США в современной геополитической структуре мира

Геополитический код глобального лидерства США

Несмотря на меняющуюся обстановку в современных условиях США по-прежнему пытаются играть роль хозяина мира и строить мировой порядок под себя. Однако мир неизбежно меняется от однополярного к многополярному. По прогнозам экспертов переход к многополярности в основном завершится к 2015 гг.

Все отчетливее заметно, что США с каж­дым годом тяжелее справляться с функцией глобального лидерства и супердержавы, контроль и бдительность «мирового жандарма» постепенно ослабе­вают, в мире появляется все больше стран, бросающих вызовы Америке.

Многие страны пытаются играть роль «геополитического полюса» в своем регионе или в отдельной части света по подобию США. Такое положение все более усиливает напряжение и борьба за перерас­пределение сфер влияния между полюсами может перерости из глобаль­ного противостояния в фазу «глобальной войны».

В этой связи пророческими кажутся слова президента США Джона Кеннеди, сказанные им после разрешения Карибского кризиса 1962 г. Обра­щаясь к американцам, он сказал: «Если вы думаете, что будущий мир — это Pax Americana, мир по-американски, то вы ошибаетесь. Или будет мир для всех, или его вообще не будет».

После событий 11 сентября 2001 г. геополитическое пространство планеты ради­кально изменилось. США перед всем миром показали свою беспомощность перед террористиче­ской атакой. Это обстоятельство заставило 3. Бжезинского скорректировать свою концепцию глобальной гегемонии США и выстраивать новый геополитический код Америки.

Главный тезис в его новой работе «Выбор: Мировое господство или глобальное лидерство» (2004) — обоснование необходимо­сти американской гегемонии как единственного механизма предот­вращения «геополитического хаоса». Среди новых угроз и вызовов Бжезинский выделяет разрушительные последствия де­мографического взрыва, миграцию, вызванную нищетой, радикальную урбанизацию, этническую и религиозную вражду и распро­странение оружия массового уничтожения.

По его мнению, ни одно государство не сможет сравниться с Америкой в четырех глав­ных компонентах силы — военном, экономическом, техническом и культурном, которые в совокупности и определяют решающее по­литическое влияние в мировом масштабе. Поэтому только США может играть роль единственной сверхдержавы, способной обеспечить стабильность миропорядка, защиту и развитие демократии.

Американская глобальная гегемония, по Бжезинскому, может осуществляться в двух возмож­ных формах:

= в форме господства, основанного на силе,

=лидерства, основанного на согласии.

Коррекция американской стратегии глобальной гегемонии свя­зана с встраиванием в нее новых информационных технологий управ­ления общественным мнением, которые ориентированы на обосно­вание мессианской роли США как спасителя всего человечества.

Для реализации этой геополитической линии США используют технологии ведения информацион­ной войны для манипулирования массовым сознанием, разделяя мир на «друзей» и «врагов». По подсчетам Бжезинского фраза «кто не с нами, тот против нас» была использована Дж. Бушем в публичных выступлениях около 100 раз в течение 15 месяцев после 11 сентября 2001 г.

Бжезинский выявляет новые тенденции в глобальной геополи­тической ситуации, которая сложилась после событий 11 сентября 2001 г.

»растущий разрыв в военном потенциале между США и их геополитическими противниками и между их основными союзниками.

»в ЕС заметно отставание темпов военно-политического развития от интеграции в экономической сфере.

»стремление Японии превратиться в могущественную военную державу.

»Ки­тай для того чтобы справиться с внутренними проблемами, вынужден ограничивать свое активное участие в глобальной политике и проводить умеренную внешнюю политику.

»широкое распространение опасений, что склонная к единолич­ным решениям Америка способна стать источником угроз для всей планеты.

В этих условиях геополитическая стратегия США, направленная на поддержание глобальной гегемонии, предполагает поиски новых союзов и коалиций. Бжезинский отдает приоритет разработке транс­атлантической и тихоокеанской стратегиям как наиболее эффектив­ным.

Несмотря на разногласия США с ЕС и ростом антиамериканских настроений в Европе, Бжезинский настаивает на союзе с Европой: «Действуя в одиночку, Америка может первенствовать, но ей не достичь всемогущества; Европа, действуя аналогичным образом, может наслаждаться богатством, но ей не преодолеть своего бессилия». Однако, в системе глобальной безопасности Бжезинский отводит европейцам всего лишь вспомогательную роль в решении глобальных задач США.

В основе тихоокеанской геополитической стратегии США лежит «тщательно сбалансированный стратегический тре­угольник» США, Китая и Японии. С одной стороны, в этом союзе Бжезинский видит возможность создания вос­точного плацдарма для противостояния «стихии беспорядка» на обширных евразийских пространствах, которые по-прежнему рассматривает в качестве «черной дыры», с другой — он настороженно относится к гегемонистским устремлениям Японии и Китая в Ти­хоокеанском регионе и предлагает США держать своих союзников под контролем с помощью тонкого балансирования между их вза­имными страхами и претензиями.

Беспокойство в современных условиях вызывает у Бжезинского нарастание антиамерикан­ских настроений по всему миру. По его мнению для США одинаково разрушительны паневропеизм и паназиатизм, которые объединяют всех, кто видит в Америке об­щую угрозу.

Три кита New Pax Americana

США стали «главным полю­сом» не по своей воле и не благодаря «ударному труду» американцев, а вследствие ухода с исторической арены своего ан­типода — Советского Союза. В 1991 г., когда так называемых «им­перии зла» не стало, американцы, вздохнув свободно, принялись унифицировать мир, руководствуясь некими своими «универсальными» стандартами демократии и свободы.

США так и не удалось построить гло­бальную империю, охватив ею абсолютно все страны и народы. Как ранее не удалось покорить мир Чингисхану, Гитлеру, Стали­ну. Хотя США задали всему человечеству вектор демократическо­го развития.

Несмотря на доминирование США, в мире остаются «центры влияния» (Китай, Куба, Вьетнам, Ливия, Ирак, Иран, КНДР), не желающие подчиняться американ­скому диктату.

Изначально, с момента своего «основания», Pax Americana (мир по-американски) опира­лась на три кита.

Первым из «китов» Pax Americana является стратегия «разделяй и властвуй». С одной стороны, эта стратегия в «глазах» национально-освободительных движений сделала США сим­волом и гарантом идеалов независимости любых свободных наро­дов. С другой стороны, в «глазах» многонациональных государств США провоцируют сепаратизм и разжигают межна­циональную рознь.

Вторым «китом» Pax Americana является доллар, уси­лиями Рузвельта ставший эмиссионной денежной единицей мира для выведения США из Великой депрессии. После отказа мирового сообщества от «золотого стандарта» доллар получил монополию на осуществление международных денежных расчетов. Федеральная резервная система США продолжает печатать ничем не обеспеченный доллар: население многих стран все равно хранят свои сбережения в американских долларах.

Третий «кит» Pax Americana — статус морской державы. По­следние 200—300 лет морские перевозки грузов стабильно были са­мым надежным, быстрым и экономным способом транспортировки.

Однако существующие морские маршруты грузопотоков уже не в со­стоянии обслуживать мировой товарооборот. В связи с этим поднимаются вопросы возрож­дения сухопутных транспортных коридоров, прежде всего, через территорию Евразии: Россию и центрально-азиатский регион. По этой причине в Китае пытаются реализовать проект восстановления Великого Караванного (Шелкового) пути, с рабочим названием — Евразийский трансконтинентальный мост. Создание ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) двумя «геополитическими центрами» (Россией и Китаем) является стартовой площадкой для строительства и запуска трансконтинен­тального моста.

Когда основные грузовые пото­ки мира от Тихоокеанского побережья до Атлантики потекут по Евразийскому трансконтинентальному мосту, кардинально изменится и нынешняя геополитика. С одной стороны, США и их «верные» морские сателлиты (Великобритания, Израиль, Япония, Австралия, Марокко) окажутся не только в стороне от мировых грузопотоков, но и в стороне от геополитической жизни. С другой стороны, вернутся в ис­торию страны, через которые пройдут «евразийские коридоры».

Убрав этих «китов» США как «глобальная империя» превратится в обычное заурядное государство.

Подобные изменения могут привести к потере США мировой гегемонии и установлению многополярности в мире, в котором установится лидерство пяти-шести государств.

Риски и угрозы Америки

США в современных условиях сохранят за собой лидерст­во.

В экономике - за годы возрождения Америки после Великой депрессии и построения империи валовой продукт США ежегодно прирастал и прирастает в настоящее время, хотя и не так динамично.

В политике - после развала и крушения многонациональных государств (Советский Союз, Югославия и Чехословакия) у США воз­росло количество «друзей», которые по их команде помогают им в отношениях с геополитическими конкурентами - ЕС, Рос­сией и Китаем. Например, такую помощь Вашингтону оказывала Польша во времена президента Квасневского, Украина — во времена Ющенко и Грузия по руководством Саакашвили.

Весь наработанный за много лет потенциал США сразу никуда не исчезнет. Однако есть обстоятельства, которые заставляют их беспокоиться о своем мировом влиянии – это, так называемые, риски или угрозы.

Таким является рискутраты долларом своего статуса международных платежей (отметим, что это, скорее, теоретическая, чем реально осуществимая вероятность).

Другой — ослабление зависимости мирового сообще­ства от морских транспортных перевозок в результате построения континентальных коридоров. Хотя пока не ясно когда он осуществится.

Ослабление власти доллара, а также морского стату­са повлечет за собой крушение Pax Americana. Но, в любом случае, после такого крушения на карте мира останутся США как нацио­нальное (многонациональное) государство.

Влияние США на общемировые процессы ос­лабнет, но на северо-американском континенте они еще будут лидером. США будут играть лидирующую роль в так называемом в Тройственном союзе «Канада — США — Мекси­ка».

К угрозам для США можно также отнести потерю влияния и авторитетав различных регионах мира. Например, в Южной Америке или арабский Восток.

В Южной Америке лидерство видимо будет принадлежать Бразилии. Для этого у нее есть все: самодостаточная, по меркам региона, экономика и что более важно, исходя из неда­лекой стратегической перспективы, — большие запасы питьевой воды. США и Бразилии периодически будет вставлять «палки в колеса» так называемая «Левая инициатива» Ве­несуэлы — Кубы — Боливии, прикрывающаяся авторитетом Фиделя Кастро и подпитываемая нефтедолларами Уго Чавеса.

Существует конфликт США с странами, по­ставщиками нефти. В первую очередь, с Ираном. С одной стороны, Иран сам провоцирует Америку. Во-первых, он расширил зону своего влияния за счет Латинской Америки, до­говорившись с Венесуэлой, Кубой, Эквадором, Никарагуа. Во-вто­рых, иранские спецслужбы наращивают влияние в местах прожива­ния шиитов. Это Азербайджан, Бахрейн, Йемен и Саудовская Аравия. Конечная цель — разжечь пожар исламской революции и покон­чить с однополярным миром. На это же направлено и стремление заполучить атомное оружие. Многие в Вашингтоне полагают, что лучше сразиться с Ираном, чем потом воевать с Венесу­элой — главным поставщиком нефти в США, с Кубой, Ни­карагуа, Эквадором и др. Не стоит забывать, что латиноамериканцы составляют большинство во многих американских штатах, — в случае большой войны они станут «пятой колонной». Почувствовав слабость США, враги могут попытаться сверг­нуть проамериканские режимы в Пакистане, Саудовской Аравии, других странах Персидского залива.

Нападение США на Иран маловероятно. Иранцы способны устроить теракты против американцев во всех концах земли, в том числе, возможно, и в самих США. Они могут пере­крыть Ормузский пролив, нарушив экспорт нефти из Ближнего Востока.

Россия в XXI в. в геополитике США

С учетом сложившихся обстоятельств возникло три геостратегических варианта развития событий для России:

«зрелого стратегического партнерства» или глобального кондоминиума с Соединенными Штатами,

возможность реставрации некоторого имперского контроля над ближнем зарубежьем и создание державы, способной уравновесить Америку и Европу,

создание евразийской антиамериканской коалиции в целях снижения преобладания Америки в Евразии.

Как вести себя России — об этом в Америке думают давно. По-своему “заботится” о России и 3. Бжезинский. Он рассуждает:

Новые связи России с НАТО и Европейским Союзом, нашедшие свое отражение в совместном Совете НАТО-Россия, могут побудить Россию принять... решение в пользу Европы. Формальное (вот справедливая оценка объективной роли России в “восьмерке” — Н.Н.) членство в “большой семерке” и совершенствование механизма принятия политических решений в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе... должны побудить Россию занять конструктивную позицию в вопросах политического и военного сотрудничества в Европе.

Это означает, что судьбу русских, татар, башкир и других народов, проживающих в России, уже решили за них в Вашингтоне. Слова Бжезинского — не только пробный шар, лакмусовая бумажка на проверку реакции народов, но это еще и сценарий действий, которые предпринимались против России в течение 90-х годов. Самым сильным механизмом, который должен заставить Россию идти на веревочке к цели, обозначенной Западом, — ее долги международным инвесторам. Прежнее Правительство РФ заняло на западе более 130 млрд. долл. Половина из них вновь оказалась в банках Запада, но уже на счетах российских олигархов. Большая часть второй половины полученной на Западе валюты бездарно растрачена в России. Возвращать долги нечем, кроме как распродавать за бесценок сырье и землю. На Западе считают, что в таком положении РФ должна быть сговорчивой и идти на геополитические уступки Западу и Америке.

Эту мысль Бжезинский подтверждает фразой: Хотя региональное влияние Европы и Китая возросло, Россия по-прежнему остается собственником самой большой территории в мире, простирающейся на десять временных поясов и значительно превосходящей американскую, китайскую или европейскую.

Почему бы в этих условиях России не “уступить” часть обширных земель соседям или тем же американцам?

Потеря территории не является для России главной проблемой. Россия скорее должна быть озабочена тем, что отстает от Китая в плане модернизации социальной сферы.

Позиция вашингтонских лидеров в том, что Россия в первую очередь должна отдавать приоритет модернизации, а не предпринимать усилия по возвращению себе статуса мировой державы. В силу того, что ее территория велика, природно-климатические условия разнообразны, политическую систему России надо децентрализовать, а экономические связи порушить. Исчезает единый народно-хозяйственный, экономический комплекс, появляются местные князьки-сепаратисты (от Чукотки и Якутии до Смоленска) — нет единой в военно-стратегическом плане мощной России, а значит, и нет проблем у Европы, США, Китая, Японии и т.д. Возникает одна проблема — кто из ее соседей проглотит больше кусков некогда могучей сверхдержавы.

Под соседями, конечно, подразумеваются прежде всего США и Япония, затем Китай, который американские политики подталкивают в сторону Забайкалья, Монголии и Средней Азии.

Другим направлением в геополитике США по отношению к России является ее дробление. Реализация этой бредовой идеи в геополитическом плане означает, что будут какое-то время существовать марионеточные республики на территории некогда могучей страны, а затем, в недалеком будущем они будут поглощены более могущественными соседями. И такая Россия (скорее всего Европейская) будет менее склонна к проявлению имперских амбиций.

В реализации планов “децентрализации” России Вашингтону должны помочь в первую очередь бывшие республики СССР – Тбилиси, Киев, Баку и Ташкент и др. Для этого они должны стать сильными, динамично развивающимися. Этим объясняется такое пристальное внимание американцев к этим республикам. Оно проявляется в инвестициях, в технической помощи, в совместном участии в различного рода проектах, наиболее крупный из них — добыча нефти со дна Каспийского моря. Разработка региональных ресурсов, полагают в США, приведет к росту благосостояния и внесет ощутимый элемент стабильности, что уменьшит опасность возникновения конфликтов. Развитие регионов благоприятно скажется на соседних провинциях России, которые в экономическом плане скатываются вниз. Эта идея — замаскированная экономическая экспансия. Ее модель сейчас апробируется на Курильских островах нашими ближайшими соседями — японцами.