Россия на пути к устойчивому развитию: состояние природной и техногенной безопасности, способы ее обеспечения

 

Осуществление государственной политики в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС требует определения рациональных пропорций при пении средств на эти цели. Очевидно, что доля выделяемых средств на защиту должна соответствовать не только численности населения на рассматриваемых территориях или их площади, но и степени опасности для жизнедеятельности. Регионы и субъекты РФ в силу их специфического географического положения, плотности населения, природных условий, уровня экономического развития, состояния промышленных объектов и инфраструктуры различаются с точки зрения опасности возникновения ЧС природного и техногенного характера. Различная опасность регионов для жизнедеятельности населения проявляется в различных частотах ЧС, числе пострадавших и погибших, размере материального ущерба и др.

В качестве показателей опасности для жизнедеятельности населения регионов могут быть использованы абсолютные и относительные показатели. К абсолютным показателям опасности относятся:

• количество ЧС природного и техногенного характера в год;

• социальные потери - количество пострадавших и погибших в ЧС в год;

• количество людей с нарушенными условиями жизнедеятельности (отражает снижение качества жизни в результате ЧС);

• материальный ущерб от ЧС в год (отражает возможности регионов по ликвидации последствий ЧС и поддержанию качества жизни населения).

Показателями потенциальной опасности территорий являются:

• число различных видов потенциально опасных объектов;

• площади зон, в которых возможно действие поражающих и вредных факторов ЧС (сейсмоопасных зон с заданным уровнем интенсивности, зон возможного затопления в случае разрушения гидротехнических сооружений или наводнений в период весеннего половодья, зон возможного радиоактивного загрязнения в результате радиационных аварий, зон возможного химического заражения, зон поражения взрывопожароопасных объектов и др.);

• численность населения, проживающего в указанных зонах и др.

Могут использоваться объединенные показатели потенциальной опасности для жизнедеятельности, например, средняя плотность населения в зонах возможного поражения.

Анализ показывает, что значительная часть населения РФ проживают в зонах возможного действия поражающих и вредных факторов ЧС. При площади территории РФ 13580 тыс. кв. км зоны возможного действия поражающих и вредных факторов ЧС составляют 32 % ее территории. При средней плотности населения в 8 чел./км2 средняя плотность населения в зонах возможного действия поражающих факторов ЧС почти в 2 раза выше (14 чел./км2). Наибольшая плотность населения в зонах возможного поражения при ЧС наблюдается в Центральном, Приволжском и Северо-Западном регионах.

Для выделения более опасных территорий для жизнедеятельности населения больше подходят относительные показатели:

• средний индивидуальный риск преждевременной смерти в год в ЧС природного и техногенного характера;

• сокращение средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни (СОППЖ) в результате ЧС;

• доля материального ущерба от ЧС в бюджете соответствующего региона;

• доля потенциально опасной территории, на которой возможно действие поражающих и вредных факторов ЧС, от общей площади рассматриваемой территории;

• доля населения территории, проживающего в зонах возможного действия поражающих и вредных факторов и др.

Выбор конкретного показателя или совокупности показателей зависит от цели оценки. Средний индивидуальный риск преждевременной смерти в год в ЧС природного и техногенного характера для населения территории является наиболее важным показателем риска для жизни и здоровья людей. Еще более общим показателем, учитывающим не только погибших, но и пострадавших в результате ЧС, является СОППЖ.

Оценку социально-экономического риска от ЧС по факторам потенциальной опасности дает математическое ожидание экономического ущерба.

Так, в 2000 г. материальный ущерб от ЧС природного и техногенного характера составил 24,7 млрд. руб. или 167 руб. на человека. Учитывая, что всего произошло 888 ЧС, то средний ущерб от одной ЧС составил 27,8 млн. руб.

Используются также такие показатели, как количество ЧС природного и техногенного характера в расчете на определенную численность населения, например, 100 тыс. чел., количество ЧС в расчете на единицу площади рассматриваемой территории, среднегодовая численность населения, пострадавшего при ЧС, показатель экологической обстановки (балл антропогенной нагрузки на природную среду) и др.

К использованию в качестве показателя опасности числа потенциально опасных объектов следует относится осторожно, так как многое зависит от состояния их безопасности. Эти обстоятельства, а также частота природных ЧС (землетрясения, наводнения и др.) могут быть учтены при использовании вероятностных и экспертных методов.

Определение результирующего показателя потенциальной опасности по ряду источников опасности (техногенных и природных) связано со значительными трудностями, так как эти источники имеют различную частоту проявления (причем для техногенных источников частота зависит от состояния безопасности соответствующих объектов) и последствия. Поэтому для сравнительной оценки регионов по опасности вместо ряда показателей необходим один комплексный показатель опасности. В качестве такого показателя может быть использована линейная комбинация показателей, характеризующих регионы по различным параметрам опасности.

Трудности, связанные с неопределенностью исходных данных, адекватностью расчетных моделей, определением интегральных рисков от многих опасностей могут быть преодолены при использовании методов определения относительных характеристик, в частности, экспертных методов.

Количественную оценку качественного признака, характеризующего опасность территории, можно получить на основе сравнения территорий друг с другом. Получаемые при этом оценки являются относительными, поскольку зависят от того, какие территории сравниваются. Относительные веса по опасноститерриторий при их небольшом числе могут быть установлены экспертом интуитивно - такими, какими они ему представляются. При этом его суждения опираются на профессиональную подготовку и не являются результатом каких либо рассуждений или вычислений. При большом числе территорий определение относительных весов должно опираться на формализованную процедуру.

При выставлении оценок эксперты учитывают: частоту и силу экстремальных природных явлений; площади зон действия их поражающих факторов; - защищенность объектов инфраструктуры; их стойкость к воздействию поражающих факторов (в частности, сейсмостойкость); долю населения, проживающих в зонах действия поражающих факторов; готовность сил и средств к аварийно-спасательным работам и ликвидации последствий стихийных бедствий и другие факторы.

При определении степеней опасности территорий, обусловленной чрезвычайными ситуациями техногенного характера, учитываются: аварийность на промышленных объектах, в жилищно-коммунальной сфере и на транспорте;

Число потенциально опасных объектов, их техническое состояние, потенциал опасности (запасенная энергия или количество опасных веществ); частоты аварийных ситуаций; плотность населения; доля населения, проживающая в зонах действия аварийных факторов и др.

С целью повышения достоверности результатов к оцениванию в ходе проводившейся в 2000 г. научно-практической работы привлекалась группа экспертов, учитывалась их компетентность, а также оценивалась согласованность мнений. На основе экспертного оценивания проведено зонирование территории РФ по природной и техногенной опасности для жизнедеятельности с помощью полученных степеней опасности территорий. Исходили из того, что как безопасность, так и приемлемость уровня риска - понятия относительные. Критериями безопасности (приемлемые уровни) устанавливаются с учетом социальных и экомических факторов. При их достижении и наличии экономических возможностей устанавливаются более жесткие уровни. Так, в высокоразвитых странах (Швеция, Нидерланды) приемлемый уровень риска существенно ниже, чем в других странах. Поэтому зонирование территории страны по степени опасности от ЧС природного и техногенного характера, удовлетворяющее принципу приемлемости риска, возможно по относительным показателям опасности, например, на три категории с равным числом территорий:

I - субъекты федерации, с повышенной опасностью для жизнедеятельности, для которых необходимо принимать меры защиты населения на федеральном уровне;

II - субъекты федерации умеренной опасности для жизнедеятельности, для которых необходимы меры защиты на региональном уровне;

III- относительно безопасные для жизнедеятельности субъекты федерации, для которых меры защиты предпринимаются лишь за счет средств местных бюджетов.

Схема зонирования территории РФ по степени опасности для жизнедеятельности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера приведена на рис. 25 - 27.

Анализ показывает, что чаще всего более опасными оказываются крупные промышленные центры. Это подтверждает вывод о том, что наибольшая опасность для жизнедеятельности населения в настоящее время в России исходит от техногенных источников. Учитывая, что в промышленных центрах проживает и большая часть населения, эти территории требуют выделения боль­шей доли ресурсов на проведение мероприятий по защите населения. Так, всего 4 субъекта Центрального региона согласно разработанной методике требуют 83,5 % всех средств, а на остальные 15 территорий остается всего 16,5 % (рис.28).

Установлено, что наиболее опасными для жизнедеятельности населения регионами РФ по интегральному риску являются Северо-Кавказский, Центральный и Дальневосточный. Повышенная опасность Северо-Кавказского региона объясняется наличием как природной, так и техногенной опасности; Центрального - повышенной техногенной опасностью, Дальневосточного - повышенной природной опасностью. Наиболее опасными для жизнедеятельности субъектами РФ являются Чечня, г. Москва, Приморский край, Хабаровский край, Сахалинская, Камчатская, Московская, Кемеровская, Свердловская и Рос­товская области.

Проведенный анализ данных показывает, что индивидуальные риски смерти лиц из населения в ЧС природного и техногенного характера сильно различаются в пределах страны (коэффициент вариации составляет 0,28). Поэтому одной из целей государственной политики в области природной и техногенной безопасности является ее выравнивание по территории страны за счет целевого финансирования территорий, наиболее опасных для жизнедеятельности.

Этот путь является рациональным и при решении задачи общего повышения уровня безопасности в стране, так как эффективность затрат на защиту зависит от достигнутого уровня безопасности. При этом дальнейшее повышение безопасности требует больших затрат. Поэтому эти затраты более эффективны в менее безопасных регионах страны.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности людей и организаций являетсяважнейшей государственной задачей. Данное положение вытекает из естественного права, из него вытекают основные права человека, важнейшим из которых является право на жизнь и здоровье. Конституция РФ провозглашает, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Фактически действующее право (позитивное право) закрепляет в законах основные права человека (например, право на все то, что необходимо для сохранения и продления жизни) и вытекающие из них права. Право человека на жизнь и здоровье охраняется законом. Поэтому обязанности по реализации данного права возлагаются на государство, которое определяет соответствующие обязанности органам государственного управления, организациям и гражданам, а также их права и ответственность.

Жизнедеятельность человека - это совокупность процессов деятельно-обеспечивающих сохранение жизни и здоровья человека, а также его нормальное физическое и умственное развитие на определенном интервале времени .

Сфера жизнедеятельности, целью которой является реализация права ей на жизнь и здоровье (а организаций - на существование и развитие), называетсяобеспечением безопасности жизнедеятельности.

Проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности обусловлена событиями и действиями, в результате которых нарушается право людей на жизнь и качество жизни. При этом происходит гибель физических лиц, утрачивается их способность выполнять определенные функции, снижается продолжительность жизни.

Статистические данные о реализации права граждан России на жизнь и качествожизни в отдельных сферах жизнедеятельности показывают, что проблема обеспечения безопасности существует. Так, за последние десять лет уровеньобщей смертности в стране увеличился. Средняя продолжительность жизни и России в настоящее время составляет у мужчин 58 лет, а у женщин - 72

Обеспечение безопасности жизнедеятельности осуществляется в рамках общей системы безопасности РФ. Она представляет собой совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, государственных, общественных и иных объединений, организаций и граждан.

Для обеспечения безопасности жизнедеятельности проводятся мероприятия по защите населения. Защита состоит в снижении уровней опасных факторов, действующих на людей, объекты техносферы, окружающую среду, а применительно к потенциально опасным объектам в случае их аварий - на персонал, население и окружающую среду. Состояние безопасности достигается условии снижения воздействий до допустимых уровней. К защите часто относяттакже мероприятия по ослаблению последствий аварий.

Защита классифицируется по многим признакам: цели, месту, опасным факторам, объекту, принципу действия. Классификация видов защиты приведена на рис. 29.

По цели меры защиты делятся на меры снижения риска возникновения ЧС (ослаблению опасных факторов) и меры по смягчению последствий про­изошедших ЧС.

По времени проведения различают превентивные меры защиты и меры по смягчению последствий уже произошедших ЧС - реагированию. Меры защиты на определенной территории во временном плане планируются, исходя из основных этапов развития любой ЧС (рис. 30).

По месту меры защиты делятся на защиту объектов воздействия опасных факторов и защиту потенциальных источников опасности (потенциально опасных объектов) от внешних инициирующих воздействий.

К объектам защиты относятся: человек, общество, государство, природная среда (биосфера), техносфера и т.п. Реально существующие или рассматриваемые в теоретическом плане системы безопасности строятся в зависимости от объектов защиты и совокупности опасностей, представляющих угрозу для них (рис. 31). Эти системы взаимосвязаны как по источникам опасности, так и средствам достижения безопасности. Так, историческим приоритетом обладают системы обеспечения безопасности человека - вначале от природных внешних воздействий с помощью техносферы, а затем и от опасных факторов самой техносферы. Однако обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в техносфере позволяет решить и задачи охраны природной среды, и глобальной безопасности (например, сокращение промышленных выбросов в атмосферу препятствует появлению парникового эффекта, разрушению озонового слоя).

Значительные последствия аварий с потенциально опасными объектами обусловили необходимость оснащения их специальными системами защиты (безопасности). Задачи системы защиты:

• в объектах одноразового применения, не функционирующих в процессе эксплуатации - предотвращение задействования (преждевременного срабатывания) от внешних воздействующих факторов (аварийных и поражающих воздействий, несанкционированных действий);

• в функционирующих объектах - предотвращение развития аварийных ситуаций в аварию либо ограничение последствий аварии.

Основными видами систем защиты по принципу действия являются пассивные и активные.

Пассивная или жесткая защита основана на создании физических барьеров на пути распространения аварийных факторов к критически важным с точки зрения безопасности узлам потенциально опасного объекта, а также на пути выхода из объекта и распространения поражающих факторов. Преодоление этих барьеров требует затраты большого количества энергии.

Активная или функциональная защита включает чувствительные элементы (датчики), следящие за состоянием потенциально опасного объекта и фиксирующие возникновение аварийных ситуаций, а также системы, препятствующие развитию аварийной ситуации в аварию или снижающие ее последствия. Системы функциональной защиты в случае аварии способны взять на себя выполнение отдельных функций потенциально опасного объекта в течение ог-иченного времени, либо предотвратить развитие аварии.

Системы защиты потенциально опасного объекта чаще всего основаны на принципе прерывания (подавления) аварийного процесса или формирующегося опасного фактора, а также отключающие из функциональной схемы объекта аварийные блоки. Это различного рода предохранительные устройства (клапаны, фильтры, плавкие вставки и т.п.), системы пожаротушения, системы аварийной остановки ядерных реакторов и др.

Рассмотрим принципы осуществления превентивных мер защиты. Опыт показывает, что развитие техносферы опережает создание адекватных методов и средств защиты от связанных с новыми технологиями опасностей. Это вполне объяснимо, так как решения на принятие мер защиты обычно принимаются тогда, когда проявляются негативные результаты эксплуатации новых объектов - оцениваются число жертв, материальный ущерб, потери качества биосферы. Сформулированные на такой основе защитные мероприятия оказываются несвоевременными, недостаточными и, как следствие, недостаточно эффективными. В качестве примера можно привести аварию на Чернобольскокой АЭС. Возможность и последствия такой аварии для ученых и разработчиков были неожиданными и даже поставили под угрозу перспективы в целом ядерной энергетики. Особенно сложно спрогнозировать долговременные последствия внедрения новых технологий.

Таким образом, оценка последствий от воздействия негативных факторов по конечному результату - грубейших просчет человечества, приведший к огромным жертвам и кризису биосферы. Для ликвидации отставания в создании средств защиты внедрение новых технологий должно вестись на научной основе. Человечество должно научиться обеспечивать безопасность новых технологий на стадии их разработки на основе прогнозирования возможных негативных воздействий на человека, техносферу и биосферу, их не только ближайших, но и отдаленных последствий (принцип предвидения будущих угроз).

Как показывает анализ структуры природного и техногенного рисков, техносферы в структуре опасностей постоянно возрастает. В основе возникновения техногенных опасностей лежит человеческая деятельность, направленная на формирование и трансформацию потоков вещества, энергии и информации. Изучая и изменяя эти потоки, можно ограничить их уровни допустимыми значениями. Если этого сделать не удается, то опасности для жизнедеятельности возрастают.

Для обеспечения безопасности в условиях возможных негативных воздействий реализуется принцип нормирования - непревышение допустимых пределов воздействий, в частности, индивидуальных доз облучения граждан от источников ионизирующего излучения.

В последние десятилетия в России и во всем мире проявилась негативная тенденция увеличения потерь от ЧС. Одной из причин этого явления является направленность государственной политики обеспечения безопасности населения и объектов хозяйства в основном на ликвидацию последствий ЧС, а не на их профилактику. Необходимость экономии расходов государства потребовала переоценки представлений о сложившемся (как правило, стихийно) соотношении затрат на превентивные меры по снижению рисков ЧС и на смягчение (ликвидацию) их последствий. Доля затрат на превентивные меры защиты, осуществляемые на всех уровнях, должна возрастать. Целесообразность проведения мер защиты должна быть обоснована с учетом экономических (в условиях жестких финансовых ограничений) и социальных факторов.

Изанализа данных о рисках аварий и катастроф на потенциально опасных объектах следует, что различие в уровнях требуемых и приемлемых (в национальных и международных рамках) рисков, с одной стороны, и фактическим уровнем рисков, с другой, достигает двух и более порядков. Вместе с тем известно, что повышение уровня защищенности объектов от аварий и катастроф на один порядок требует больших усилий в научно-технической сфере и существенных затрат, сопоставимых с 10-20 % стоимости проекта.

Критерии принимаемых на основе прогнозирования повторяемости аварий и катастроф с уже эксплуатирующимися объектами техносферы решений на осуществление мер защиты основываются на использовании ряда принципов.

В соответствии с принципом обоснования меры защиты реализуются, если предотвращенный благодаря принятым мерам ущерб превышает затраты на осуществление этих мер.

Принцип оптимизации состоит в поддержании на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов уровней внешних воздействий и числа лиц, подвергающихся воздействию в любых видах деятельности. Практически это выливается в рациональный выбор объема мер защиты: из условия максимума отношения предотвращенного ущерба к затратам на осуществление мер защиты.

В качестве мер защиты могут рассматриваться:

• предупреждение аварийных ситуаций и предупреждение (снижение силы) некоторых опасных природных явлений;

• повышение защищенности и стойкости потенциально опасных объектов;

• оснащение их системами защиты и повышение надежности этих систем;

• введение дополнительных физических барьеров;

• снижение возможного ущерба от катастроф (снижение потенциала опасности на объекте, отселение людей или перемещение потенциально опасных объектов, подготовка персонала и населения к принятию адекватных решений при возникновении ЧС, подготовка сил и средств к ликвидации последствий аварий) и другие.

Частным случаем принципа оптимизации является принцип избирательности: в первую очередь реализуются те меры, которые приводят к наибольшему повышению безопасности при одинаковых затратах.

Принцип достаточности: объем принимаемых мер защиты должен обеспечивать приемлемый уровень безопасности (в РФ пока законодательно не установлен). Исходя из этого условия, проводится нормирование воздействующих на человека негативных факторов. В частности, устанавливаются пределы доз облучения, предельно допустимые концентрации и т.д.

Следует иметь в виду, что целевой функцией при принятии решения ротным человеком (и государством, действующим в его интересах) является уровень жизни, включающий не только безопасность человека, но и качество жизни. Поэтому качество жизни и риск взаимосвязаны. Для повышения качества жизни человек (и общество в целом) часто идет на некоторое увеличение риска. В результате для социально-экономических условий каждой страны стихийноустанавливается рациональное (обеспечивающее максимальный уровень жизни) равновесие между безопасностью и качеством жизни. Поэтому в тех случаях, когда речь идет о технологиях, сулящих значительную выгоду, но рискованных для персонала и населения, для которых риск для отдельных категорий граждан превышает приемлемую величину, действует принцип оправданного риска. В соответствии с этим принципом польза для общества должна превышать возможный ущерб, а за дополнительные факторы риска категориям рискующих сверх приемлемого в среднем для общества уровня должны предусматриваться социально-экономические компенсации.

Рассмотрим способы повышения защищенности населения и территорий от ЧС природного характера.

Потери, связанные со стихийными бедствиями, показывают их быстрый рост, начиная со второй половины XX века. Так, в 1998 г. более 50 тыс. человек потеряли свои жизни в результате природных катастроф, а экономические потери исчисляются в $93 млрд. Сопоставление данных за последние 10 лет показывает, что количество природных катастроф возросло втрое, в то время как экономические потери (с учетом инфляции) возросли в 9 раз. Некоторые страны потеряли в результате природных катастроф» до 5 % валового национального продукта, вследствие этого ограничивается их способность к развитию и инвестиЦИЯМ.

По данным ЮНЕСКО за последнее столетие погибло:

• от наводнений - 9 млн. чел.;

• от землетрясений - 1 млн. чел.;

• от ураганов и тайфунов - 1 млн. чел. За двадцатилетний период второй половины XX века число жертв от ураганов и тайфунов составило 3/4 от указанной выше величины.

Дальнейший рост населения, вовлечение в производство все больших ресурсов и освоение территорий со сложными природными условиями повлечет рост ущерба от стихийных бедствий.

Нарушая своей хозяйственной деятельностью устойчивость окружающей среды, человек тем самым снижает предсказуемость опасных природных явлений, увеличивая частоту, силу и размеры стихийных бедствий. Рост потерь потребовал специальных исследований опасных природных явлений, приводящих к стихийным бедствиям. Поэтому 90-е годы XX века были объявлены ООН Международным десятилетием по уменьшению ущерба от стихийных бедствий.

Для снижения потерь от опасных природных явлений проводится управление природным риском путем проведения мероприятий на разных уровнях:

• государственном (нормативно-правовое регулирование взаимоотношений различных субъектов в области безопасности, принятие решений на освоение новых территорий или отселение, принятие схем районирования территорий по повторяемости и силе опасных природных явлений и соответствующих строительных норм, организация аварийно-спасательных служб и др.);

• региональном (принятие решений на повышение защищенности населения, строительство сооружений инженерной защиты, разработка систем мониторинга опасных природных явлений и оповещения об опасных природных явлениях, разработка и реализация планов мероприятий по смягчению последствий стихийных бедствий и их ликвидации, проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ);

• коллективном (восприятие различными социальными группами природных рисков и реагирование на них путем воздействия на органы законодательной и исполнительной власти);

• индивидуальном (принятие решения на заселение или отселение).

Население осваивает новые, в том числе опасные, районы в стремлении к новым ресурсам и высотам социально-экономического развития; приспосабливается к имеющимся опасностям на данной территории ввиду экономических преимуществ проживания на ней. Приспособление означает деятельность людей по уменьшению негативных последствий от опасных природных явлений. Процесс адаптации к риску включает в себя конкретное восприятие риска той или иной группой населения, использование имеющихся технологий реагирования на проявления риска в данных условиях проживания людей и адаптацию общества к проявлениям риска при различных экономических альтернативах.

При планировании защиты населения на государственном и региональном уровнях важно иметь не только оценки повторяемости ЧС, но и прогнозы повторяемости ЧС на длительную перспективу с учетом ее динамики. В общем случае поток ЧС является нестационарным, что подтверждает возрастание в последние десятилетия числа ЧС в России и во всем мире. Так, за 5 лет (с 1993 по 1997 г.) число природных ЧС в России возросло более чем в 3 раза. В последние годы, однако, в связи со стабилизацией экономики страны наблюдается снижение числа ЧС и потерь от них.

Анализ причин увеличения числа ЧС приведен на рис.32. Наиболее слабыми звеньями в системе противодействия природным ЧС в условиях современной России являются:

• сети и системы наблюдения (мониторинга) и прогнозирования опасных природных явлений (низкая техническая оснащенность, неудовлетворительное техническое состояние, не укомплектованность квалифицированными кадрами);

• системы связи и оповещения;

• мобильные силы немедленного реагирования;

• инженерная защита территорий, включая сейсмостойкое строительство и реконструкцию объектов с целью повышения их стойкости к воздействию негативных факторов опасных природных явлений, вследствие недостаточного финансирования капитального строительства;

• организация первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС из-за недостаточных объемов чрезвычайных резервов и отсутствия мобильных формирований.

Возрастание риска ЧС требует увеличения затрат на проведение мер защиты по всем параметрам, но в разной степени в зависимости от их эффективности и стоимости осуществления.

Меры защиты от опасных природных явлений требуют затрат. Так, повышениесейсмостойкости объектов промышленно-гражданского (городского) строительства приводит к его удорожанию от стоимости строительства в благоприятных условиях на 12 %, защита от наводнений - на 15 %, приспособлен к слабым грунтам и плохим гидрогеологическим условиям - 20 %, сурово климату - 30 %, многолетней мерзлоте грунта - 40 %, оползневой опасности - 45 %.

Часто реализующиеся опасности нейтрализуют защитными мерами.

Стихийные же бедствия создаются опасными природными явлениями, повторяемость которых низка, не выше одного раза в 5-10 лет. Интервал 5-10 лет отвечает активной памяти конкретного человека, потерпевшего ущерб и старающегосяизбежать его впредь. Более длинные интервалы отвечают памяти особо внимательных старожилов и целых населенных пунктов, неудачное, размещение которых исправлялось после особо тяжелых стихийных бедствий. Хотя для объектов техносферы введены обязательные нормы безопасности (способность противостоять природным воздействиям, происходящим в среднем раз в 20-50-100 лет), степень безопасности в целом для ТКНХ больше зависит от народного опыта. Чем старше ТКНХ, тем меньше при прочих равных условиях повторяемость в нем стихийных бедствий и меньше их тяжесть; наименьший уровень риска достигается за 2-3 века.

Одной из актуальных проблем обеспечения устойчивого развития как в долгосрочном, так и краткосрочном плане, является управление природными и on иными рисками. Управление в масштабе отдельной страны проводится на основеконцепций устойчивого развития и приемлемого риска. В рамках технократической концепции природный и техногенный риски измеряются вероятной величиной потерь за определенный промежуток времени. Заблаговременное предвидение риска, выявление влияющих факторов, принятие мер по его снижению путем целенаправленного изменения этих факторов с учетом эффективности принимаемых мер составляет управление риском.

В общем случае управление риском - это разработка и обоснование оптимальныхпрограмм деятельности, призванных эффективно реализовать решения в области обеспечения безопасности. Главный элемент такой деятельности - процесс оптимального распределения ограниченных ресурсов на снижение различных видов риска с целью достижения такого уровня безопасности населения и окружающей среды, какой только возможен с точки зрения экономических и социальных факторов. Этот процесс основан на мониторинге окружающей среды и анализе риска.

Управление природными и техногенными рисками в масштабе страны или на конкретной территории целесообразно осуществлять по схеме (структура системы управления природным и техногенным рисками представлена на рис. 33):

• установление уровня приемлемого риска и механизмов государственного регулирования безопасности, исходя из экономических и социальных факторов;

• мониторинг окружающей среды и анализ риска для жизнедеятельности населения;

• рациональное распределение средств на превентивные меры по снижению риска и меры по смягчению последствий ЧС;

• осуществление превентивных мер по снижению риска ЧС;

• проведение спасательных и восстановительных работ при ЧС.

Анализ риска осуществляется по схеме: идентификация опасностей -

анализ (оценка и прогноз) угрозы - анализ риска ЧС на территории - анализ индивидуального риска для населения - сравнение с приемлемым риском -обоснование и реализация рациональных мер защиты, подготовка сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ, создание необходимых ресурсов для смягчения последствий ЧС.

Меры защиты осуществляются по двум основным направлениям:

• превентивные меры по снижению рисков и смягчению последствий ЧС, осуществляемые заблаговременно;

• меры по смягчению последствий уже произошедших ЧС (экстренное реагирование - аварийно-спасательные работы и мероприятия по ликвидации последствий, возмещению ущерба, включающие механизмы создания резервов материальных и финансовых ресурсов, возмещения ущерба).

Рациональные меры защиты выбираются на основе анализа рисков. При этом вначале анализ проводится с целью определения риска разрушения отдельных объектов инфраструктуры, затем - стихийных бедствий для террито­рии в целом, и, наконец - природных и техногенных рисков для населения исследуемой территории.

Меры по смягчению последствий фактически произошедших ЧС можно разделить на две группы:

• меры по экстренному реагированию, направленные на спасение людей, неусугубление последствий ЧС. Для реализации этой задачи в рамках РСЧС создаются, оснащаются, обучаются и поддерживаются в готовности к немедленным действиям аварийно-спасательные формирования, разрабатываются планы мероприятий по действиям в ЧС;

• меры по ликвидации последствий аварий, восстановительным работам, восполнению потерь, жизнеобеспечению населения пострадавших территорий. Для решения данной задачи создаются запасы материальных средств и финансовых ресурсов, страховые фонды.

Одним их принципов государственной политики в области обеспечения защищенности населения и территорий от природных итехногенных угроз является рационализм. К этому приводит здравый смысл и народный опыт. Однако усложнение хозяйства (составляющих его элементов, хозяйственных связей) и динамика его изменения, значительные ущербы от ЧС не позволяют и далее приближаться к рациональным пропорциям в области обеспечения безопасности втечениедлительного времени методом проб и ошибок. Требуется научный подход, основанный на использовании математических моделей процессов в социально-экономических системах, учитывающих риски от всего комплекса сопровождающих жизнедеятельность человека опасностей, и методов оптимизации.

Проведение рациональной политики в области природной и техногенной безопасности означает установление рациональных пропорций между различными объектами этой политики на различных уровнях: страна, административно-территориальные образования, отрасли экономики, отдельные потенциально опасныеобъекты. Для этого необходимо последовательное решение следующих задач,изложенных ниже по степени общности (рис. 34):

1) определение приемлемого уровня риска для населения страны и оправданности видов деятельности (технологий) с учетом экономических и социальных факторов;

2) определение рационального соотношения затрат на превентивные меры и на реагирование;

3) рациональное распределение затрат на защиту от ЧС между террито-риями (регионами, субъектами федерации, другими административно - территориальными образованиями);

4) оптимизация затрат на защиту рассматриваемой территории по видам опасности;

5) выбор защищаемых объектов;

6) выбор мер защиты.

Согласноприведенной схеме планирование затрат на системы и меры безопасности осуществляется от общего к частному, при этом результат решения предыдущей (более общей) задачи дает исходные данные или ограничения пения последующей (частной).

В 2001г. в ряде регионов проводилась научно-практическая работа «Анализ и обобщение данных об экстремальных природных явлениях, имевших место на территории региона» (шифр "Природа - 01"), целью которой является получение рекомендаций по рациональному планированию мероприятий защиты территорий РФ от природных опасностей на уровне субъектов федерации на основании данных, представляемых региональными центрами по специально разработанной методике.

 
 

Заключение

Человечеству брошен вызов. Вероятно, один из самых серьезных и драматических за всю его многовековую историю и, кажется, впервые человечество способно это осознать. Серьезные глобальные проблемы и их последствия -многочисленные бедствия, катастрофы, чрезвычайные ситуации - говорят о том, что предшествующая траектория развития стала неустойчивой и человечество находится в точке бифуркации. Нельзя не согласиться с вице-президентом США А. Гором, показывающим в своей книге «Земля на чаше весов», что речь идет не о временных трудностях отдельных государств, а о тупике, кризисе всей «рыночно-потребительской цивилизации». И задача всей современной науки — найти выход из этого тупика и предложить найденный выход обществу.

Символами науки уходящего XX века был технический прогресс, расширенное воспроизводство с преобладанием тенденции экстенсивного роста. Ведущей тенденцией — анализ, специализация, рождение новых дисциплин на стыках разных областей знания. Главным результатом — огромный набор методов, идей, технологий, подходов, возможностей для выбора.

Императивы XXI века иные (рис.35). Во главу угла ставятся устойчивость, безопасность, качество. Ведущая тенденция — рождение новых обобщающих подходов, междисциплинарный синтез. Сегодня ученым недостаточно предоставить обществу выбор, надо исследовать последствия этого выбора ивыяснить цену этого выбора до того, как он будет сделан. И тогда у настоящего и будущих поколений появится надежда на выход из тупика.

В центре нашего внимания человек, люди, общество, и цель этого общества — защита жизни и интересов того же человека.

«Эгоизм человека», стоящий на пути многих нравственных достижений, в нашем случае может стать стартовым ключом для запуска механизма его выживания. Объединенный и синтезированный опыт предыдущих поколений и глубоко распространенный с помощью современных коммуникаций в сообществе людей, опирающийся на современную науку, оставляет нам надежду, что катастрофы удастся избежать. Раздвинув время и пространство, человечество увидит путь своего развития, освещенный новыми, сегодня еще не осознанными ценностями будущей культуры, в основе которой — гармония человека, природы, вселенной, и мы, наконец, начнем отдавать Земле то, что так жадно все эти тысячелетия брали.

 

Рекомендуемая литература

1. «Повестка дня на 21 век" - Программа действий, Повестка дня на 21 век документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении, ia паше общее будущее, Женева, 1993 г.

2. Воробьев Ю. Основы формирования и реализации государственной пики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций: Монография. -Н1Д "Деловой экспресс", 2000, - 248 с.

3. Воробьев Ю., Владимиров В., Фалеев М. "Управление риском. Риск, устойчивое развитие, синергетика." - М.: "Наука", 1999 г. с.600.

4. Акимов В., Радаев Н., Новиков В. «Природные и техногенные ЧС: и, угрозы, риски», - М.: Деловой экспресс, 2001 г.

тигельная

5. Абдеев Р. Философия информационной цивилизации. - М: ВЛАДОС,

6.Альгин А. Риск и его роль в общественной жизни. М., "Мысль". 1989 г.

7. Арнольд В. Теория катастроф, М.: Наука, 1990 г.

8. Лейбин В. Модели мира и образ человека. М., 1982 г.

9 Моисеев Н. Человек и ноосфера. Москва. "Молодая гвардия". 1990 г.

10.. Назаретян А. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры, М , 1986 г.

11. Пригожий И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой, 1986 г.

12. Снапелев Ю. Моделирование и управление в сложных системах. Москва. «Советское радио". 1974 г.

13.Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. Москва.

14.Стрельцова Н. Раздумья о будущем. Москва. 1987 г.

15.Чижевский А. Космический пульс жизни, М.: Мысль, 1995 г.

1 б. Шабров О. Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика, М.,

19. Vernandsky V. Scientific thought as a planetary phenomenon. Moscow

17.Шаракшанэ А. Сложные системы. М., "Высшая школа". 1977 г.

18.Урсул А. Переход России к устойчивому развитию. М., "Ноосфера",