное», диахронное столкновение цивилизаций. Иначе говоря, они считают, что совре­менный мир столкнется не с теми культурами, которые существуют на планете в проявленном виде и хорошо известны, а с «некой те­нью, призраком цивилизации, нависающей из будущего».

Такой геополитический прогноз весьма тревожен; труднее всего бороться с теми угрозами, которые четко не идентифицируются.

«Вакуум силы»

Такое необычайное переплетение всех наиболее острых проблем современности во многом связано с тем, что после окончания хо­лодной войны здесь образовался «вакуум силы», поскольку не толь­ко постсоветская Россия, но и США не стали расходовать средства на стабилизацию ситуации на континенте. Предотвратить и урегу­лировать постоянно растущее число военных конфликтов в Африке не удается даже с помощью ООН. «Голубые каски» ООН все чаще оказываются вовлеченными в боевые действия и попадают в залож­ники к вооруженным группировкам. Одна из проблем состоит в том, что в Африке отсутствуют страны-лидеры, имеющие серьезные региональные амбиции и обладающие необходимым влиянием, чтобы оказать давление на участников конфликтов. Пытаются уча­ствовать в мирном урегулировании неправительственные междуна­родные организации — Всемирный совет церквей и Всеафриканский совет церквей. Посреднические усилия иногда предпринимают новые региональные организации, такие, как Комитет восточноафриканских стран в составе Кении, Уганды, Эфиопии, Эритреи. В столице Танзании Дар-эс-Саламе создан Африканский центр по урегулиро­ванию конфликтов. Но конфессиональные и этнические стереотипы и убеждения, социально-этническая и религиозная психология слу­жат неиссякаемыми источниками нестабильности на континенте. Известно, что демократические принципы сосуществования раз­личных конфессий и этнических групп законодательно закреплены во многих конституциях африканских государств, но на практике они игнорируются.

В рамках религиозного и племенного сознания религиозная или этническая элита может обладать «особыми преиму­ществами», иметь «исторические заслуги», что позволяет ей укреплять групповую сплоченность, разжигать фанатизм, находить оправдание любым действиям, включая самые жестокие, по отношению к другим группам общества. Все это позволило американскому геополитику С. Хантингтону констатировать, что в Африке начался Долговремен­ный процесс девестернизации: значимость и влияние западных стран падают, на первый план вновь выдвигается туземная культура. Сего­дня даже ЮАР проводит политику подчинения англо-африканских элементов в своей культуре африканским: «В то время как Латинская Америка все больше становится похожей на Запад, Африка стано­вится на него похожей все меньше».