Метод – путь познания. Проблема метода – проблема основ познания и критериев истины.
Представление о причинности носило строго детерминистский характер.В механистической картине мира весь мир – от атомов до планет и звезд – уподоблен некоему неизменному, раз и навсегда созданному механизму, где все материальные объекты перемещаются, не претерпевая развития, в абсолютном пространстве и времени, подчиняясь законам механики и строгой причинности.
Представление о движении
Все виды движения в механистической картине мира были редуцированы к механическому перемещению. Философской основой отрицания развития служила деистическая концепция, согласно которой Бог сотворил мир однажды в его законченном, совершенном виде.
4. 3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Проблема метода обсуждалась еще в античности, но лишь в философии Нового времени она получает систематическое развитие.
Философия Нового времени дает три основных решения: сенсуализм, рационализм и эмпиризм. Сенсуализм и рационализм берут свое начало в античной философии, эмпиризм – принципиально новая концепция, появление которой соответствовало интенциям развития новоевропейской науки.
4. 3. 1.СЕНСУАЛИЗМ
Эта философская концепция за основу познания и критерий истины берущая чувства. Главный принцип сенсуализма: «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».
Джона Локка (1632–1704). Главная его работа – «Опыт о человеческом разумении». Д. Локк, выступая против теории «врожденных идей», восходящей к Платону, считал, что сознание человека от рождения – «чистая доска», которая наполняется содержанием через ощущения. Ощущения Д. Локк называет идеями. Идеи – это все то, что воспринимается душою в себе самой или является непосредственным объектом восприятия, мышления или интеллекта. Ум способен только комбинировать идеи, а не производить их. Развитие познания – движение от простых идей – к сложным.
4. 3. 2. ЭМПИРИЗМ
Данная философская концепция основу познания и критерий истины усматривает в опыте.
Бэкон (1561–1626) – английский философ, политик и писатель. Основные принципы нового метода были изложены им в трактате «Новый органон» – второй части большого, но неосуществленного до конца замысла, названного Ф. Бэконом «Великое восстановление наук». Ф. Бэкон критикует предшествующую философию за бесплодность и многословие. Рост практического могущества человека – свидетельство обладания им подлинным знанием. Выступая за тесную связь науки с практикой, Ф. Бэкон выдвигает свой знаменитый тезис «Знание – сила».
Эмпирический метод близок к сенсуализму, но имеет ряд существенных отличий от него.
Эмпиризм не исключает важности чувственного восприятия для процесса познания, но настаивает на тесном союзе чувств и разума.
В отличие от сенсуализма, основанного на пассивном созерцании природы, эмпиризм провозглашает необходимость активности субъекта познания.
Идолы рода – это субъективные моменты человеческого познания, логического или психологического свойства, объективно присущие человеческому разуму вообще. К идолам этого рода Ф. Бэкон относит субъективность человеческого познания: склонность приписывать природе человеческие качеств. Идол рода – «жадность» разума: имея дело с конечным, человек дерзает постигнуть бесконечное и склонен своим знаниям, полученным из ограниченного опыта, придавать универсальное значение.
Идолы пещеры – это те же идолы рода, только по-разному и у разных людей проявившиеся в силу воспитания или иных особенностей развития. Это индивидуальные особенности мышления, которые, будучи доведены до крайности, могут привести к ошибкам познания
Идолы площади – это слова и понятия, за которыми нет никакой реальности либо реальность искажена. Однако эти понятия используются людьми при осмыслении мира и приводят к неправильным концепциям – идолам театра. В качестве примера идолов площади Ф. Бэкон приводит понятия «судьба» и «перводвигатель», которых в реальности, с его точки зрения, нет.
Идолы театра – догматизированные теории и концепции, мешающие дальнейшему развитию познания. Ф. Бэкон таковыми считает софистику, суеверия, теологию и философию Аристотеля.
4. 3. 3. РАЦИОНАЛИЗМ
Рационализм – это философская концепция, основу познания и критерий истины усматривающая в разуме. Рационализм восходит к платоновской концепции познания как припоминания и теории «врожденных идей».
Р. Декарта (1596–1650), французского философа и математика. Основные идеи изложены им в трактатах «Рассуждение о методе» и «Начала философии».
Р. Декарт разработал следующие правила своего метода.
Первое правило – правило интеллектуальной интуиции.
Второе правило – правило анализа: разделять сложные проблемы на простые.
Третье правило – правило дедукции: располагать свои мысли в порядке, начиная с простейших, абстрактных, и доходить до наиболее сложных, конкретных.
Четвертое правило – правило полноты и последовательности выводов: в процессе мышления не пропускать никаких логических ступеней, делать все
выводы, которые только можно получить.
4. 4. ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Субстанция – «объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства..; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-либо постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему»[1].
Проблема субстанции восходит к античной философии и получает в Новое время три основных решения.
4. 4. 1. ДУАЛИЗМ
Дуализм – это философская концепция, все многообразие бытия сводящая к двумсубстанциям. В философии Нового времени дуализм представлен в учении Р. Декарта.
Параллельное изменение в материальной и духовной субстанции скорректированы богом.
Атрибутом (неотъемлемым, сущностным свойством) духовной субстанции является мышление, а материальной – протяжение.
Модусами(свойствами, присущими лишь в некоторых, определенных состояниях) духовной субстанции являются воображение, чувство, желание. Модусы материальной субстанции множественны, в том числе ими являются: фигура, движение, положение и т. д.
4. 4. 2. МОНИЗМ
В философии Нового времени монистическая концепция представлена пантеистической философией голландского философа Б. Спинозы (1632–1677).
Согласно Б. Спинозе, субстанция одна – это бог или природа. Она имеет два атрибута: мышление и протяжение. Модусы субстанции – это единичные вещи. Таким образом, конечные вещи – это состояния бога, а бог – внутренняя причина всех вещей. Душа человека – идея тела, то есть душа – не субстанция, а лишь модус мышления.
4. 4. 3. ПЛЮРАЛИЗМ
В философии Нового времени существует третье решение проблемы субстанции, которое можно условно назвать плюрализмом. Это концепция, допускающая бесконечно многое число субстанций. Автор этой концепции –Г. В. Лейбниц (1646–1716) – назвал свое учение «монадологией».
Согласно Г. В. Лейбницу, существует бесконечное множество субстанций или монад (в переводе: «единое», «единица»), они неделимы и идеальны. Весь мир – совокупность монад: душа есть не только у человека, но у растений и даже минералов, но только у них не сознательные, как у человека, а бессознательные представления.
Монады находятся в предустановленной Богом гармонии. Мир совершенен. Степень свободы каждой монады определяется степенью ее разумности, сознательности.
4. 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Эпоха Просвещения характеризуется большими общественными и культурными изменениями, на ход которых оказали существенное влияние философские идеи.
Идеи, выдвигаемые философами этой эпохи (которые нередко были и видными общественно-политическими деятелями), не во всем совпадают, однако можно выделить ряд идей, характерных для эпохи в целом.
Рассмотрение человеческого разума как сущности человека, основы его могущества, счастья и нравственности. На этой основе философы Просвещения атакуют религиозный фанатизм, различные суеверия, феодальный абсолютизм, произвол политический и правовой
Идея прогресса - Идея прогресса предполагает, что каждая следующая ступень развития – сложнее, совершенней, лучше предыдущей.
Космополитизм. На основе доверия ко всему естественному («естественная религия», «естественные права человека») в эпоху Просвещения складывается представление о человеке.
4. 6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Вторая половина ХVIII – первые десятилетия ХIХ веков в истории Германии нарастающий подъемо духовной культуры. На фоне относительно отсталых, по европейским меркам, социально-экономических условий и раздробленности страны немецкое искусство и философия достигли необычайного расцвета. В них нашли свое воплощение идеалы Просвещения.
Немецкая классическая философия – это прежде всего философия И.Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха - создатели оригинальной философской системы, детально разрабатывающей все разделы философского знания.
4. 6. 1. ФИЛОСОФИЯ И. КАНТА
Философия И. Канта (1724 – 1804) – завершение и одновременно критика Просвещения. Она положила начало последней фазе развития классической европейской философии, представленной школой немецкого идеализма.
Основной проблемой философии, ее «первым» и «последним» вопросом И. Кант считал проблему сущности человека: «Кто есть я, человек?». Чтобы ответить на этот вопрос, философия должна ответить еще на три: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?».
Отвечая на первый вопрос, И. Кант подвергает критике гносеологический оптимизм Просвещения и ставит под сомнение принцип объективизма новоевропейской философии. В трактате «Критика чистого разума» И. Кант обосновывает и развивает позиции агностицизма. Агностицизм – это концепция, не признающая за человеческим разумом возможность познания сущности вещей.
Философия – это деятельность разума, а разум – это способность делать умозаключения. И. Кант доказывает, что человеческий разум своими собственными силами не может разрешить основные философские проблемы: 1) ограничен ли мир в пространстве и времени или бесконечен и безграничен? 2) можно ли сложное разделить на простое, или простого не существует? 3) есть ли у человека свобода, или все подчинено необходимости? 4) существует бог или нет? Эти проблемы И. Кант считает антиномиями чистого разума. На их примере Кант демонстрирует ограниченность возможностей чистого разума: он постигает не сущность вещей, а только их явления – не мир «вещей-в-себе», а мир «вещей-для-нас».
Однако помимо чистого разума существуетразум практический.
В своем этическом учении Кант выступает против господствующего эвдемонизма, склонного видеть главное предназначение человеческой жизни в счастье. Не погоня за удовольствиями и счастьем, а исполнение нравственногодолга – единственное, что может удовлетворить личность человека, считает И. Кант. Свое представление о сущности нравственности он формулирует в знаменитом категорическом императиве: «поступай так, чтобы другой человек был всегда для тебя целью, но никогда – средством».
4. 6. 2. ФИЛОСОФИЯ Г. ГЕГЕЛЯ
Г. В. Ф. Гегель (1770 – 1831). В философии Гегеля диалектика является одновременно и системой, и методом.
Система является идеалистической: мир представлен в развитии, но это развитие – развитие Абсолютной Идеи (Бога), а материальный (природный) мир есть лишь этап развития Абсолютной Идеи и не способен к саморазвитию.
Гегель выделяет предшествующие абсолютному духу субъективный и объективный дух. В рамках философии объективного духа Гегель развил свое учение о государстве и праве. Гегель выступает против просветительской абсолютизации естественных прав отдельного человека и теории «общественного договора». Свобода по Гегелю – это познанная необходимость.
4. 7. ФИЛОСОФИЯ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА
К. Маркса (1818–1883) и Ф. Энгельса (1820–1895).
философы источниками своей философии считали диалектику Г.Гегеля и материализм Л. Фейербаха, а также социалистические идеи французских просветителей. При этом и К. Маркс, и Ф. Энгельс решительно размежевывались с немецкой классической философией. К. Маркса и Ф. Энгельса можно считать постклассической: она отталкивается от немецкой классической философии, опираясь на нее и одновременно критикуя, выходит за ее рамки.
4. 7. 1. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Философия К. Маркса и Ф. Энгельса является последовательно материалистической.
К. Маркс и Ф. Энгельс совершили революционный шаг в философии, соединив материализм с диалектикой. Они выдвинули принцип самодвижения материи.
Принципиально новым, по отношению к предшествовавшей философии, явилось в марксизме и понимание главной задачи философии: философия должна не только познать мир, но и преобразовать его. Сами философы попытались осуществить этот принцип: в отличие от многих своих коллег, К. Маркс и Ф. Энгельс не были кабинетными учеными, а самым активным образом участвовали в политической жизни Европы.
4. 7. 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Марксизм видит свое принципиальное отличие от предшествующего материализма не только в диалектическом характере своей философии, но и в последовательном проведении материалистического принципа в понимании общества.
К. Маркс и Ф. Энгельс настаивают на том, что в основе происхождения и развития общества лежит производственная деятельность людей.
К. Маркс выделяет три основных вида производства: производство средств производства, производство потребностей и производство человека.
К. Маркс и Ф. Энгельс реализуют материалистический принцип первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Этот принцип и составляет основу исторического материализма – социальной философии марксизма.