Геополитическая мысль Нового времени
Факторы влияния в геополитике нового времени
В период развития промышленной цивилизации вопрос о влиянии географического фактора на политическое развитие народов вновь обрел актуальность. Это было обусловлено рядом факторов.
1. Интеллектуальный прорыв положил начало пересмотру основных религиозных доктрин на устройство современного миропорядка. Этим прорывом стала эпоха Просвещения XVIII в., основная идея которой — вера в человеческий разум и науку с ее экспериментальными методами, в использовании разума для решения социальных проблем. Эпоха Просвещения оказала заметное влияние на развитии геополитических идей на Западе. В работах французских материалистов и просветителей XVIII в. (Монтескье, Дидро, Руссо, Д'Аламбер, Ламетри) была сформулирована концепция географического детерминизма в общественных науках, благодаря которой и возникла геополитика как наука. В основном геополитические идеи развивались в рамках географической науки и формирования светской концепции всемирной истории, выявления ее законов и факторов, обеспечивающих равновесие сил в мире.
2. Практически повсеместно национальное сознание европейцев сформировано организацией общества в рамках государства-нации. Перманентные всплески национализма в Европе, обусловленные растянутостью процесса создания национальных государств — с XVIII по XX вв., приводили к войнам и конфликтам, пересмотру границ, распаду и воссозданию государств. В течение всего этого времени правители Европы вели практически бесчисленные войны и не помышляли о теоретическом обосновании принципов построения справедливого мирового порядка.
3. Начало колониальных войн и раздела мира, коммуникационное «сжатие» геополитического пространства в эпоху индустриального развития за счет изобретения новых способов контроля за территорией привели к тому, что международные отношения все больше основывались на силе. Разрыв между теорией (декларацией разумного устройства мира) и практической политикой активизировал поиск новых пространственных моделей, выгодных странам-гегемонам. В этих условиях предугадать вектор дальнейшего развития мировой политики становилось все более и более невозможным в силу растущего количества новых угроз и рисков.
Развитие геополитических идей в рамках географической школы
Географическая школа — это особое направление в социологии, которое рассматривает географическую среду (климат, почву, рельеф местности, реки и т.п.) как определяющий фактор развития общества. Это направление противостоит волюнтаристским и теологическим концепциям исторического процесса. Ее основателем считается Монтескье.
Концепция географического детерминизма Монтескье Концептуально взаимосвязь географической среды, политики и законодательства была выявлена французским мыслителем Ш.-Л. Монтескье (1689—1755) в рамках светской концепции всемирной теории. В своей работе «О духе законов» (1748) он пытался сформулировать закономерности общественного развития, включая государство и право. По мнению Монтескье, разнообразие законов и учреждений не является результатом произвола, фантазии людей. Напротив, они объективно обусловлены своеобразием среды, в которой они создаются и функционируют. Он назвал эту причинную обусловленность «духом законов» и определил ее как совокупность отношений, в которых находятся законы к климату страны, ее почве и рельефу, нравам, обычаям и религиозным верованиям, численности, материальной обеспеченности и экономической деятельности населения, к целям законодателя и обстоятельствам возникновения самих законов, характеру существующей политической власти и к наличному «порядку вещей» в целом.
Эти законы должны находиться в таком тесном соответствии со свойствами народа, для которого они установлены, что только в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными и для другого народа. Необходимо, чтобы законы соответствовали природе и принципам установленного или установляемого правительства, имеют ли они целью устройство его, что составляет задачу политических законов, или только поддержание его существования, что составляет задачу гражданских законов. Они должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату — холодному, жаркому или умеренному, качествам почвы, ее положению, размерам, образу жизни ее народов — земледельцев, охотников или пастухов, степени свободы, допускаемой устройством государства, религии населения, его склонностям, богатству, численности, торговле, нравам и обычаям; наконец, они связаны между собой и обусловлены обстоятельствами своего возникновения, целями законодателя, порядком вещей, на котором они утверждаются. Их нужно рассмотреть со всех этих точек зрения. Это именно я и предполагаю сделать в настоящей книге. В ней: будут исследованы все эти отношения; совокупность их образует то, что называется Духом законов.
У Монтескье не было выработано единого социологического принципа, объясняющего многообразие систем законодательства и образа правления. «Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы и обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа». Эти факторы в определенных условиях могут выступать либо на первый план социальной детерминации, либо отодвигаться назад, обусловливая все многообразие конкретных проявлений действительности. Если географическая среда играет решающую роль в общественной жизни отсталых народов, то такую же роль играют в жизни «цивилизованных народов» законодатель и законодательство. Более того, Монтескье настаивал, что все отмеченные факторы имеют значение при установлении законодательства и рассматривать их надо со всех точек зрения.
Однако «субстанцию» истории мыслитель видел в природных условиях существования человека — климате, почве, географическом положении.
Как полагал Монтескье, «власть климата есть первейшая власть на земле», что составляло ключевую идею географического детерминизма. Монтескье разделил климат на холодный, умеренный и жаркий, выводя из него характеры людей и их склонности к установлению республики, монархии или деспотии. Обосновывая географическую детерминацию «образа правления», Монтескье подчеркивал, что прямое воздействие климата на физиологическое состояние людей, а значит и на их психологию, имеет решающее значение при организации общественного устройства и учреждении политических порядков: «малодушие народов жаркого климата всегда приводило их к рабству, между тем как мужество народов холодного климата сохраняло за ними свободу».
Почва, разделяемая Монтескье на плодородную и неплодородную, также оказывает влияние на жизнь государства, уровень его национального богатства, развитие различных видов экономической деятельности (земледелие, скотоводство, ремесло, торговля). Он замечал, что в стране с подходящей для земледелия почвой, естественно, устанавливается дух зависимости. Крестьяне, составляющие главную часть ее населения, менее ревнивы к своей свободе; они слишком заняты работой, слишком поглощены своими частными делами. Деревня, которая изобилует всеми благами, боится грабежей, боится войска. Таким образом, в странах плодородных всего чаще встречается правление одного, а в странах неплодородных — правление нескольких, что является иногда как бы возмещением за неблагоприятные природные условия.
Рельеф местности влияет на величину государства, формирование в зависимости от него обширных империй, небольших и средних государств. В Европе в силу ее естественного разделения образовалось несколько государств средней величины, где правление, основанное на законах, не только не оказывается вредным для прочности государства, но, напротив, настолько благоприятно в этом отношении, что государство, лишенное такого правления, приходит в упадок и становится слабее других. Вот что образовало тот дух свободы, благодаря которому каждая страна в Европе с большим трудом подчиняется посторонней силе, если эта последняя не действует посредством торговых законов и в интересах ее торговли.
Поэтому образ правления в каждой стране должен соответствовать условиям географической среды, только тогда государство способно гармонично и успешно развиваться во времени и в пространстве. Так, по мнению Ш. Монтескье, демократическая республика требует небольшой территории, прямого участия населения в делах общества, подавления личного интереса, строгой дисциплины граждан.