Стратегия России в Латинской Америкой

К концу XX в. Россия усилила внимание к Латинской Америке. Но смотреть на этот континент приходится не как на единый центр силы, а так же, как и в Африке, как на конгломерат разнородных стран, но с учетом их стремления к интеграции и сложившихся многосторонних организаций. Многосторонние формы взаимодействия должны подкрепляться двусторонними связями. Отношения между Россией и конкретными странами обладают своей спецификой. В основе всех связей, безусловно, должны лежать совпадающие геополитические, геостратегические интересы, включающие в себя всю гамму их составляющих. Определяющим в их отношениях является тот факт, что Россия и большинство стран Латинской Америки находятся в сходной фазе развития и решают похожие задачи - общественной модернизации, перекройки мирохозяйственных связей. По своему экономическому весу РФ и такие региональные державы, как Бразилия, Аргентина, Мексика, оказались почти в равном положении — к их голосам страны “семерки” прислушиваются, но в расчет почти не принимают. Поэтому государства континента стоят перед опасностью маргинализации в формирующемся мире мегаблоков. Россия и юг американского континента в геостратегическом плане оказываются вне трех полюсов экономического, политического и т.п. развития: североамериканского, западноевропейского и тихоокеанского (наиболее динамичного полюса).

Другой фактор, который объективно сближает интересы РФ и государств Латинской Америки, — незаинтересованность в однополюсном миропорядке, потребность в механизмах сдерживания гегемонистских устремлений в геополитике США. Лидеры стран континента накопили в этом отношении некоторый опыт и все чаще приходят к выводу о необходимости создания общего латиноамериканского фронта борьбы против северного соседа.

Со странами Латинской Америки Россию сближает и сходная ситуация стран-должников, усиливающаяся конкуренция на рынках товаров и услуг, близость подходов к проблемам международной безопасности, укрепления режима нераспространения ядерного оружия, урегулирования региональных и межгосударственных конфликтов и др.

Одной из форм диалога России со странами Латинской Америки стали контакты с Организацией американских государств (ОАГ). Эта организация постоянно усиливает свое влияние в процессах политической и экономической интеграции в Западном полушарии. Поэтому статус постоянного наблюдателя в ней, который РФ приобрела в 1992 г., расширяет возможности российского сотрудничества с регионом на многосторонней основе, хотя Вашингтон делает все, чтобы эти возможности ограничить.

Продуктивным может оказаться сотрудничество России с двумя крупными экономическими объединениями — НАФТА и МЕРКОСУР.

НАФТА — Североамериканская ассоциация свободной торговли создана в 1992 г. В нее вошли США, Канада и Мексика. Предполагалось, что к 2005 г. в нее войдут все страны континента от Аляски до Огненной Земли, но слишком “разные весовые категории” оказались у стран — участниц проекта, и создание самого большого общего рынка застопорилось. Можно полагать, что влияние НАФТА на расстановку сил в мировой геополитике (прежде всего через экономику) будет возрастать.

МЕРКОСУР создана в 1991 г. Первоначально в нее вошли Бразилия, Аргентина, Парагвай и Уругвай. Присоединение к группе в 1996 г. еще одной страны — Чили - значительно изменило ее геополитический облик: она вышла в тихоокеанский регион, возросли ее политические и экономические возможности, потенциал противостояния мегаблокам. В перспективе МЕРКОСУР и “союз четырех” — Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия — могут объединить усилия для совместного противостояния на севере континента и в тихоокеанском бассейне.

Мексика и Чили как члены Ассоциации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) заняли нейтральную позицию при вступлении России в эту организацию свободной торговли и инвестиций.

Большая возможность сотрудничества РФ открывается в сфере новых тонких технологий. В Латинской Америке есть немало покупателей российских технологий, особенно из сферы ВПК, в частности, вооружений. Военная техника — одна из немногих на сегодняшний день высоко конкурентноспособных статей российского экспорта. Спрос на нее в регионе, особенно в Бразилии, Перу, Колумбии, очень велик. Армии этих стран активно реформируются, технически переоснащаются. Значит, это - начало цепной реакции, стимул для военных реформ в других странах континента.

В российско-кубинских отношениях преобладает прагматическое начало, учитываются геополитические интересы России. Несмотря на сильный нажим со стороны США, угрозу применения экономических санкций, Москва сохранила за собой пользование на условиях аренды стратегическим объектом — радиоэлектронной станцией в Лурдесе, т. е. Россия заявила в данном случае о себе как о сильном геополитическом субъекте, а не объекте влияния. Куба может рассматриваться Россией как надежный торговый партнер с большими возможностями и как мост (ворота) на север и юг западного полушария.

Хорошие перспективы укрепления всесторонних связей имеются у России с Мексикой, особенно в области газовой и горнодобывающей промышленности, энергетики и транспорта, в аэрокосмической сфере.

Укрепляются связи России с Венесуэлой. Начало им положило письмо Президента Венесуэлы Хосе Тадео Монагаса императору России Александру II 22 марта 1856 г., в котором высказывалось пожелание открыть взаимные торговые и дружественные отношения".

С 1996 г. отношения России и Венесуэлы поднялись на к новый уровень. Подтверждение этому — возобновление деятельности нефтяного четырехугольника: Россия — Венесуэла — Куба — Европа. Венесуэла поставляет нефть на Кубу, а Россия — в Европу. Координация поставок нефти и газа особенно важна во время падения цен на энергоносители.

Другим хорошим геополитическим ходом России было провозглашение концепции многополярного мира. На этот призыв сразу же откликнулось руководство Колумбии, которое пригласило РФ вступить в международную группу государств “друзей Колумбии” (в нее уже входят Испания, Венесуэла, Мексика и Коста-Рика).

«Геополитика Африки»

 

1. Геополитическое пространство Африки

Особенности региона

На территории Африки — второго по размерам континента ( 29,2 млн км2)располагаются 53 государства с населением более 800 млн человек крайне неоднородных в своем развитии.

Северная Африка включает восемь стран: Египет, Судан, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Мавританию и Западную Сахару. Население стран Северной Африки в конце XX в. насчитывало около 150 млн человек, в основном это арабы и берберы. Из-за высокой рождаемости количество жителей удваивается каждые 30 лет.

Западная и Центральная Африка включает 23 страны (Нигерия, Камерун, Габон, Мали, Чад, Нигер, Сенегал, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау и т.д.), где проживают свыше 600 народов, говорящих на более чем 1,5 тыс. языках и диалектах.

Восточная Африка — (9 стран) Сомали, Джибути, Эритрея, Эфиопия, Кения, Танзания, Бурунди, Руанда, Уганда, расположенные на Восточно-Афри­канском плоскогорье.

Южная Африка — 9 стран, расположенных в бассейне рек Конго и Зам­бези: Ангола, Замбия, ЮАР, Свазиленд, Лесото, Сейшельские Острова, Маскаренские Острова, Коморские Острова и Мадагаскар.

В Африке несколько тысяч народов, и каждый из них говорит на своем языке или по крайней мере диалекте. Общеприня­той классификации африканских языков нет. Языковые общности, или семьи, образуют трудную для описания мозаику.

В Северной и частично Восточной Африке преобладают языки аф­разийской макросемьи: арабский, берберские, сомали, амхара, тигре, тиграи, беджа, хауса и др. Южнее, в Экваториальной Африке, распро­странены несколько языковых семей. Некоторые ученые объединяют их в большую нигеро-кордофанскую макросемью. Это языки банту и близкие к ним бантоилные, западноатлантическая семья (волоф, темне, серер и т.д.), семьи манде (малинке, сонинке, менде и др.), гур (языки сенуфо, море), кру, ква (на языках этой группы говорят многочисленные народы йоруба, йгбо, ашанти) и некоторые другие. Здесь же, в Экваториальной Африке, а также восточнее (в верховьях Нила) расселены народы, говорящие на языках нило-сахарской семьи, основу которой составляют нилотские языки (народы динка, нуэр, луо и т.д.). Южнее экватора распространены почти исключительно языки банту, в том числе суахили — один из языков межнационального общения в Центральной, Восточной и Южной Африке. В области, ограниченной пустынями Намиб и Калахари, и на юге континента распространены резко отличающиеся от всех прочих языки бушменов и готтентотов, объединяемые в койсанскую семью. Не похож на все африканские и малагасийский язык австронезийской семьи, на котором говорят жители Мадагаскара. Во многих странах Африки также распространены языки индоевропейской семьи, оставшиеся в наследство от колониального владычества европейских держав или привнесенные выходцами из Азии, в том числе из Индии и Пакистана. На основе смешения французского, английского, испанского или португальского языков с африканскими возникли разнообразные креольские языки, а из нидерландского развился африкаанс — один из двух официальных языков в ЮАР. В большинстве африканских стран проживают десятки разноязычных народов. Поэтому официальным языком, который был бы понятен всем, часто является один из европейских — тот, на котором говорили колонизаторы, владевшие тем или иным государством до его освобождения.

Экономика большинства африканских государств основывается на добывающей промышленности и сельском хозяйстве. Континент богат полезными ископаемыми: алмазы (в южной и Западной Аф­рике), золото и уран (в Южной Африке), фосфориты, нефть и газ (в Северной и Западной Африке), руды железа, алюминия (в За­падной Африке), меди, кобальта (в основном в Южной Африке) и т.д. Страны, которым с ископаемыми повезло меньше, вынуждены ориентироваться на сельское хозяйство (особенно на выращивание сахарного тростника, кофе, какао, ванили и других пряностей, хлопчатника), а также на заготовку древесины ценных сортов, ею особенно богаты тропические леса. Во многих государствах Северной и Восточной Африки важным источником дохода является туризм.

Политическая система в большинстве стран современной Аф­рики носит авторитарный характер. Установленные в 38 из 45 го­сударств Тропической Африки авторитарные режимы преимуще­ственно существуют в форме военных и гражданских диктатур. Стремление к автократии объективно обусловлено экономической отсталостью, низким уровнем жизни, отсутствием элементов граж­данского общества, многообразием и разнородностью племенных культур, являющихся причиной межэтнических конфликтов. Способ­ность примирить эти противоречия связывается с авторитарным правлением вождя какого-либо племени, что одновременно порож­дает недовольство представителей племенной элиты других этносов.

Геополитические факторы стабильности Африки

В последние десятилетия африканские страны не раз предпринимали попытки объединить усилия в борьбе с отсталостью и бедностью.

Свидетельством стремления к интеграции стали решения о соз­дании Африканского экономического сообщества (1991), об образо­вании Африканского Союза (2001). Появился в 2001 г. и НЕПАД — «Новое партнерство для развития Африки». Суть этой организации состоит в том, чтобы положить конец отсталости Африки, осущест­вить возрождение континента и избежать маргинализацию через внутреннюю интеграцию. С целью укрепления трансафриканского сотрудничества была подана идея о введении в оборот единой валю­ты «афро». Также в контексте интеграционных процессов на Афри­канском континенте с целью решения глобальных проблем на поли­тическом уровне планируется создание новой трансконтинентальной институции — панафриканского парламента. Пока говорить о ка­ких-то позитивных результатах еще рано, но Афросоюз на сего­дняшний день является перспективным вариантом для разработки стратегии преодоления отсталости Африки при опоре на собственные силы. Создание такой организации показывает, что африканские государства осознают необходимость внедрения в мировое сообщество хотя бы с определенным политическим и экономическим весом.

Организация африканского единства (ОАЕ) была образована 25 мая 1963 г. на конференции в Аддис-Абебе. Членами ОАЕ на сегодняшний день являются 53 африканских государства, однако на самом деле далеко не все принимают участие в ежегодных саммитах. Основной целью организации было сплочение всех стран континента для борьбы с колониализмом. Но, когда все африканские страны обрели независимость, ОАЕ оказалась бессильна перед межплеменными конфликтами, гражданскими войнами и постоянными военными пере­воротами в африканских странах.

Реанимация ОАЕ в форме Африканского Союза (АС) является успешным завершением более ранних попыток африканского един­ства. Многие африканские лидеры показывают стремление к демокра­тии и развитию. Сильное гражданское общество во многих странах, революция в области использования информационных и коммуни­кационных технологий, общеконтинентальные корпорации и не­правительственные организации — все это углубляет межправитель­ственные связи различных государств, расширяет их вне пределов правительственных кабинетов. Появились и страны-лидеры:

ЮАР — самая развитая экономическая система в Африке — теперь демократи­ческий лидер.

Нигерия — самая густонаселенная страна континента — выступает сегодня локомотивом единства этого района мира.

Африканский Союз стремится к интеграции на уровне европей­ской, включая создание континентального парламента, суда, цен­трального банка, общего рынка плюс формирование вооруженных сил по поддержанию мира и полицейских подразделений. Это са­мый амбициозный проект такого рода в мире после Европейского Союза.

Самая большая проблема — это наличие политической воли и стремления к демократии чтобы:

= увеличить сбор налогов для финансирования общеконтинентальных обязательств по дого­ворам и протоколам.

= поддержать госу­дарственные и корпоративные решения по борьбе с коррупцией.

Никакое другое сообщество в развивающемся мире не стреми­лось так к собственному усилению и демократизации путем созда­ния континентального парламента и судов для защиты прав челове­ка, как Африканский Союз. И если он окажется жизнеспособным, то АС будет вторым после европейского сообществом такого рода в мире. Оно значительно ускорит демократическое и экономическое развитие Африки.

Хотя в сравнении с другими регионами мира интеграционный процесс в Африке еще не достиг мирового уровня, однако в последние годы темпы его развития заметно уско­рились, небольшие и разрозненные рынки африканских стран по­степенно объединяются. К настоящему времени в Африке созданы более десяти важных региональных организаций и организаций по экономиче­скому сотрудничеству, включая Африканский Союз, САДК (Сооб­щество развитию Юга Африки), Общий рынок для Восточной и Южной Африки (ОРВЮА).

САДК считается самой перспективной региональной организацией на Африканском континенте, в которую сейчас входят 14 стран — участ­ниц. Его цели в рамках экономической интеграции: создать зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, центральный банк и валютный союз и к 2018 г. осуществить валютную интеграцию.

Геополитические интересы США и России в Африке

Современное мироустройство напоминает дом в виде пирами­ды, где вершину венчают США, а его нижние этажи занимают аф­риканские страны. При этом 33 государства Африки находятся в самом низу пирамидального строения мирового сообщества в нача­ле XXI в. При таком местоположении различных стран в мировом сообществе и, естественно, неодинаковой степени их влияния и политического веса в глобальном масштабе идет процесс формиро­вания нового постялтинско-потсдамского миропорядка и слома Вестфальской системы международных отношений. Африке уготована догоняющая, маловлиятельная роль в мировой политике и экономике.

Процесс глобализации мировой политики обходит стороной многие страны Африки. К глобальным процессам миротворчества долж­ны быть подключены все страны Африки (малые и большие, состо­явшиеся и несостоявшиеся, исповедующие ислам или христианство и иные религиозные вероучения) во избежание их превращения в территории международного терроризма.

Многие события и ситуации в Африке стали объектами миро­вой политики: проблема голода, экономическая отсталость, внутристрановая и межгосударственная конфронтация, бедственное эконо­мическое положение, геодемографические противоречия и пр. В их решении принимают участие универсальные и региональные орга­низации (ООН, НАТО, «восьмерка» и др.), вступающие со страна­ми Африки в многосторонние отношения и усложняющие тем самым многоликий мирополитический ландшафт.

Тезис президента Буша-младшего, озвученный во время пред­выборной кампании 2000 г., что «Африка не представляет интере­са с точки зрения национальных интересов США», после событий 11 сентября 2001 г. был трансформирован в представление о том, что Африка имеет важное стратегическое значение с позиции аме­риканских национальных интересов. Как результат сравнительно низкого развития Африки, наличия там множества социально-экономических и политических проблем взгляд на Африку как про­блему для национальных интересов США только усилился. Именно в таком качестве Африка упоминается в Стратегии национальной безопасности Соединенных Штатов Америки, введенной в дейст­вие президентом в сентябре 2002 г.

Американская администрация использует вопросы, связанные с заботой об африканской безопасности и раз­витием континента для восстановления своей «кредитоспособно­сти» в Африке.

Интерес американ­ской политики в Африке состоит в ее защите от внешнего вмеша­тельства, а также в расширении участия африканских государств в развитии национальной экономики, обороны и безопасности США. И эта реальность подчеркивает стратегическую важность Африки для США.

С точки зрения интересов России в Африке, большую важность представляет то обстоятельство, что активная политика Запада, прежде всего США, создала, причем закономерно и логично, новые возможности для России на континенте. Африканские руководители увидели в России перспективного партнера, своеобразный буфер, смягчающий натиск американской дипломатии. Анализ высказыва­ний российских и американских государственных, политических и общественных деятелей, различных источников и материалов на эту тему позволяет предположить, что наиболее перспективными сфе­рами для российско-американского взаимодействия в Африке в на­стоящее время являются:

• содействие африканским странам в повышении продуктивности сельскохозяйственного производства;

• помощь в борьбе с эпидемиями острозаразных заболеваний, ти­па СПИД, малярии и др.;

• борьба с распространением пустынь;

• помощь странам континента в урегулировании конфликтных си­туаций;

• содействие в развитии телекоммуникаций и средств свя­зи;

• составление подробного географического атласа Африки и т.д.