Две традиции геополитики Средневековья

Религиозная геополитическая традиция

В Средние века (V—XV вв.) иерархи католической церкви разви­вали провиденциальный взгляд на проблему пространственных отношений между государствами. Согласно этому учению, геопо­литический миропорядок, как все сущее, основан на догмате о божественном происхождении. Один из создателей христианской политической теории Аврелий Августин (Блаженный; 354—430) в трактате «О граде Божием» всю историю человечества представлял как развитие двух противоположных государств: земного — гре­ховного и града Божиего, состоящего из избранников Бога. По­скольку государство рассматривается Августином как часть уни­версального порядка, создателем и правителем которого является Бог, то все государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку. Ведь государство — это множество людей, объединен­ных общественной связью. Государство, ставящее своей целью удовлетворение лишь земных благ, лишено правды, есть господ­ство силы. С тех пор как государство включает в себя дьявольскую волю, оно становится общественным тираном. Только государство божие обладает истинной правдой, и в нем осуществляется все­общее стремление к единству и вечному миру.

Светская геополитическая традиция

Развитие капитализма и нового класса — буржуазии востребовали светскую политическую доктрину, в которой выдвигалась идея цен­трализованного государства, не зависящего от церкви и проводяще­го активную внешнюю политику. Традиция политического реализ­ма, заложенная Н. Макиавелли, в основу внешней политики кладет силовой фактор. Теперь взаимоотношения между национальными государствами трактовались в терминах господства и подчинения. Вновь образовавшиеся государства-нации для реализации нацио­нальных интересов начали борьбу за территориальный раздел мира. Великие географические открытия XV—XVII вв. принесли государ­ствам — метрополиям не только сверхприбыли, но и сформировали новую геополитическую модель пространственных отношений «мет­рополия — колония». В связи с этим существенно изменились формы контроля за пространством, а вместе с ними и роль геогра­фической среды в становлении национальных государств и принци­пы взаимоотношений между ними на международной арене. Тем самым, подходы к анализу пространственных взаимоотношений между государствами нуждались в переосмыслении.

Теория климата Бодена Французский юрист Жан Боден (1530— 1596) для объяснения политического поведения и формирования политических позиций народов и государств сформулировал свою теорию климата. После периода политической раздробленности он заново переосмыслил влияние географического фактора на процесс складывания централизованных национальных государств в Европе. В работе «Шесть книг о республике» (1576) Ж. Боден был одним из первых, кто обосновал зависимость форм государства влиянием гео­графического фактора: размера и характера территории, климата, пло­дородия почв и т.д. При этом он не отрицал значения в выборе форм правления, их устойчивости и целесообразности историческо­го опыта, в том числе культуры, религии, нравов, обычаев, тради­ции и т.д. Так, по мнению Бодена, на севере живут народы храб­рые, создавшие сильное войско; напротив, у южных народов развит ум, поэтому там процветают науки, философия, юриспруденция. На севере опорой правительства является сила, в средней полосе — разум и справедливость, на юге — религия. Храбрые жители севера и горцы создали демократию либо выборную монархию; изнежен­ные обитатели юга равнин легко подчиняются монархии. В связи с этим он полагал, что западные страны ближе к северным народам, а восточные тяготеют к южным.

В работах по философии истории («Метод легкого изучения ис­тории») Боден предвосхитил аналитический метод рационалистиче­ской философии и «социальной физики» XVII в. путем выявления соотношения случайных и необходимых факторов в историческом развитии. Он использовал метод социологического анализа для опре­деления законов развития, представляя их как устойчивую взаимо­связь различных факторов:

природа, климат и психологические особенности характера как факторы исторического развития;

исключительное внимание к естественным законам, рассужде­ния о Природе-Господине с попыткой растворить в ней Бога как элементы натурфилософии.